Дело2а-4443/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2018 года
Индустриальный районный суд г. Перми
в составе председательствующего судьи Судаковой Н.Г.
при секретаре Пономаревой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 29 ноября 2018 года
административное дело по административному иску Правительства Пермского края к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Ларисе Михайловне, УФССП России по Пермскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №
установил:
Правительство Пермского края обратилось в суд с иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М., УФССП России по Пермскому краю об освобождении от исполнительского сбора в сумме 50 000 руб. по исполнительному производству № по делу гр. Ш
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Правительства Пермского края поступило постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ. о взыскании исполнительского сбора с должника Правительство Пермского края, в размере 50 000 руб. по делу гр. Ш.
Предметом исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ. является возложение обязанности на Правительство Пермского края предоставить гр. Ш благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. в границах муниципального образования <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МО по ИОИП и ИИ УФССП России по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. возбуждено исполнительное № на основании исполнительного листа №фс № от ДД.ММ.ГГГГ. по делу гр. Ш, выданного <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ Правительством было получено данное постановление.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес судебного пристава - исполнителя была направлена информация, где были указаны причины невозможности исполнить решение суда в пятидневный срок.
ДД.ММ.ГГГГ. гр. Ш выразила согласие на предоставление жилого помещения по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ с гр. Ш был заключен договор найма жилого помещения №дс по вышеуказанному адресу.
Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей - сирот в ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> планировались к приобретению жилые помещения в соответствии с размещенными электронными аукционами в ДД.ММ.ГГГГ
Государственный контракт на приобретение жилых помещений для обеспечения детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей был заключен ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от ДД.ММ.ГГГГ Согласно техническому заданию, являющемуся неотъемлемой частью государственного контракта срок исполнения контракта составлял до ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом Министерства строительства и архитектуры Пермского края № жилые помещения по адресу: <адрес>, включены в специализированный жилищный фонд Пермского края.
Таким образом, Правительство предпринимало все необходимые меры для исполнения решения суда. В настоящее время решение <данные изъяты> исполнено, жилое помещение взыскателю предоставлено.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдинова Л.М., представитель УФССП России по Пермскому краю в судебное заседание не явились, извещены о дате судебного заседания надлежащим образом, возражений по доводам искового заявления не представили.
Суд, исследовав материалы дела, исполнительное производство № приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 64 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 64 "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать с должника исполнительский сбор.
В соответствии со статьей 105 ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. на основании решения <данные изъяты>, возбуждено исполнительное производство № предмет исполнения – возложить обязанность на Правительство Пермского края предоставить гр. Ш благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям и общей площадью не менее 33 кв.м. в границах муниципального образования «<адрес>».
Пунктом 3 постановления о возбуждении исполнительного производства должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе 5 дней (л.д. 8).
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена должником ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ. Правительством Пермского края в адрес судебного пристава-исполнителя направлена информация о причинах неисполнения в установленный срок решения <данные изъяты> - отсутствие на момент исполнения решения суда свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда на территории Пермского края, при этом указано о том, что взыскателю будет предоставлено жилое помещение в соответствии с порядком предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда в г. Перми после регистрации права собственности за Пермским краем и включением жилых помещений в специализированный жилищный фонд Пермского края, приложен перечень жилых помещений, планируемых к приобретению в целях формирования специализированного жилищного фонда в ДД.ММ.ГГГГ, информация по аукционам. (л.д.9).
ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. вынесено постановление о взыскании с Правительства Пермского края исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству № в связи с тем, что должник не исполнил требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения (л.д. 11).
В материалы дела в подтверждение доводов административного искового заявления представлен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ. заключенный между Министерством строительства и архитектуры Пермского края и Акционерным обществом «Пермское агентство по ипотечному жилищному кредитованию» на приобретение жилых помещений в многоквартирном доме для формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированный жилых помещений на территории города Перми Пермского края, в том числе жилых помещений в доме по адресу: <адрес> (л.д. 23-29).
Согласно п. 2.1 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий финансовый год, и субсидий бюджету Пермского края, поступающих на эти цели из федерального бюджета.
Согласно п. 3.1, 3.2 формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год, путем приобретения жилых помещений в государственную собственность Пермского края путем заключения договоров купли-продажи жилых помещений в порядке, установленном действующим законодательством (п. 3.2.1).
Порядком предоставления детям-сиротам помещений специализированного жилищного фонда Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №, определено, что предоставление жилого помещения осуществляется по месту жительства лица, в случае невозможности предоставления жилого помещения по месту жительства, с согласия, жилье предоставляется в ближайшем к данному району муниципальному образовании.
Согласно плана формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2018 году, регистрация права государственной собственности на приобретенные жилые помещения планируемые к приобретению в соответствии с размещенными электронными аукционами на территории <адрес> запланирована на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).
ДД.ММ.ГГГГ. Правительством Пермского края в адрес судебного пристава-исполнителя направлена информация о причинах неисполнения в установленный срок решения <данные изъяты> - отсутствие на момент исполнения решения суда свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда на территории Пермского края.
Приказом Министерства строительства и архитектуры Пермского края № № от ДД.ММ.ГГГГ. жилые помещения по адресу: <адрес>, включены в специализированный жилищный фонд Пермского края с отнесением к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.20-22).
ДД.ММ.ГГГГ. взыскатель выразила согласие на предоставление ему жилого помещения по адресу: <адрес>(л.д. 12).
Приказом ГКУ ПК «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» № дс от ДД.ММ.ГГГГ. гр. Ш предоставлена квартира, общей площадью 34.5 кв.м., в том числе жилой площадью 18.1 кв.м., <адрес> (л.д.13).
ДД.ММ.ГГГГ. между ГКУ ПК «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» и гр. Ш заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № (л.д.14-16) и передана взыскателю по акту приема-передачи (л.д.17).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Сахабетдиновой Л.М. от ДД.ММ.ГГГГ. исполнительное производство № окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.
Разрешая требования Правительства Пермского края об освобождении от взыскания исполнительского сбора, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 6 ст. 112 Федерального закона N 229-ФЗ от 02.10.2007 "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.
Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Следовательно, в силу прямого предписания в законе вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Таким образом, должник при неисполнении в срок, установленный для добровольного исполнения решения суда, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, предпринял все меры для надлежащего исполнения обязательства. Обязанность доказывания указанных обстоятельств в силу закона возложена на должника – Правительство Пермского края.
В соответствии с бюджетным процессом произвольное расходование бюджетных средств не допускается. При отсутствии свободных жилых помещений и отсутствии в бюджете денежных средств, предназначенных на эти цели, Правительство Пермского края не могло произвольно приобрести жилое помещение для кредитора по исполнительному производству, затратив средства из других статей бюджета.
Вместе с тем, суд учитывает длительность исполнения решения суда – более года. Доказательства принятия исчерпывающих мер к исполнению требований исполнительного документа должником не представлены.
При рассмотрении настоящего дела суд принимает во внимание, что общий срок исполнения судебного решения составил более года, что явно превышает разумные сроки. Суд также обращает внимание на то, что во исполнение решения <данные изъяты> с момента его принятия (ДД.ММ.ГГГГ.) варианты жилого помещения взыскателю не предлагались, доказательств обратного не представлено, согласие на предоставление жилого помещения по адресу <адрес> дано взыскателем ДД.ММ.ГГГГ., приказ о предоставлении жилого помещения гр. Ш вынесен ГКУ «Центр социальных выплат и компенсации Пермского края» ДД.ММ.ГГГГ
Доводы иска о том, что согласно требованиям ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» объекты строительства относятся к Перечню товаров, установленных распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013г. размещение заказов по которым осуществляется путем проведения аукциона, процедура формирования специализированного жилищного фонда, а также проведение конкурсных процедур носит объективно длительный характер, при установленных судом обстоятельствах не могут служить самостоятельными основаниями для освобождения должника от ответственности за несвоевременное исполнение решения суда, и для нарушения права взыскателя на своевременное исполнение судебного решения.
При таких обстоятельствах оснований для освобождения истца от уплаты исполнительского сбора не имеется.
На основании статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и в соответствии с закрепленным в ч. 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации принципом состязательности и равноправия сторон, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
При таких обстоятельствах, учитывая степень вины должника в несвоевременном исполнении судебного решения, с учетом всех обстоятельств дела, суд считает возможным уменьшить взысканный с истца размер исполнительского сбора на одну четверть от установленного размера, т.е. на 12500 руб., до 37500 рублей (50000-25%).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 179-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил
В удовлетворении исковых требований Правительства Пермского края об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб., подлежащего взысканию в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Ларисы Михайловны от ДД.ММ.ГГГГ. по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ. отказать.
Уменьшить размер исполнительского сбора на № часть, то есть на 12 500 руб., взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ).
Председательствующий Н. Г. Судакова