Решение по делу № 2а-1883/2019 ~ М-1931/2019 от 06.12.2019

34RS0019-01-2019-002966-62

дело № 2а-1883/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    26 декабря 2019 года                             г. Камышин

    Камышинский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи             Раптановой М.А.,

при секретаре                      ФИО4,

с участием прокурора ФИО5,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Камышинского городского прокурора Волгоградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Воднобуерачного сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Камышинский городской прокурор Волгоградской области в порядке статьи 39 КАС РФ, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Воднобуерачного сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, возложении обязанности.

В обоснование требований прокурор указал, что в рамках проведенной им проверки установлено, что в муниципальной собственности Воднобуерачного сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области находятся гидротехнические сооружения (далее - ГТС) – пруд «Нижние луга», расположенный в 6 км на юго-запад от с. Воднобуерачное Камышинского района Волгоградской области; пруд «Липовая балка», расположенный в 6,5 км на запад от с. Воднобуерачное Камышинского района Волгоградской области;

В нарушение требований действующего законодательства о безопасности гидротехнических сооружений преддекларационное обследование указанных объектов не проводилось, расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС отсутствует.

03 апреля 2018 г. в адрес главы администрации Воднобуерачного сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области внесено представление, которое до настоящего времени не исполнено.

Ссылаясь на положения ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и то, что выявленное бездействие создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, прокурор просит суд:

признать незаконным бездействие администрации Воднобуерачного сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в неприятии мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений: пруд «Нижние луга», расположенный в 6 км на юго-запад от с. Воднобуерачное Камышинского района Волгоградской области; пруд «Липовая балка», расположенный в 6,5 км на запад от с. Воднобуерачное Камышинского района Волгоградской области;

возложить на администрацию Воднобуерачного сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда принять меры по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений: пруд «Нижние луга» (№34:10:000000:0000:218:003301), расположенный в 6 км на юго-запад от с. Воднобуерачное Камышинского района Волгоградской области; пруд «Липовая балка» (№34:10:000000:0000:218:003300), расположенный в 6,5 км на запад от с. Воднобуерачное Камышинского района Волгоградской области, а именно: провести преддекларационное обследование ГТС; разработать расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС; согласовать размер вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС с Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор требования административного иска поддержала, отметив, что по указанному в административном иске предмету с административным ответчиком длительное время ведется переписка, однако требования представления до настоящего времени не исполнены. Доказательств принятия достаточных мер для надлежащего исполнения возложенной законом обязанности администрацией не представлено. Между тем, неисполнение требований законодательства по обеспечению безопасности ГТС может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, что создает опасность причинения вреда здоровью неопределенного круга лиц и окружающей среде.

Представитель административного ответчика администрации Воднобуерачного сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области ФИО6 в письменном заявлении, поступившем до судебного заседания, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, решение вынести на усмотрение суда, а также увеличить срок его исполнения с 6 до 12 месяцев.

Заинтересованные лица Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, будучи извещенными о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В поступивших до судебного заседания объяснениях председатель Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области ФИО7 просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя Комитета.

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ст. 150 и ч. 6 ст. 226 КАС РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей административного ответчика, заинтересованных лиц.

Выслушав пояснения участвующего в деле прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного иска по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).

Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).

На основании п. п. 3 и 8 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения, в числе прочего, относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений регулируются положениями Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Закон № 117-ФЗ).

В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 3 Закона № 117-ФЗ определяет основные понятия, согласно которым:

к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов;

под декларацией безопасности гидротехнического сооружения понимается документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса;

критерии безопасности гидротехнического сооружения - предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в составе декларации безопасности гидротехнического сооружения;

оценка безопасности гидротехнического сооружения - определение соответствия состояния гидротехнического сооружения и квалификации работников эксплуатирующей организации требованиям к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленным законодательством Российской Федерации;

обеспечение безопасности гидротехнического сооружения - разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

Статья 9 Закона № 117-ФЗ на собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующую организацию возлагает обязанность обеспечивать соблюдение обязательных требований при эксплуатации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт, проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения, контроль за показателями состояния гидротехнического сооружения, разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения, осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.

Собственник гидротехнического сооружения несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения.

При этом по смыслу статьи 8 Закона № 117-ФЗ одними из требований обеспечения безопасности гидротехнических сооружений является непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений и осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

На основании положений статьи 10 Закона № 117-ФЗ декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 № 1303 (ред. от 09.11.2016) утверждено Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, в соответствии с которым декларация безопасности составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией. Разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации, консервируемых или ликвидируемых, предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником и (или) эксплуатирующей организацией.

В соответствии п. 4 Дополнительных требований к содержанию деклараций безопасности гидротехнических сооружений и методики их составления, учитывающие особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений различных видов в зависимости от их назначения, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности, утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 03.11.2011 г. № 625, при подготовке декларации осуществляется обследование ГТС, которое организуется декларантами в соответствии с требованиями п. 7 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 № 1303. К участию в обследовании декларант по согласованию привлекает представителей Ростехнадзора, МЧС России, проектной организации, специализированных научных организаций, включая экспертные центры, определенные для проведения государственной экспертизы деклараций.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

В соответствии с п. 3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 № 876, расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, устанавливаемом указанными органами в соответствии с их полномочиями.

Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 29.05.2007 № 911 утвержден Порядок согласования расчета размера вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения на территории Волгоградской области.

В силу положений п. 2 указанного Постановления полномочия по согласованию расчета размера вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения на территории Волгоградской области возложены на комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области.

Исходя из положений п. 2.1, 3.1. Порядка, расчет размера вероятного вреда готовится собственником или эксплуатирующей организацией гидротехнического сооружения (далее именуется - владелец гидротехнического сооружения) либо специализированной организацией по поручению владельца гидротехнического сооружения. Ответственность за качество и достоверность расчета размера вероятного вреда несет владелец гидротехнического сооружения.

Как следует из материалов дела, в муниципальной собственности Воднобуерачного сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области находятся гидротехнические сооружения (далее - ГТС) – пруд «Нижние луга» (№34:10:000000:0000:218:003301), расположенный в 6 км на юго-запад от с. Воднобуерачное Камышинского района Волгоградской области; пруд «Липовая балка» (№34:10:000000:0000:218:003300), расположенный в 6,5 км на запад от с. Воднобуерачное Камышинского района Волгоградской области.

В ходе проверки, проведенной Камышинским городским прокурором Волгоградской области установлено, что указанные объекты эксплуатируются собственником - администрацией Воднобуерачного сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области, с нарушением требований законодательства об обеспечении безопасности ГТС, а именно: отсутствуют преддекларационное обследование указанных объектов, а также расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС.

По указанным фактам 03 апреля 2018 г. в адрес главы администрации Воднобуерачного сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области внесено представление.

Во исполнение требований представления администрацией поселения представлены сведения о создании комиссии для проведения преддекларационного обследования гидротехнических сооружений, расположенных на территории Воднобуерачного сельского поселения, а также о привлечении специалиста администрации за ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей в сфере безопасности гидротехнических сооружений.

Требование представления об устранении нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, внесенного прокурором до настоящего времени не исполнено.

Учитывая существующую угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, само по себе создание комиссии для проведения преддекларационного обследования гидротехнических сооружений, направление писем в адрес Ростехнадзора, МЧС России по Волгоградской области, Нижне-Волжского консалтингого центра о привлечении их специалистов для проведения государственной экспертизы деклараций и ведение иной переписки на протяжении более полутора лет нельзя расценивать как принятие достаточных мер для надлежащего исполнения возложенной законом обязанности. Указанные меры носят формальный характер. Доказательств принятия исчерпывающих мер, направленных к реальному результату по данному вопросу, административным ответчиком не представлено.

Принимая во внимание, что спорные гидротехнические сооружения расположены в административных границах Воднобуерачного сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области, которое является их собственником, следовательно, бездействие администрации, выраженное в неисполнении требований законодательства по обеспечению безопасности ГТС свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанностей, вытекающих из п. п. 3 и 8 ч. 1, ч. 3 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 8, 9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

Неисполнение требований законодательства по обеспечению безопасности ГТС может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, что создает опасность причинения вреда здоровью неопределенного круга лиц и окружающей среде. Указанное бездействие суд находит незаконным, в связи с чем требования прокурора заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

В данном случае, признав бездействие администрации Воднобуерачного сельского поселения Камышинского муниципального района, выразившегося в неприятии мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, незаконным, суд, руководствуясь положениями ст. 187, 227 КАС РФ, возлагает на администрацию обязанность совершить данные действия в предложенный прокурором срок – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Доказательств объективной невозможности исполнить требования в указанный срок административным ответчиком не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования административного искового заявления Камышинского городского прокурора Волгоградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Воднобуерачного сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Воднобуерачного сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в неприятии мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, а именно: пруд «Нижние луга» (№34:10:000000:0000:218:003301), расположенный в 6 км на юго-запад от с. Воднобуерачное Камышинского района Волгоградской области; пруд «Липовая балка» (№34:10:000000:0000:218:003300), расположенный в 6,5 км на запад от с. Воднобуерачное Камышинского района Волгоградской области.

Возложить на администрацию Воднобуерачного сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений: пруд «Нижние луга» (№34:10:000000:0000:218:003301), расположенный в 6 км на юго-запад от с. Воднобуерачное Камышинского района Волгоградской области; пруд «Липовая балка» (№34:10:000000:0000:218:003300), расположенный в 6,5 км на запад от с. Воднобуерачное Камышинского района Волгоградской области, а именно: провести преддекларационное обследование ГТС; разработать расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС; согласовать размер вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС с Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области.

Об исполнении решения суда по административному делу сообщить Камышинскому городскому суду Волгоградской области и административному истцу в течение одного месяца по истечении шестимесячного срока, установленного судом для исполнения решения суда.    

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Камышинский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:             М.А. Раптанова

2а-1883/2019 ~ М-1931/2019

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Камышинский городской прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Воднобуерачного сельского поселения
Другие
Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области
Суд
Камышинский городской суд
Судья
Раптанова М.А.
06.12.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
06.12.2019[Адм.] Передача материалов судье
09.12.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
12.12.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.12.2019[Адм.] Судебное заседание
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее