Решение по делу № 2а-5150/2017 ~ М-4278/2017 от 25.08.2017

                                    Дело № 2а-5150/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 октября 2017 г. г. Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Костюченко С.А.,

с участием представителя административного истца ФИО6, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика ФИО4, действующей на основании доверенности № ДД.ММ.ГГГГ-283 от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1, ФИО2 к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия, возложении определенных обязанностей,

у с т а н о в и л:

Административные истцы ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия, возложении определенных обязанностей, ссылаясь на то, что они и их несовершеннолетний сын ФИО5 являются нанимателями жилого помещения <адрес>, в <адрес>, общей площадью 53,9 кв.м. Согласно Программе «Переселения граждан <адрес> из ветхого и аварийного жилищного фонда в ДД.ММ.ГГГГ годах», утвержденной решением Хабаровской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , жилой дом в котором они проживают, решением Хабаровской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , отнесен к категории аварийно-ветхого жилищного фонда, из которого граждане подлежат переселению в 2006 году. Износ жилого дома по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год, и на момент принятия Программы, составлял 71 %. Однако до настоящего времени они не расселены в благоустроенное жилое помещение в пределах <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям и вынуждены проживать в аварийном доме под угрозой его обрушения и угрозой причинения вреда здоровью и жизни. ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились к ответчику с заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания. Письмом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцам отказано, в признании жилого помещения непригодным для проживания, со ссылкой на наличие решения межведомственной комиссии, что жилое помещение подлежит капитальному ремонту. Считают данный отказ незаконным, противоречащим п.п. 7,42-45,46,47 Положения, поскольку обследование не проводилось, решение об оценке соответствия жилого дома не принималось. Вопрос о непригодности жилого помещения поставлен фактически спустя два года. Решение по заявлению истцов не принято, заявление не рассмотрено. Таким образом, администрация нарушает конституционные права ФИО7. Заключение межведомственной комиссии при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес>, в <адрес> подлежит капитальному ремонту, не свидетельствует о рассмотрении обращения от ДД.ММ.ГГГГ по существу, носит формальный характер, является проектным, поскольку за два года его выводы не реализованы и утратило свою силу и актуальность. Жилой <адрес> по ул. массовая в <адрес> в перечень домов, подлежащих капитальному ремонту в соответствии с Программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории хабаровского края на ДД.ММ.ГГГГ годы отсутствует. За два года состояние жилого дома и жилого помещения ухудшилось. Просят суд признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в отказе в рассмотрении заявления от ДД.ММ.ГГГГ в признании жилого помещения не пригодным, обязать администрацию <адрес> рассмотреть заявление от ДД.ММ.ГГГГ и провести комиссию по рассмотрению заявления на предмет признания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>4, непригодным для проживания.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО6 исковые требования поддержал в полном объеме с учетом уточнений, подтвердил изложенное в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО4 исковые требования не признала, ссылаясь на доводы и основания, изложенные в возражениях.

В судебное заседание административные истцы не явились, представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, учитывая мнение представителей сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция РФ гарантирует гражданам Российской Федерации право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

На основании п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных отношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и тонных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно положениям ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), - доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии со ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.

Согласно ст. 2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

В соответствии с Жилищным Кодексом РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (ч.ч. 2, 4 ст. 15).

В соответствии с ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в частности гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которым установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение, и основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (раздел II, III).

Согласно п. 7 указанного Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также иных жилых помещений в случаях, установленных настоящим Положением.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения.

По смыслу приведенных выше норм, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищное фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В силу п. 42 названного Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном п. 47 настоящего Положения, в частности, о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Таким образом, пункт Положения устанавливает закрытый перечень лиц, чьи заявления могут послужить основанием для проведения оценки помещения.

Согласно п. 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Таким образом, Правительством РФ установлен порядок оценки жилого помещения и многоквартирного дома в целом на предмет соответствия пригодности для проживания в жилом помещении.

Установлено, что истцы проживают и зарегистрированы по адресу: <адрес>4. Вместе с ними зарегистрирован и проживает общий несовершеннолетний ребенок ФИО5 Жилое помещение составляет общую площадь 53, 9 кв. м.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 обратились к административному ответчику с заявлением, которым истцы просили признать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>4 непригодным для проживания.

Согласно ответу о рассмотрении обращения ДД.ММ.ГГГГ, Городской межведомственной комиссией принято решение о выявлении оснований в соответствии с требованиями, установленными Положением, для признания жилого помещения подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик указанного жилого помещения в соответствие с установленными Положением.

Заключением межведомственной комиссии по вопросу о проведении оценки соответствия жилого дома по <адрес> требованиям, установленным Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» принято решение о выявлении оснований для признания жилого помещения <адрес>. 1 по <адрес> в <адрес> подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>4 признано подлежащим капитальному ремонту, постановлено провести капитальный ремонт.

Таким образом, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии.

Из представленных стороной административного истца доказательств в подтверждение бездействия администрации <адрес> судом установлено, что заявление ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено административным ответчиком в соответствии с действующим законодательством в установленные сроки, ответы на обращение направлены стороне административного истца.

При таких обстоятельствах, доводы истцов о формальном ответе на заявление от ДД.ММ.ГГГГ, судом не принимаются, поскольку, как следует из материалов дела, истцам на их заявление ответ был направлен.

Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о том, что оценка жилого помещения (квартиры) может быть проведена только при условии проведения оценки многоквартирного дома, в котором расположено такое жилое помещение, принятие решений оценки в отношении отдельного жилого помещения не требуется.

В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ по административным делам об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых действий (бездействия), но обязан: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведении о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований.         

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если признает оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствующим нормативным правовым актам и не нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.

Исходя из содержания правовых норм, для удовлетворения заявления об оспаривании действия (бездействия) должностного лица необходима совокупность двух обязательных условий, одним из которых является несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а вторым - нарушение прав и свобод заявителя.

Учитывая, что нарушений прав истцов административным ответчиком судом не установлено, суд оснований для удовлетворения требований административного иска не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых ФИО1, ФИО2 к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия, возложении определенных обязанностей отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в <адрес>вой суд через Центральный районный суд <адрес> путём подачи апелляционной жалобы.

Срок изготовления решения в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

председательствующий: С.А. Костюченко

Копия верна: председательствующий С.А. Костюченко

2а-5150/2017 ~ М-4278/2017

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Семенов Борис Владимирович
Семенова Антонина Викторовна
Ответчики
Администрация г.Хабаровска
Суд
Центральный районный суд г. Хабаровска
Судья
Костюченко Светлана Анатольевна
25.08.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
28.08.2017[Адм.] Передача материалов судье
28.08.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
28.08.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.09.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
15.09.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.09.2017[Адм.] Судебное заседание
11.10.2017[Адм.] Судебное заседание
17.10.2017[Адм.] Судебное заседание
23.10.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.12.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.12.2017[Адм.] Дело оформлено
18.12.2017[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее