Судья Засыпалова В.И. Дело № 12-168/2019
Р Е Ш Е Н И Е
10 октября 2019 года город Пенза
Судья Пензенского областного суда Потапов Н.Н.,
при секретаре Макеевой В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда жалобу главы администрации Первомайского района г.Пензы Беляковой Л.Г. на постановление судьи Первомайского районного суда г.Пензы от 10 сентября 2019 г. № 5-1210/2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении администрации Первомайского района г.Пензы,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением судьи Первомайского районного суда г.Пензы от 10 сентября 2019 г. № 5-1210/2019 администрация Первомайского района г.Пензы признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пензенский областной суд, глава администрации Первомайского района г.Пензы Белякова Л.Г. просит постановление судьи изменить, переквалифицировать бездействия администрации Первомайского района г.Пензы со статьи 6.4 КоАП РФ на статью 6.3 КоАП РФ, назначив административное наказание в виде предупреждения. В обоснование жалобы указывает, что по <адрес> расположено два одиночных евроконтейнера, которые не являются собственностью и не числятся на балансе администрации Первомайского района г.Пензы. Данные евроконтейнеры расположены на муниципальном земельном участке, который также не является собственностью администрации Первомайского района г.Пензы. Полагает, что статья 6.4 КоАП РФ может быть применена за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений, общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, тогда как вышеуказанные евроконтейнеры не являются сооружением. Также указывает, что деятельность, по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых бытовых отходов на территории города Пензы входила в компетенцию Управления жилищно-коммунального хозяйства города Пензы. Администрация Первомайского района г.Пензы является иным органом местного самоуправления и наделена полномочиями по решению вопросов местного самоуправления в соответствии со статьей 45 Устава города Пензы. В связи с внесенными изменениями в статью 45 Устава города Пензы (решение Пензенской городской Думы от 26 апреля 2019 года № 1187-56/6) в компетенцию администраций районов города включено создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории района города Пензы, за исключением случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Денежные средства на создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не выделялись, что является основанием для неприменения к администрация Первомайского района г.Пензы мер административного воздействия. Требование Роспотребнадзора было рассмотрено, меры по наведению чистоты и порядка приняты. Просит учесть, что нарушение является единичным случаем после зимнего периода, не имело длительного и систематического характера, было оперативно устранено.
Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела, заслушав защитников администрации Первомайского района г.Пензы Першенкову Е.О. и Курдюкову Ю.Н., поддержавших доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В пункте 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 64, определено, что контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться и опорожняться ежедневно. Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
В силу статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов отнесено к вопросам местного значения.
Согласно пункту 1.30 статьи 45 Устава города Пензы создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории района г.Пензы, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, входит в компетенцию администрации района.
Административная ответственность статье 6.4 КоАП РФ наступает за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как усматривается из материалов дела, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области при проведении административного расследования и осмотре территории 23 июля 2019 года в 13 час. 50 мин. выявлено, что администрация Первомайского района г. Пензы в нарушение пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 не обеспечила надлежащее состояние контейнерной площадки, расположенной по <адрес>, где установлены 2 контейнера для сбора коммунальных отходов, а именно: отсутствует ограждение бордюром и зеленью по периметру, а также бетонное или асфальтовое покрытие контейнерной площадки.
Допущенное нарушение послужило основанием для привлечения администрации Первомайского района г. Пензы, к компетенции которой в силу Устава города Пензы отнесено создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории района, постановлением судьи районного суда к административной ответственности по статье 6.4 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 8 августа 2019 года № 145-АР, которым зафиксировано правонарушение; протоколом осмотра территории от 23 июля 2019 года № 158-АР, согласно которому контейнеры в количестве 2 штук по <адрес> установлены без твердого основания и не огорожены бордюром и зеленью по периметру; фотоматериалом, приложенным к протоколу осмотра; сообщением от 12 июля 2019 года администрации Первомайского района г.Пензы, согласно которому контейнерная площадка по <адрес>, установлена для жителей индивидуальных жилых домов по <адрес>, содержание данной площадки относится к компетенции администрации Первомайского района г. Пензы; и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела установлены и исследованы судьей районного суда в полном объеме, выводы суда соответствуют нормам действующего законодательства и собранным по делу доказательствам.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Администрация Первомайского района г.Пензы, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечена к административной ответственности по статье 6.4 КоАП РФ.
Действия администрации Первомайского района г.Пензы квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что статья 6.4 КоАП РФ может быть применена за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружения и транспорта, тогда как евроконтейнеры не являются сооружением, являются несостоятельными и не влекут отмену постановления.
В данном случае вмененное администрации Первомайского района г.Пензы нарушение СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» относится к нарушениям санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Так, из буквального содержания пунктов 1.2, 1.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 следует, что данные санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания и разработаны для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. В этой связи судья районного суда пришла к обоснованному выводу, что бездействия администрации подлежат квалификации по статье 6.4 КоАП РФ, которая является специальной правовой нормой по отношению к статье 6.3 КоАП РФ и имеет над ней приоритет.
Ссылка в жалобе на то, что изменения в устав города Пензы, касающиеся компетенции администраций районов города в части создания и содержания мест накопления твердых коммунальных отходов на территории района города Пензы, внесены решением Пензенской городской Думы от 26 апреля 2019 № 1187-56/6, денежные средства на создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов денежные средства не выделялись, не может быть принята во внимание.
Как следует из положений статьи 41 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 34 Устава города Пенза администрация района, обладающая правами юридического лица, выступает полноправным участником публичных правоотношений.
Законодательство об административных правонарушениях, основываясь на принципе равенства перед законом (статья 1.4 КоАП РФ), не предусматривает каких-либо исключений для органов местного самоуправления, которые могут быть привлечены к административной ответственности наряду с другими субъектами административных правонарушений в случае их совершения.
Отсутствие денежных средств на указанные цели не может служить основанием для освобождения администрации Первомайского района г.Пензы от обязанности разрешать вопросы местного значения, входящие в ее компетенцию в соответствии с требованиями Федеральных законов и Устава города Пензы, и, соответственно, являться основанием для освобождения от административной ответственности.
Постановление о привлечении администрации Первомайского района г.Пензы к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел; административное наказание назначено в минимальном размере санкции статьи 6.4 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, свидетельствующих о безусловной необходимости отмены состоявшегося постановления, не имеется.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░ ░░ 10 ░░░░░░░░ 2019 ░. № 5-1210/2019 ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 6.4 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░