В окончательной форме решение изготовлено 15.08.2016 года
Дело № 2-369/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 августа 2016 года с. Туринская Слобода
Слободо-Туринский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Сергеевой Е.В.,
При участии: представителя истца Тихоньковой ФИО8 представителя ответчика Агеева ФИО7
при секретаре Лудовой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потаповой ФИО9 к администрации <адрес> муниципального района, об установлении факта постоянного проживания и возложения обязанности по включению в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате весеннего половодья,
УСТАНОВИЛ:
Потапова ФИО10 обратилось в суд с иском к администрации <адрес> муниципального района, об установлении факта постоянного проживания и возложения обязанности по включению в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате весеннего половодья.
В обоснование исковых требований указала, что зарегистрирована по адресу: <адрес> Фактически с ДД.ММ.ГГГГ года она проживает по адресу: <адрес> Во время паводка ДД.ММ.ГГГГ года её дом оказался в зоне затопления, пострадало её имущество. ДД.ММ.ГГГГ ответчик произвел обследование жилого дома, составлен акт. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении компенсационной выплаты за утраченное имущество. Однако во включении в список ей было отказано в связи с отсутствием регистрации по месту жительства. Просит установить факт её постоянного проживания по адресу: <адрес> обязать ответчика включить её в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате последствий весеннего половодья ДД.ММ.ГГГГ
В дальнейшем истец подала уточненное исковое заявление, в котором указала, что просит установить факт её постоянного проживания по адресу: <адрес> обязать ответчика включить её в Список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате последствий весеннего половодья ДД.ММ.ГГГГ, а также в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате последствий весеннего половодья ДД.ММ.ГГГГ
Судом в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика Департамент общественной безопасности <адрес>.
Представитель истца в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, суду пояснила, что жилой дом по адресу <адрес>, был приобретен ранее матерью истицы ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ по простой письменной сделке, о совершении которой имеется расписка. Однако, в силу юридической неграмотности стороны не оформили сделку надлежащим образом, в связи с чем право собственности на указанное жилое помещение на настоящий момент ни за кем не зарегистрировано, в связи с чем Потаповой ФИО11 отказывают в регистрации по месту жительства по этому адресу. Однако, несмотря на это Потапова ФИО12 длительное время с ДД.ММ.ГГГГ года по разрешению матери, постоянно проживает по адресус. <адрес> её право никем не оспорено. В период паводка она смогла вывезти лишь часть имущества. Остальное имущество, в виде мебели, которое не могло без его разборки в связи со своими габаритами быть вытащено из дома осталось в нем. В результате от паводка пострадал диван, на котором при высыхании лопнула обивка, а также пострадал кухонный гарнитур, состоящий из кухонных столов и шкафов, которые разбухли. Полагает, что как пострадавшая, Потапова ФИО13 должна быть включена в соответствующие списки, поскольку регистрация по месту жительства носит уведомительный характер и не может быть положена в основу отказа во включении Потаповой ФИО14 в соответствующие списки.
Представитель ответчика исковые требования не признал, суду пояснил, что ответчиком не оспаривается факт постоянного проживания Потаповой ФИО15 по адресу:<адрес>. Во время приближения паводка Потапова ФИО16 неоднократно предупреждалась им лично об опасности затопления и ей было предложено вывезти свое имущество в гараж государственного автономного профессионального образовательного учреждения <данные изъяты>, однако Потапова ФИО17 этого не сделала, таким образом своими собственными действиями усугубив объем возникшего у неё материального ущерба. Мотивом отказа, во включении Потаповой ФИО18 в Список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате последствий весеннего половодья ДД.ММ.ГГГГ а также в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате последствий весеннего половодья ДД.ММ.ГГГГ послужило отсутствие у неё регистрации по месту жительства. Поскольку на это указано в переданных ответчику разъяснениях направленных главам муниципальных образований.
Исследовав позицию сторон и представленные в суду доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 1 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В силу положений п. п. 1, 2 ст. 18 того же Федерального закона граждане Российской Федерации в числе иных имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В период возникновения вышеуказанной чрезвычайной ситуации действовали Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года N 750 далее - Правила).
В соответствии с п. п. 2, 4, 5 названных Правил федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации. При обращении, предусмотренном пунктами 2 и 3 настоящих Правил, должны быть указаны данные о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, последствий террористического акта или операции по пресечению террористического акта правомерными действиями расходов соответствующих бюджетов, а также расходов страховых фондов и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации. По поручению Председателя Правительства Российской Федерации или одного из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями рассматривает в 3-месячный срок с даты подписания этого поручения вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Согласно абз. 2 п. 6 Правил перечень, формы и правила оформления обосновывающих документов устанавливаются совместным актом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства финансов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами "г" и "д" п. 9 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью), оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций последствий стихийных бедствий, утвержденными 02 ноября 2010 года заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с п. 9.2.1 Методических рекомендаций финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 9.2.2 Методических рекомендаций граждане включаются в список на получение финансовой помощи на основании проведенного обследования имущества граждан, по результатам которого составляются акты обследования имущества граждан (приложение N 7г), которые являются неотъемлемым приложением к спискам граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества.
По смыслу вышеприведенных положений реализация права граждан на оказание государственной помощи при чрезвычайной ситуации носит заявительный характер. Кроме того, финансовая помощь оказывается только при утрате имущества первой необходимости; конкретный размер оказываемой помощи определяется на основании актов обследования жилого помещения, составленными специально созданными комиссиями.
Из материалов дела судом установлено, что постановлением администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № на территории Слободо-Туринского муниципального района с ДД.ММ.ГГГГ часов местного времени ДД.ММ.ГГГГ до особого распоряжения был введен режим чрезвычайной ситуации вызванный весенним половодьем ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением администрации <адрес> муниципального района ДД.ММ.ГГГГ № режим чрезвычайной ситуации, вызванный весенним половодьем ДД.ММ.ГГГГ был отменен.
Из постановления администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что была создана межведомственная комиссия по оценке материального ущерба причиненного паводком.
Согласно акта обследования жилого помещения, поврежденного в результате возникновения чрезвычайной ситуации и ( или) иного недвижимого имущества, находящегося в собственности ( пользовании), поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, а также определения степени утраты ( полностью или частично) имущества первой необходимости, не имеющем в себе указания на дату составления, отражено, что при обследовании жилья Потаповой ФИО19 по адресу <адрес> было установлено частичное повреждение конструктивных элементов фундамента и полового покрытия дома. Повреждено личное имущество из числа предметов первой необходимости шкаф для посуды. Таким образом установлено частичное повреждение недвижимого имущества и части имущества первой необходимости.
В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что в момент обследования комиссией было установлено повреждение кухонного гарнитура, однако комиссия отметила это как повреждение одного шкафа, поскольку кухонный гарнитур не обозначен как предмет первой необходимости в списке. Диван был также затоплен, но поскольку на тот момент он еще не высох комиссия не могла знать о том. что он при высыхании повредится, как указала истица.
Из протокола заседания межведомственной комиссии администрации <адрес> муниципального района по оценке материального ущерба, причиненного паводком на территории <адрес> муниципального района в ДД.ММ.ГГГГ года от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Потапова ФИО20 не была включена в Список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате последствий весеннего половодья ДД.ММ.ГГГГ, а также в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате последствий весеннего половодья ДД.ММ.ГГГГ. Мотивы этого в протоколе заседания комиссии не отражены.
Согласно главы 2 Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (утв. МЧС России 3 октября 2014 г. N 2-4-87-24-7) При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства), граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
В судебном заседании представителем ответчика было указано на то, что основанием отказа во включении в Список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате последствий весеннего половодья ДД.ММ.ГГГГ, а также в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате последствий весеннего половодья ДД.ММ.ГГГГ Потаповой ФИО21 явилось указанное в разъяснении МЧС России отсутствие регистрации Потаповой ФИО22 по мету постоянного проживания. Также им был признается факт постоянного проживания Потаповой ФИО23 по адресу: <адрес>, поскольку как житель <адрес> он постоянно, на протяжении многих лет наблюдает этот факт лично, кроме того эти обстоятельства ему также стали известны из неоднократного посещения Потаповой ФИО24 в предпаводковый период по адресу <адрес>, где им проводились осмотры разъяснения по поводу действий которые должна была совершать Потапова ФИО25 в случае затопления её дома и имущества.
В соответствии ч. 2 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства является административным актом, носящим уведомительный характер, и не определяет наличие либо отсутствие прав на жилое помещение.
Как указано в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 (ред. от 03.03.2015) "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40).
Исходя из этих положений Конституции, следует иметь в виду, что отсутствие прописки либо регистрации, заменившей институт прописки, само по себе не может служить основанием для ограничения прав и свобод человека, включая и право на жилище.
При таких обстоятельствах отказ во включении Потаповой ФИО26 в Список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате последствий весеннего половодья ДД.ММ.ГГГГ, а также в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате последствий весеннего половодья ДД.ММ.ГГГГ основанный только на формальных основаниях- отсутствии у неё регистрации по месту жительства законным быть не может.
Согласно Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Свердловской области для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" утв. Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2014 N 688-ПП определен порядок и условия выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Свердловской области для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - резервный фонд для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций).
Бюджетные ассигнования из резервного фонда для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций выделяются на финансовое обеспечение мер, направленных на предупреждение и (или) ликвидацию чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера( п.2 Правил).
Согласно п.п. 4 и 5 п. 4 указанных Правил, бюджетные ассигнования из резервного фонда для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций предоставляются для покрытия расходов на финансовое обеспечение также мероприятий по оказанию гражданам единовременной материальной помощи в размере 10,0 тыс. рублей на человека; оказанию гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50,0 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100,0 тыс. рублей на человека).
Согласно п.6 указанных Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера выделяются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации для осуществления мероприятий, указанных в подпунктах 1, 3 - 5 пункта 4 настоящих Правил в части областного государственного резерва материальных ресурсов - Департаменту общественной безопасности Свердловской области.
В п.10 Правил также отражено, что исполнительные органы государственной власти Свердловской области и органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, для рассмотрения вопроса о выделении им бюджетных ассигнований из резервного фонда для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций представляют в Департамент общественной безопасности Свердловской области документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований (далее - обосновывающие документы), в том числе по мероприятиям, предусмотренным подпунктом 4 пункта 4 настоящих Правил:заявление об оказании гражданам единовременной материальной помощи по форме согласно приложению N 8 к настоящим Правилам;список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, по форме согласно приложению N 9 к настоящим Правилам; сводные данные о количестве граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, и необходимых бюджетных ассигнованиях по форме согласно приложению N 10 к настоящим Правилам ( пп.5) ;
по мероприятиям, предусмотренным подпунктом 5 пункта 4 настоящих Правил:заявление об оказании гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости по форме согласно приложению N 8 к настоящим Правилам;
список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, по форме согласно приложению N 11 к настоящим Правилам;
сводные данные о количестве граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, и необходимых бюджетных ассигнованиях по форме согласно приложению N 10 к настоящим Правилам (пп.6)
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается представителем ответчика Потапова ФИО27 обращалась в администрацию <адрес> муниципального района с заявлением о включении её вСписок граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате последствий весеннего половодья ДД.ММ.ГГГГ, а также в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате последствий весеннего половодья ДД.ММ.ГГГГ однако комиссией ей в этом было отказано и рекомендовано обратиться в суд. Обстоятельства повреждения имущества первой необходимости Потаповой ФИО28 зафиксированы в акте осмотра, а также подтверждены представленными суду фотографиями этого имущества, в связи с чем, суд полагает данный факт установленным.
Доводы представителя ответчика о том, что Потаповой ФИО29 предлагалось вывезти свое имущество в гараж государственного автономного профессионального образовательного учреждения <данные изъяты> чего она не сделала, тем самым, способствовав возникновению ущерба, суд полагает надуманными.
Как указал в судебном заседании представитель ответчика, какой -либо договор с государственным автономным профессиональным образовательным учреждением <данные изъяты> администрацией <адрес> муниципального района по поводу использования помещения гаража для этих целей не был заключен, это планировалось сделать в случае необходимости. В самом здании гаража располагалась техника, в него имели доступ иные лица. Вопрос об организации сохранности имущества, которое планировалось поместить в данный гараж, не разрешался.
Кроме того, представитель ответчика не оспаривал то обстоятельство, что имущество Потаповой ФИО30 в момент предложения по его вывозу из дома, не осматривалось на предмет возможности его демонтажа с целью переноса из её жилого помещения либо возможности его выноса без этого демонтажа.
При таких обстоятельствах, учитывая то, что администрацией <адрес> муниципального района истице предлагалось вывезти свое имущество в помещение юридического лица с которым договорных отношений по хранению и обеспечению сохранности этого имущества не имелось, суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о виновности действий Потаповой ФИО31 по отказу в подобном перемещении её имущества из занимаемого ею жилого помещения, в момент когда паводок еще только надвигался и для Потаповой ФИО32 не была очевидна неотвратимость затопления её жилого помещения.
Определенные меры для вывоза имущества, которое можно было вывезти, Потаповой ФИО33 были приняты, что представителем ответчика не оспаривается.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
2. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░34 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ 15.08.2016 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15.08.2016 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ - ░░░░░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░: