Решение по делу № 2-542/2017 ~ М-430/2017 от 05.09.2017

Дело № 2-542/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 октября 2017 года село Якшур-Бодья


Якшур-Бодьинский районный суд УР в составе:

председательствующего судьи Трудолюбовой Е.И. единолично, при секретаре Куклиной А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Якшур-Бодьинского района УР в интересах неопределенно круга лиц к Администрации муниципального образования «Якшур-Бодьинский район», Администрации муниципального образования «Якшур-Бодьинское» о понуждении к совершению действий,

у с т а н о в и л:

Прокурор Якшур-Бодьинского района УР обратился в суд с исками в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Якшур-Бодьинский район», Администрации муниципального образования «Якшур-Бодьинское» о понуждении к совершению действий. Заявленные требования мотивированы следующим

Прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, по результатам которой выявлены следующие нарушения.

В результате проведенной проверки установлено, что автомобильная дорога, расположенная на пер.Западный с. Якшур-Бодья, протяженностью 0,4 км, входящая в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Якшур-Бодьинский район», утвержденный Постановлением Администрации муниципального образования «Якшур-Бодьинский район» от 22 февраля 2017 года № 179, не паспортизирована.

В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.6 ст.З Закона № 257-ФЗ дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Частью 3 статьи 15 Закона № 257-ФЗ установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В силу положений ст. 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержание автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.

Как установлено абз. 2, 6, 11 ч. 4 ст. 6 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с положениями ст. 12 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Частями 1, 8 ст. 6 Закона № 257-ФЗ установлено, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года № 402 утверждена «Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», в силу пп. 4 п. 9, в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.

Согласно строительным нормам ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденных Минавтодором РСФСР 05 февраля 1982 года, все автомобильные дороги общего пользования подлежат техническому учету и паспортизации. Учет и паспортизацию проводят по каждой дороге в отдельности. Паспортизация автомобильных дорог проводится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 августа 2009 года № 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог проводится: в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией.

Исходя из взаимосвязанных положений ч. 3 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона УР от 13.07.2005 № 42-РЗ «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике», ч. 2 ст. 13 Закона № 257-ФЗ, вопросы осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.

Согласно ст. 7.2 Устава муниципального образования «Якшур-Бодьинский район» органы местного самоуправления муниципального района осуществляют на территории сельских поселений, входящих в состав муниципального района, решение вопроса местного значения поселений «дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них...».

На основании соглашения о передаче части полномочий № 235/2016 от 28.12.2016 полномочия по реализации вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов передано Администрации муниципального образования «Якшур-Бодьинское».

Указанная в исковом заявлении автомобильная дорога отнесена к дорогам общего пользования местного значения, не состоит в перечне автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения.

Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления по обеспечению безопасности дорожного движения.

Отсутствие технического паспорта влечет ненадлежащее выполнение обязанностей по содержанию автомобильных дорог, что находится в причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения, затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения МО «Якшур-Бодьинский район».

Прокурор Якшур-Бодьинского района УР просит обязать Администрацию муниципального образования «Якшур-Бодьинский район» и Администрацию муниципального образования «Якшур-Бодьинское» в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу произвести паспортизацию автомобильной дороги, расположенной на пер.Западный с. Якшур-Бодья, протяженностью 0,4 км

Помощник прокурора Кондренков С.И. в судебном заседании исковые требования поддержал, подтвердив доводы, изложенные в иске.

Представители Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» и Администрации МО «Якшур-Бодьинское» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении слушания по делу не просили.

Выслушав участвующих по делу лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путём, в числе иного, присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со ст.3 Федерального Закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом, под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. В силу ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения. В целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения должны разрабатываться федеральные, региональные и местные программы, направленные на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий. Эти положения закона содержатся в ст. 10 ФЗ «О безопасности дорожного движения». Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, закреплено в ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения».

В соответствии с п.п. 10, 11 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 28.11.2011) к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.

В соответствии с п. 10 ст. 5 указанного Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно Приказу Минтранса Российской Федерации от 16 ноября 2012 года N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" в состав работ по содержанию входят паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений (пп. 4 п. 9).

Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм - ВСН 1-83 "Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", утвержденной 5 февраля 1982 года Минавтодором РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

При этом согласно п. 1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.

Технический паспорт является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления для обеспечения безопасности дорожного движения.

Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. В настоящее время с возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог.

Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года N 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Приказом Министерства транспорта РФ от 6 ноября 2012 года №402 утверждена «Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог».

В подпункте 4 пункта 9 Классификации работ определено, что паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в состав работ по содержанию дорог.

Между МО «Якшур-Бодьинский район» и МО «Якшур-Бодьинское» было заключено соглашение о передаче части полномочий от 28.12.2016.

В соответствии с п.1.1 данного соглашения на Администрацию МО «Якшур-Бодьинское» переданы полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта населения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, на Администрацию МО «Якшур-Бодьинское», на основании вышеизложенного соглашения возложены полномочия по осуществлению дорожной деятельности, в том числе, по осуществлению работ по паспортизации дорог.

Из материалов дела следует, что перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Якшур-Бодьинское» утвержден постановлением Главы МО «Якшур-Бодьинский район» № 179 от 22.02.2017, куда, в том числе включена, автомобильная дорога, расположенная на пер.Западный с. Якшур-Бодья, протяженностью 0,4 км.

Судом установлено, что данная дорога является автомобильной дорогой общего пользования местного значения и расположена в границах муниципального образования «Якшур-Бодьинское».

Собственником автодорог является МО «Якшур-Бодьинский район». Однако, несмотря на это, ответчиками паспортизация указанной выше автомобильное дороги на территории МО «Якшур-Бодьинское» не проводилась.

Вместе с тем, именно, технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения. Отсутствие технического паспорта дороги нарушает условия обеспечения безопасности дорожного движения на дорогах поселения, что сказывается на безопасности дорожного движения, и, в свою очередь, затрагивает интересы неопределенного круга граждан.

С учетом изложенного, суд признает законными требования прокурора Якшур-Бодьинского района УР о возложении обязанности на Администрацию МО «Якшур-Бодьинский район», Администрацию МО «Якшур-Бодьинское» провести паспортизацию дороги, расположенную на пер.Западный с. Якшур-Бодья, протяженностью 0,4 км, в течение 2 лет со дня вступления решения в законную силу. Указанный прокурором срок исполнения заявленных требований, суд находит разумным и достаточным.

Кроме того, при наличии объективных причин невозможности исполнения решения суда в указанный срок, ответчики не лишены права поставить перед судом вопрос об отсрочке исполнения решения.

В соответствии с п. 1 ст. 333.36 НК РФ ответчики от уплаты государственной пошлины по делу освобождены.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Якшур-Бодьинский район», Администрации муниципального образования «Якшур-Бодьинское» о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Якшур-Бодьинский район», Администрацию муниципального образования «Якшур-Бодьинское» в течение двух лет, с момента вступления решения суда в законную силу, осуществить паспортизацию автомобильной дороги, на пер.Западный с. Якшур-Бодья, протяженностью 0,4 км

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики путём подачи апелляционной жалобы через Якшур-Бодьинский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья    Е.И. Трудолюбова

2-542/2017 ~ М-430/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Якшур-Бодьинского района УР
Ответчики
Администрация МО "Якшур-бордьинский район"
Администрация МО "Якшур-Бодьинское"
Суд
Якшур-Бодьинский районный суд
Судья
Трудолюбова Елена Изосимовна
05.09.2017[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.09.2017[И] Передача материалов судье
07.09.2017[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.09.2017[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.09.2017[И] Подготовка дела (собеседование)
14.09.2017[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.10.2017[И] Судебное заседание
20.10.2017[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.10.2017[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.04.2018[И] Дело оформлено
11.04.2018[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее