2-340/2014 (2-6523/2013)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 февраля 2014 года город Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Ретуевой О.Н., при секретаре судебного заседания Семыколенных Е.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фищер А.И. к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ
Истец Фищер А.И. обратилась в суд с иском к ответчикам Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омкой области о предоставлении жилого помещения. В обоснование исковых требований указала, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот. Приказом Управления образования Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ. № № ее определили в детское государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с тем, что родители Ф.Н.Р. и Ф.И.А. не занимались воспитанием и содержанием ребенка. Решением Ленинского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ. родители лишены родительских прав. Отец Ф.И.А. умер ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. истец воспитывалась в детском доме № Постановлением Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ №№ была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В настоящее время истец учится в Омском колледже отраслевых технологий строительства и транспорта. Поскольку в учебном учреждении нет общежития, то она вынуждена снимать квартиру, т.к. в собственности жилых помещений не имеет. Просит обязать Министерство образования Омкой области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений площадью не менее 33 кв.м.
В судебном заседании истец Фищер А.И. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснила, что в настоящее время она, мать и два брата зарегистрированы в квартире по адресу <адрес>, общей площадью 56,5 кв.м. Однако, данной квартире проживать возможности нет, поскольку техническое состояние квартиры не удовлетворительное.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства образования Омской области Аленчикова И.В., действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что действиями Министерства образования Омской области права истца не были нарушены, Фищер А.И. включена в список детей-сирот для предоставления жилого помещения по договорам социального найма. Заявки на строительство жилых помещений для указанной категории лиц будут формироваться только в ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании представитель ответчика Министерства имущественных отношений Омской области участия не принимал, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, заявлений, ходатайств суду не представил.
Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Представитель Министерства Стенькина А.А., действующая на основании доверенности, представила в материалы дела письменный отзыв, согласно которому указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу новый Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденный постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 № 284-п, согласно которому Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области исключено из уполномоченных органов исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями. В соответствии с пунктом 2 Порядка уполномоченными органами исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями являются Министерство образования Омской области и Министерство имущественных отношений Омской области. Согласно пункту 9 Порядка жилые помещения предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с решением Министерства имущества, принимаемым на основании сведений о детях-сиротах, представляемых Министерством образования. Просила также рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно свидетельству о рождении родителями истца Фищер А.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются Ф.И.А., Ф.Н.Р. (л.д.5).
Решением Ленинского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.А. и Ф.Н.Р. лишены родительских прав в отношении истца (л.д.9).
Согласно свидетельству о смерти Ф.И.А. умер ДД.ММ.ГГГГ года. (л.д.8).
Приказом Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ № истец Фищер А.И. определена в детское государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.7).
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ № выданной КОУ «Детский дом №» <адрес> Фищер А.И. ДД.ММ.ГГГГ г.р. находилась на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
На основании Постановления Администрации г Омска от ДД.ММ.ГГГГ №№ «О принятии на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» истец Фищер А.И. принята на учет в качестве нуждаются в жилых помещениях по договорам социального найма, согласно приложению «Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (л.д.18).
Из ответа Департамента жилищной политики Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 2 ) следует, что учетное дело истца передано в Министерство образования Омской области.
Согласно сведениям государственного предприятия Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» и Управления Росреестра по Омской области истец в числе собственников объектов недвижимого имущества не значится (л.д.34-36).
Из представленных документов следует, что на момент принятия истца на учет для предоставления жилья его возраст составлял менее 23 лет. Ответчиками не оспаривалось, что до настоящего времени Фищер А.И. жилое помещение по договору социального или специализированного найма не получила.
Не оспаривалось ответчиками и право истца состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепляет следующие понятия:
- дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
- дети, оставшиеся без попечения родителей,
- лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из указанных положений следует, что понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» трансформировано из понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», так как к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица, у которых до достижения ими 18 лет, умерли оба или единственный родитель, либо которые в возрасте до 18 лет остались без попечения единственного или обоих родителей.
В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Положениями статьи 8 вышеназванного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в законную силу с 01.01.2013) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Указанная статья закона является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч.2 ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В судебном заседании установлено, что Фищер А.И. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. При этом никто из ответчиков не оспаривал его право стоять в списке по категории «дети-сироты».
До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.
То обстоятельство, что приказом Департамента образования Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ №№ Фищер А.И. закреплено право пользования жилым помещение, расположенным по адресу: <адрес> (л.д.2 ) не лишает истицу, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, социальной защиты со стороны государства.
В указанном ведомственном жилом помещении общей площадью 56,3 кв.м. помимо истца зарегистрировано еще четыре человека, в том числе мать, лишенная родительских прав. Истец указывает, что данное жилое помещение находится в неудовлетворительном техническом состоянии, проживать в нем нет возможности.
Таким образом, суд считает, что истец имеет право на обеспечение жилой площадью, что следует также и из содержания подпункта 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, согласно которому проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 № 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, согласно которому приобретение жилых помещений в целях формирования специализированного жилищного фонда Омской области для детей-сирот осуществляется Министерством имущества и Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области на основании заявок Министерства образования, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области.
Жилые помещения приобретаются Министерством имущественных отношений Омской области по договорам купли-продажи, Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области - путем строительства (участия в долевом строительстве).
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с решением Министерства имущественных отношений Омской области, принимаемым на основании сведений о детях-сиротах, представляемых Министерством образования.
Сведения о детях-сиротах с учетом дат рождения детей-сирот, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, представляются Министерством образования в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущественных отношений Омской области.
Решение о предоставлении детям-сиротам жилого помещения принимается Министерством имущественных отношений Омской области в течение 5 рабочих дней с момента получения сведений о детях-сиротах, представляемых Министерством образования Омской области.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается Министерством имущественных отношений Омской области в течение 10 рабочих дней с момента принятия решения о предоставлении детям-сиротам жилого помещения.
При обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв.м. независимо от состава семьи (п. 5 Порядка).
Поскольку до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено, суд полагает, что исковые требования Фищер А.И. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При таких обстоятельствах, учитывая нереализованное право истца Фищер А.И. на получение жилого помещения, а так же, учитывая Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденный постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 № 284-п, суд полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения Фищер А.И. по договору найма специализированного жилого помещения следует возложить на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Доводы ответчиков о том, что в случае удовлетворения требований истца будут нарушаться права иных лиц, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, суд отвергает, поскольку, мотивируя решение, суд основывается на Порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденном постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 № 284-п.
Поскольку согласно названному Порядку в настоящее время уполномоченными органами исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями определены Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство транспорта, строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, не могут быть приняты во внимание доводы представителей о том, что данные Министерства являются ненадлежащими ответчиками по делу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 19.12.2012 № 284-░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░