Решение по делу № 2а-4634/2018 ~ М-4597/2018 от 01.11.2018

а-4634/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

« 14 » декабря 2018 года                  <адрес>

Новочеркасский городской суд <адрес> в составе:

судьи Бердыш С.А.,

при секретаре Федоренко Е.В..,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Михайлевой Зинаиды Владимировны, Поповой Тамары Ивановны к Новочеркасскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконными действий по снятию земельного участка с кадастрового учета,

установил:

административные истцы в лице представителя обратились в суд с настоящим административным иском, ссылаясь на то, что Михайлева З.В. и Попова Т.И. являются собственниками <адрес> соответственно <адрес> в <адрес>. Земельный участок их многоквартирного дома был поставлен на кадастровый учет <дата> с кадастровым площадью 1143 кв.м. В сентябре <дата> года им стало известно, что <дата> их земельный участок с кадастровым снят с кадастрового учета на основании п. 3.1 ст. 70 Закона о регистрации недвижимости № 218-ФЗ в связи с тем, что отсутствуют сведения в ЕГРП о правообладателях.

Полагают, что земельный участок с кадастровым по <адрес> в <адрес> снят с кадастрового учета незаконно.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Если земельный участок уже сформирован (есть кадастровый номер), то он уже принадлежит собственникам помещений многоквартирного дома, и законом не предусмотрено совершение каких-либо дополнительных действий по межеванию, приватизации, регистрации земельного участка.

В связи с тем, что в ЕГРП зарегистрированы объекты недвижимости: запись регистрации от <дата> на <адрес> в <адрес>, от <дата> на жилой дом литер «Б» по <адрес> в <адрес>, основание для снятия с кадастрового учета земельного участка, на котором расположены указанные объекты недвижимости, отсутствовало.. Никаких уведомлений о необходимости проведения каких-либо действий со спорным земельным участком правообладатели объектов недвижимости не получали, что является нарушением со стороны регистрирующего органа по снятию с кадастрового учета спорного земельного участка, чем нарушены права административных истцов как собственников и правообладателей объектов недвижимости, расположенных на земельном участке по адресу: <адрес>.

Просили признать незаконными действия ответчиков по снятию с кадастрового учета земельного участка площадью 1143 кв.м с кадастровым по <адрес> в <адрес>. Обязать ответчиков восстановить постановку на кадастровом учете земельного участка площадью 1143 кв.м с кадастровым по <адрес> в <адрес>.

Михайлева З.В. и Попова Т.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель административных истцов – адвокат Шевченко В.Е., действующая на основании ордера и доверенности, в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований настаивала, указав, что земельный участок стоял на кадастровом учете. Согласно пояснениям ответчика все, что было поставлено на кадастровый учет до 2008 года, они могут снимать с кадастрового учета, если не зарегистрированы права. Однако, земельный участок и жилые помещения многоквартирного дома неразрывно связаны. Документы, которые были предоставлены административными истцами, подтверждают, что данный дом является многоквартирным. Есть собственники, которые пользуются данными помещениями. Правообладателю должны были предоставить 6 месяцев для проведения необходимых процедур. Документов о том, что было направлено данное письмо, нет. Ответчики утверждают, что был уведомлен КУМИ Администрации <адрес>, который в ответ сообщил, что сведений относительно данного вопроса у них нет. Собственники в сентябре 2018 года обратились в Управление для межевания земельного участка, узнали, что данный участок снят с кадастрового учета. Полагает, что нарушены права собственников, так как у них нет сформированного земельного участка, что влечет длительные процедуры по приобретению на него права собственности.

Представитель Управления Росреестра по <адрес> Юсупова Н.Х. в судебном заседании административные исковые требования не признала, указав, что все объекты, которые были поставлены на кадастровый учет до <дата>, снимаются с кадастрового учета, если отсутствуют права на земельный участок. На основании того, что данный участок не был сформирован под многоквартирным домом, его сняли с кадастрового учета. В данном случае должно быть разрешенное использование для размещения многоквартирного жилого дома. Здесь разрешенное использование – для жилого дома. Указанный земельный участок снят по 3 пункту Закона, согласно данному пункту, Управление не обязано уведомлять об этом. Участок не сформирован. Уведомления отправляются обычным письмом, которые отследить не предоставляется возможным. Поскольку там расположен многоквартирный дом, уведомление отправляется в Администрацию. Если в течение 6 месяцев не регистрируются права, участок снимается. Собственники также уведомлялись, однако, подтвердить это не представляется возможным, поскольку уведомления направляются простой корреспонденцией.

Представитель Новочеркасского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

С учетом мнения участвующих в деле лиц суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст. 226 КАС РФ.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).

Как усматривается из материалов дела, Михайлева З.В. и Попова Т.И. являются собственниками <адрес> соответственно <адрес> в <адрес>.

Земельный участок по указанному адресу был поставлен на кадастровый учет <дата> с кадастровым площадью 1143 кв.м.

Как следует из материалов дела, <дата> Управлением Росреестра по <адрес> совместно с филиалом «ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> проведены мероприятия по исполнению требований ст. 70 Закона о регистрации, земельный участок по <адрес> в <адрес> снят с кадастрового учета в связи с отсутствием сведений о правообладателях земельного участка.

С <дата> вступил в силу Федеральный закон от <дата> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), в соответствии с положениями которого Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество (далее - ЕГРН) состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость) (часть 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ).

С <дата> сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) и сведения ГКН об объектах недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 6 статьи 72 Закона N 218-ФЗ).

Порядок ведения ЕГРН установлен приказом Минэкономразвития России от <дата> N 943 (далее - Порядок).

В соответствии с подпунктами 16, 17 пункта 22, пунктом 173 Порядка в записи кадастра недвижимости о земельном участке указываются в том числе сведения:

о возникших до вступления в силу Федерального закона от <дата> N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) вещных правах на земельный участок, внесенные в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) до вступления в силу Закона N 218-ФЗ, если права на такой земельный участок не зарегистрированы в реестре прав на недвижимость;

об ограничениях права на земельный участок, обременениях данного объекта, если такие ограничения прав и обременения объекта недвижимости не зарегистрированы и не подлежат государственной регистрации в реестре прав на недвижимость, в том числе ограничения и обременения, внесенные в ГКН до вступления в силу Закона N 218-ФЗ.

Исходя из положений Федерального закона от <дата> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).

В соответствии с п. 3 ст. 70 Федерального закона от <дата> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством РФ порядке до <дата>, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН.

Из Письма Минэкономразвития России от <дата> N ОГ-<адрес> "О рассмотрении обращения" следует: порядок действий органа кадастрового учета в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до <дата>, зависит от наличия в ГКН сведений об исходных земельных участках или расположенных на них объектах недвижимости и наличия в ГКН или ЕГРН сведений об их правообладателях, обеспечивающих возможность направления правообладателю уведомления по почтовому адресу или адресу электронной почты. В случае наличия указанной возможности орган регистрации прав направляет правообладателю уведомление. Если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении земельных участков, такие земельные участки будут сняты с учета.

Порядок действий органа кадастрового учета установлен п. 181 Приказа Минэкономразвития России от <дата> N 943 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки".

В соответствии с п. 181 Приказ Минэкономразвития России от <дата> N 943 (ред. от <дата>) в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до <дата>, при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такой земельный участок или в реестре прав на недвижимость записи о праве (ограничении права) на такой земельный участок осуществляется одно из следующих действий:

1) при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений об исходном (исходных) земельном участке (участках) и наличии в государственном кадастре недвижимости или ЕГРП сведений о правообладателе на такой исходный земельный участок орган регистрации прав направляет правообладателю исходного земельного участка (исходных земельных участков) по почтовому адресу правообладателя или адресу электронной почты правообладателя, внесенных в государственный кадастр недвижимости при учете адреса правообладателя, либо по почтовому адресу правообладателя в соответствии со сведениями, предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (при наличии этих сведений) либо, если в соответствии с правилами Закона о кадастре не осуществлен государственный кадастровый учет адреса правообладателя, по указанному в заявлении о кадастровом учете адресу электронной почты или при его отсутствии почтовому адресу такого правообладателя уведомление о том, что в случае, если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении образованных земельных участков, такие земельные участки будут сняты с учета. В случае не поступления в орган регистрации прав документов для осуществления регистрации прав на указанные образованные земельные участки в течение 6 месяцев со дня направления уведомления записи (записям) об образованном земельном участке присваивается статус "архивная";

(в ред. Приказа Минэкономразвития России от <дата> N 408)

2) при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о расположении на земельном участке объекта (объектов) недвижимости, в том числе в виде сведений о части (частях) земельного участка, занятой объектом недвижимости, и наличии в ЕГРП сведений о правообладателе расположенного на таком земельном участке объекта недвижимости или помещений в таком объекте недвижимости орган регистрации прав направляет по почтовому адресу правообладателя такого объекта недвижимости или адресу электронной почты указанного правообладателя, внесенных в государственный кадастр недвижимости при учете адреса правообладателя, либо по почтовому адресу правообладателя в соответствии со сведениями, предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (при наличии этих сведений) либо, если в соответствии с правилами Закона о кадастре не осуществлен государственный кадастровый учет адреса правообладателя, по указанному в заявлении о кадастровом учете адресу электронной почты или при его отсутствии почтовому адресу такого правообладателя уведомление правообладателю объекта недвижимости или расположенных в нем помещений об отсутствии в ЕГРН сведений о правах (ограничениях прав) на такой земельный участок или записи о праве (ограничении права) на такой земельный участок и о том, что информация о данном земельном участке также направлена в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе до разграничения государственной собственности на землю, а также в орган, осуществляющий государственный земельный надзор. Одновременно информация о таком земельном участке направляется в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в том числе до разграничения права собственности на землю, а также в орган, осуществляющий государственный земельный надзор. Статус сведений о таком земельном участке сохраняется "актуальный";

Исходя из указанных норм права участок снимается с кадастрового учета, если:

лицу как правообладателю исходного земельного участка было направлено уведомление о необходимости зарегистрировать право, однако в течение шести месяцев со дня его направления вы этого не сделали. В этом случае записи об участке в ЕГРН будет присвоен статус "архивная", то есть участок снимут с кадастрового учета (п. 12, пп. 1 п. 181 названного Порядка);

не выявлены правообладатели исходного земельного участка либо объектов недвижимости (помещений в них), расположенных на ранее учтенном земельном участке либо его части. В этом случае орган регистрации прав должен направить в соответствующий орган госвласти (орган местного самоуправления) запрос о наличии правоустанавливающих документов на ранее учтенный земельный участок и оснований для разграничения права собственности на землю. В случае поступления ответа об их отсутствии либо непоступления ответа в течение трех месяцев со дня направления запроса земельный участок будет снят с кадастрового учета (пп. 3 п. 181 указанного Порядка).

При этом необходимо учитывать, что:

- суд может признать незаконным аннулирование и исключение временных сведений из государственного кадастра недвижимости по заявлению органа государственной власти или местного самоуправления, если будет установлено, что такое исключение сведений осуществлено с целью воспрепятствовать третьему лицу в оформлении права на земельный участок;

- возникший спор о праве или межевой спор не могут быть разрешены лишь посредством удовлетворения требования, заявленного к органу кадастрового учета, о снятии земельного участка с учета (п. п. 26, 28 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета (утв. Президиумом Верховного Суда РФ <дата>)).

На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано также в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата>, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.

Как установлено судом, в ЕГРП зарегистрированы объекты недвижимости: запись регистрации от <дата> на <адрес> в <адрес>, от <дата> на жилой дом литер «Б» по <адрес> в <адрес>.

Данных о том, что Управлением Росреестра правообладателям земельного участка либо расположенных на нем объектов недвижимости направлялись уведомления, материалы дела не содержат и ответчиками суду не представлено.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым , расположенного пол адресу: <адрес> в <адрес>, признать законными и обоснованными нельзя.

В связи с чем суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административных требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 178-180, 226, 227 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1143 ░░.░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░><░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1143 ░░.░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░><░░░░░>.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.

░░░░░:                             ░.░. ░░░░░░

2а-4634/2018 ~ М-4597/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Михайлева З.В.
Попова Т.И.
Ответчики
Новочеркасский отдел Управления Федеральной службы государственной картографии по Ростовской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
Суд
Новочеркасский городской суд
Судья
Бердыш Светлана Анатольевна
01.11.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
01.11.2018[Адм.] Передача материалов судье
02.11.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
14.11.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.11.2018[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.11.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.12.2018[Адм.] Судебное заседание
14.12.2018[Адм.] Судебное заседание
19.12.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.01.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.01.2019[Адм.] Дело оформлено
24.01.2019[Адм.] Дело передано в архив
11.02.2019[Адм.] Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
14.02.2019[Адм.] Изучение поступившего ходатайства/заявления
06.03.2019[Адм.] Судебное заседание

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее