Дело № 33-7262/2015
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Хабаровск 11 ноября 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Дорожко С.И.,
судей: Дорожкиной О.Б., Овсянниковой И.Н.,
при секретаре: Чирковой А.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона Восточного военного округа, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ОАО «Славянка», Министерству обороны РФ о возложении обязанности по установке и введению в эксплуатацию общедомового прибора учета холодного водоснабжения в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации - в многоквартирном жилом доме <адрес>,
с апелляционной жалобой представителя ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ на решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 23 июля 2015 года,
заслушав доклад судьи Дорожко С.И., объяснения представителя ответчика ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ – Ли В.А., представителя Военной прокуратуры Хабаровского гарнизона – Петросян А.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор 33 военной прокуратуры гарнизона Восточного военного округа, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ФГКУ «Дальневосточное Территориальное управление имущественных отношений» МО РФ (далее ФГКУ «ДТУИО» МО РФ), Филиалу «Славянка-Восток» ОАО «Славянка» о возложении обязанности по установке и введению в эксплуатацию общедомового прибора учета холодного водоснабжения в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации - в многоквартирном жилом доме <адрес>.
В обоснование искового заявления указано, что собственником специализированного жилищного фонда Пограничного района Приморского края, включающего <адрес>, является Министерство обороны РФ в лице ФГКУ «ДТУИО» МО РФ. В силу ст.ст. 60, 99 Жилищного Кодекса РФ, ст. 210 Гражданского Кодекса РФ, ст.ст. 11, 13 Федерального закона РФ № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственник обязан обеспечить оснащение многоквартирного дома, в том числе коллективным (общедомовым) прибором учета холодного водоснабжения, и его ввод в эксплуатацию. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 645-р и Государственным контрактом от 14.12.2012 г. № – ОАО «Славянка» является единственным поставщиком холодной воды и оказывает услуги водоснабжения и водоотведения на объектах Минобороны РФ. 33 военной прокуратурой гарнизона с привлечением специалиста-эксперта Уссурийского территориального отдела государственной жилищной инспекции проведена проверка исполнения требований жилищного законодательства при эксплуатации коммунально-жилищного фонда Минобороны России. Проверкой установлено, что в многоквартирном жилом доме <адрес> отсутствует общедомовой прибор учета холодного водоснабжения, что противоречит требованиям действующего законодательства, нарушает интересы Российской Федерации по стимулированию энергосбережения и повышению энергетической эффективности, а также права проживающих в доме граждан, размер платы которых за коммунальные услуги напрямую зависит от наличия приборов учета используемых воды, тепловой и электрической энергии.
Определениями суда от 09.06.2015г., 23.06.2015г. произведена замена ненадлежащего ответчика филиал ОАО «Славянка» на надлежащего – ОАО «Славянка» и в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 23.07.2015 года иск к ФГКУ «ДТУИО» МО РФ и Министерству обороны РФ – удовлетворен: на ФГКУ «ДТУИО» МО РФЙ, Министерство обороны РФ возложена обязанность установить коллективный (общедомовой) прибор учета холодного водоснабжения в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации в многоквартирном жилом доме <адрес> в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу. В удовлетворении исковых требований к ОАО «Славянка» - отказано.
В апелляционной жалобе Врио <данные изъяты> ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ Сапегин А.Б. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, выводы которого не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на отсутствие у прокурора права на обращение в суд в защиту неопределенного круга лиц, поскольку состав лиц, проживающих в спорном доме, можно индивидуализировать. Мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание МКД, а именно на Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций МО РФ.
Согласно части 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, заслушав доводы лиц, принимавших участие в заседании суда апелляционной инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного суда РФ № 23 от 19.12.2003г. «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с номами материального права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значения для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям решение суда соответствует не в полной мере.
Удовлетворяя иск частично, суд первой инстанции исходил из того, что Министерством обороны Российской Федерации, которое является собственником специализированного жилищного фонда, в который входит многоквартирный жилой дом <адрес>, уполномоченным собственником лицом ФГКУ «ДТУИО» МО РФ не решался вопрос по установке общедомовых приборов учета и введению их в эксплуатацию, в связи с чем, возложил на данных ответчиков соответствующую обязанность.
С данными выводами судебная коллегия согласиться не может.
Как следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом <адрес> относится к федеральной собственности и находится на балансовом учете ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ. Управление специализированным жилищным фондом военных городков Минобороны России и предоставление коммунальных услуг гражданам осуществляет ОАО «Славянка».
Коллективный (общедомовой) прибор учета холодного водоснабжения в указанном доме отсутствует.
Возлагая обязанность по установке и вводу в эксплуатацию прибора учета на Минобороны России, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, суд первой инстанции не указал, какие действия для надлежащего исполнения решения суда должен совершить каждый из ответчиков, что не соответствует требованиям ст.ст.2, 13, 198, 206-207 ГПК РФ.
Решение суда об удовлетворении иска должно защищать нарушенные права истца, в данном случае неопределенного круга лиц, и быть исполнимым, иначе искажается суть правосудия по гражданским делам, к процедуре которого обращается истец, что несовместимо с конституционным принципом справедливого правосудия и полной судебной защиты, отрицательно сказывается на авторитете судебной власти и порождает сомнения.
Согласно ч. 1 ст. 163 Жилищного кодекса РФ порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Распоряжением Правительства РФ от 29.06.2011 г. N 1074-р Минобороны России предписано обеспечить в установленном порядке передачу на праве безвозмездного пользования на срок действия государственных контрактов ОАО «Славянка» - объектов водоснабжения и канализования, соответствующих сетей и иного имущества Минобороны России, необходимого для осуществления функций единственного поставщика холодной воды и услуг по отведению и очистке сточных вод для нужд Минобороны России и организаций, подведомственных Минобороны России.
По договору управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны РФ № от 02.08.2010 г. управляющая организация ОАО «Славянка», как управляющая компания осуществляющая управление спорным многоквартирным домом, является исполнителем по договору оказания коммунальных услуг и лицом, ответственным за содержание многоквартирного жилого дома.
В соответствии с частями 5, 9, 12 ст.13 ФЗ от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае если собственники жилых домов до 01.07.2012 г. не исполнят обязанность по оснащению таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой воды, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, действия по оснащению приборами учета в срок до 01.07.2013 г. обязаны совершить организации, которые осуществляют снабжение водой. При этом лицо, не исполнившее в установленный срок обязанность по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
В силу указанных положений, а также требований ст.162 Жилищного кодекса РФ, п.п. 10-11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Одним из таких мероприятий является обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды.
Таким образом, именно ОАО «Славянка», как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и являющееся поставщиком холодной воды для нужд Минобороны России, независимо от действий собственника многоквартирного дома обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции о возложении на Минобороны России и ФГКУ «ДТУИО» МО РФ обязанности осуществить действия по установке и вводу прибора учета в эксплуатацию, не соответствует обстоятельствам дела, основан на неверном применении норм материального права, в связи с чем, решение не может быть признано законным и обоснованным.
Иные доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с выводами суда, однако по существу их не опровергают, направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, и основанием к отмене решения суда являться не могут.
По вышеизложенным основаниям, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения, поскольку выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела и суд неправильно применил нормы материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 23 июля 2015 года по гражданскому делу по иску Военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона Восточного военного округа, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ОАО «Славянка», Министерству обороны РФ о возложении обязанности по установке и введению в эксплуатацию общедомового прибора учета холодного водоснабжения в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации - в многоквартирном жилом доме <адрес> – отменить и принять новое решение, которым:
Обязать Открытое акционерное общество «Славянка» установить и ввести в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета холодного водоснабжения в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации - в многоквартирном жилом доме военного городка № по <адрес> в течении шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В удовлетворении исковых требований Военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий С.И. Дорожко
Судьи О.Б. Дорожкина
И.Н. Овсянникова