Дело № 2а-383/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 мая 2016 года судья Лысьвенского городского суда Пермского края Шадрина Т.В., рассмотрев в г. Лысьве в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Лысьве Пермского края к ФИО2 о взыскании недоимки по страховым взносам и пени,
установил:
Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Лысьве Пермского края (далее – ГУ УПФ РФ по г.Лысьве) обратилось в суд с административным исковым заявлением к ФИО2 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в Пенсионный фонд РФ в размере 147 083 рублей 38 коп., недоимки на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 1125 руб. 60 коп., пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в Пенсионный фонд РФ в размере 4057 руб. 38 коп., пени на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 109 руб. 48 коп.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ФИО2 до 21.04.2015г. осуществляла предпринимательскую деятельность, и в соответствии с положениями Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», являлась плательщиком страховых взносов. В нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании ФИО2, прекратив деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, не уплатила своевременно и в полном объеме страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, в результате чего у нее образовалась задолженность (недоимка) в фонды. За несвоевременно произведенные выплаты были начислены пени. В адрес ответчика было направлено требование № 06901640124751 от 10.07.2015г. об уплате недоимки в срок до 31.07.2015 г., однако ответчиком требование исполнено не было. Просит иск удовлетворить, взыскать с ФИО2 недоимки по страховым взносам в общей сумме 152 375 рублей 84 коп.
Дополнительным административным заявлением УПФ по г. Лысьве уменьшил размер исковых требований, просит взыскать с ФИО2 недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в Пенсионный фонд РФ в размере 5738 рублей 33 коп., недоимку на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 1125 руб. 60 коп., пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в Пенсионный фонд РФ в размере 557 руб. 01 коп., пени на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 109 руб. 48 коп.
Дополнительное административное исковое заявление получено административным ответчиком 29.04.2016 года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства по представленным материалам без участия сторон в судебное заседание.
Стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении дела в упрощенном порядке. Сторонами возражений относительно рассмотрения административного дела в порядке упрощенного производства, а также возражений по существу заявленных требований, не представлено.
Исследовав доказательства, представленные в материалы дела в письменной форме, суд считает требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации - каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (Далее Федеральный закон N 212-ФЗ)
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Статьей 14 выше обозначенного нормативного акта определен порядок исчисления размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также сроки их оплаты в случае прекращения деятельности индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода.
На основании частями 1, 2 ст. 18 указанного Закона плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В силу положений части 1.1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ, расчет по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
2.1 Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Из анализа положений частей 1.1 и 1.2 статьи 14 настоящего Федерального закона следует, что размер подлежащих уплате страховых взносов зависит от размера дохода плательщика страховых взносов, полученного в отчетном периоде.
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Частью 8 статьи 14 предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения его деятельности включительно.
В силу положений части 4.1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.
Вместе с тем, пунктом 11 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В соответствии с частью 3 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае прекращения деятельности, указанной в статье 227 настоящего Кодекса, до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде. Уплата налога, доначисленного по налоговым декларациям, порядок представления которых определен настоящим пунктом, производится не позднее чем через 15 календарных дней с момента подачи такой декларации.
Таким образом, из анализа совокупности правовых норм, регулирующих порядок определения размера подлежащих уплате страховых взносов, исчисление размера страховых взносов производится в зависимости от исполнения плательщиком обязанности по предоставлению сведений о доходах за расчетный период, до снятия с учета в качестве индивидуального предпринимателя. Фиксированный размер страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, определяемый в порядке, предусмотренном ч.ч. 1.1, 4.1 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 г., применяется в случае предоставления в налоговый орган плательщиком страховых взносов налоговой отчетности. В случае же отсутствия сведений о доходах, размер страховых взносов определяется в порядке, установленном частью 11 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 22.04.2015 г. (л.д. 9-10) ФИО2 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 07.03.2014 г. и прекратила предпринимательскую деятельность в связи с принятием соответствующего решения – 21.04.2015г.
Из дополнительного административного заявления следует, что общая сумма задолженности по страховым взносам, рассчитанных в соответствии с требованиями вышеуказанных норм с учетом поданной ответчиком 18.03.2016 г. декларации, составила 5738 руб. 33 коп., а страховых взносов на обязательное медицинское страхование - 1125 руб. 60 коп.
Представленный административным истцом расчет судом проверен, сомнений в его правильности у суда не имеется, более того, административным ответчиком возражений относительно данного расчета не представлено.
В соответствии с п.3 ст.16 Закона сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 2 статьи 18 названного Закона в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 данного Федерального закона (пункт 3 статьи 19 Закона № 212-ФЗ от 27.07.2009 года).
В соответствии с частью 5 статьи 22 Закона № 212-ФЗ от 27.07.2009 года требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании. Согласно части 7 этой же статьи в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Заявление о взыскании недоимки по страховым взносам и пени подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 2 статьи 21 Закона № 212-ФЗ от 27.07.2009 года и часть 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно ст. 25 Закона, пенями признается установленная данной статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными данным Федеральным законом сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным данным Федеральным законом сроком уплаты страховых взносов.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Таким образом, исходя из смысла указанных выше норм права требования истца о взыскании с ответчика пени в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов, являются также обоснованными и подлежащими удовлетворению. Представленный административным истцом расчет пени судом проверен, сомнений в его правильности у суда не имеется, более того, административным ответчиком возражений относительно данного расчета не представлено. Также в силу ст. 62 КАС РФ ответчиком не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих факт исполнения обязанности по уплате недоимок и пени.
Из материалов дела следует, что ФИО2 прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 21.04.2015 г., соответственно обязана была произвести окончательные расчеты в течение 15 дней с момента прекращения своей деятельности.
Административный истец, выявив недоимку, направил в адрес административного ответчика ФИО2 - плательщика страховых взносов требование от 10.07.2015г. № 06901640124751 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, в том числе на страховую часть трудовой пенсии, а также в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование. Кроме того, по указанному требованию ФИО2 насчитаны пени: в Пенсионный фонд РФ на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, что подтверждается расчетами, которые судом проверены, сомнений в их правильности у суда не имеется. Более того, административным ответчиком возражений относительно данного расчета не представлено. Также в силу ст. 62 КАС РФ ответчиком не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих факт исполнения обязанности по уплате недоимок и пени.
Факт направление данного требования административному ответчику подтверждается списком почтовых отправлений. Однако, в установленный срок ответчик в добровольном порядке недоимку по страховым взносам и пени не уплатил.
С иском о принудительном взыскании недоимки и пени административный истец обратился в суд 10.02.2016г., то есть с соблюдением установленного законом срока.
Положениями ст.19 и 20 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" предусмотрено, что пенсионные органы наделены правом принимать в отношении индивидуальных предпринимателей властные решения и обращать их к принудительному исполнению во внесудебном порядке.
При утрате статуса индивидуального предпринимателя взыскание недоимок с физического лица производится в судебном порядке.
На основании изложенного, учитывая, что ФИО2 являлась индивидуальным предпринимателем и в силу Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» своевременно и в полном объеме не исполнила обязанность по уплате страховых взносов, а за нарушение сроков уплаты страховых взносов вышеназванным Федеральным законом предусмотрена пеня, суд полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку административный истец в соответствии с пп.19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, то с административного ответчика ФИО2 следует взыскать в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере, установленном пп.1 п.1 ст.333.19 НК РФ, то есть 400 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175, 293 Кодекса административного судопроизводства РФ,
РЕШИЛ:
Взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, проживающей по <адрес>, недоимку и пени по требованию от 10.07.2015г. № 06901640124751 в общей сумме 7530 руб. 41 коп., в том числе:
- недоимку в Пенсионный фонд РФ по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 5738 руб. 33 коп. КБК 392 102 021 400 61 100 160;
- недоимку в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1125 руб. 60 коп. КБК 392 1 02 02101 08 1011 160;
- пени в Пенсионный фонд РФ на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 557 руб. 01 коп. КБК 392 102 021 400 62 000 160;
- пени в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 109 руб. 47 коп. КБК 392 102 021 010 82 011 160;
р/с 40101810700000010003, банк получателя Отделение Пермь г.Пермь, БИК 045773001, ИНН 5904084719, КПП 590401001, ОКТМО 57726000, получатель УФК по Пермскому краю (отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Пермскому краю).
Взыскать с ФИО2 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: (подпись)
Копия верна.
Судья: Т.В. Шадрина