Решение по делу № 2-377/2010 (2-3404/2009;) ~ М-4085/2009 от 24.07.2009

Российская федерация

Центральный районный суд города Новосибирска

Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099

Дело №2-

377

/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24

декабря

2010 г.

Судья Центрального районного суда города Новосибирска Зинина И.В.,

при участии:

секретаря судебного заседания

Туля О.Е.,

прокурора

Камаевой Л.М.

истца

Григоренко Ю.Г.

представителей ответчика

Михайловской О.В.,

Клякиной Л.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Новосибирска к интересах Григоренко Ю.Г. к Товариществу собственников жилья «Прогресс-2» о признании незаконными действий по начислениям для оплаты электроэнергии мест общего пользования, обязывании заключить индивидуальный договор об оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, обязывании произвести перерасчет начислений к оплате за жилое помещение и коммунальные услуги по тарифам, установленным Мэрией г. Новосибирска: по оплате электроэнергии в местах общего пользования – с мая 2004 г., по оплате вывоза и утилизации ТБО – с мая 2008 г., по оплате горячего водоснабжения с мая 2008 г., по оплате содержания жилья с мая 2008 г., обязывании произвести перерасчет по начислениям за отопление за период с 07 апреля 2009 г. по 10 мая 2009 г.

у с т а н о в и л :

Прокурор Центрального района г. Новосибирска обратился в суд с иском в интересах Григоренко Ю.Г. и просил признать незаконными действия ТСЖ «Прогресс-2» по начислениям Григоренко Ю.Г. для оплаты электроэнергии мест общего пользования в сумме 3291 рублей 46 коп, обязать ТСЖ «Прогресс-2» заключить с Григоренко Ю.Г.индивидуальный договор об оплате за жилое помещение и коммунальных услуг, обязать ТСЖ «Прогресс-2» произвести перерасчет Григоренко Ю.Г. по оплате
за жилое помещение и коммунальным услугам по тарифам, установленным
мэрией города Новосибирска, обязать ТСЖ «Прогресс-2» произвести перерасчет Григоренко Ю.Г. по оплате за отопление за период с 01 апреля 2009 г. по 10 мая 2009 г.

В ходе судебного разбирательства в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцами неоднократно изменялся предмет иска и окончательно истцы просили признать незаконными действия ТСЖ «Прогресс-2» по начислениям Григоренко Ю.Г. для оплаты электроэнергии мест общего
пользования из расчета количества м2 общей площади жилых помещений в
сумме 3932 рублей, обязать ТСЖ «Прогресс-2» заключить с Григоренко Ю.Г. индивидуальный договор об оплате за жилое помещение и коммунальных услуг в соответствии с требованиями жилищного законодательства, обязать ТСЖ «Прогресс- 2» произвести перерасчет начислений к оплате за жилое помещение и коммунальные услуги Григоренко Ю. Г. по тарифам, установленным мэрией города Новосибирска за периоды: по оплате электроэнергии в местах общего пользования с мая 2004 г. по день вынесения решения, по оплате вывоза и утилизации ТБО - с мая 2008 г. по день вынесения решения, по оплате горячего водоснабжения - с мая 2008 г. по день вынесения решения, по оплате содержания жилья - с мая 2008 г. по день вынесения решения, обязать ТСЖ «Прогресс-2» произвести перерасчет Григоренко Ю.Г. по начислениям к оплате за отопление за период с 07 апреля 2009 г. по 19 мая 2009 г.

В ходе судебного разбирательства истец Григоренко Ю.Г. отказалась от исковых требования в части понуждения ТСЖ «Прогресс-2» произвести компенсацию излишне уплаченных денежных средств. Данный отказ был принят судом.

В обоснование своих требований прокурор указал, что Григоренко Ю. Г. является собственников квартиры № 136 многоквартирного дома № 4/1, расположенного по ул. Серебренниковская в г.Новосибирске. В целях совместного управления комплексом недвижимого имущества, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования общим имуществом собственниками помещений в многоквартирном доме создано товарищество собственников жилья «Прогресс-2». В соответствии с контрольным актом ОАО «Новосибирскэнерго» от 15 января 2004г. и предписания от 16 февраля 2004г. в ТСЖ «Прогресс-2» выявлен факт недоучета расхода электроэнергии по местам общего пользования дома № 4/1 ул. Серебренниковская (блок-секция 5,6) в размере 319386 кВт час. По факту хищения электроэнергии возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 165 Уголовного кодекса Российской Федерации. Однако в процессе предварительного расследования виновные лица установлены не выли, уголовное дело приостанавливалось, а затем постановлением от 30 октября 2008 г. прекращено за истечением сроков давности привлечения к головной ответственности. По результатам выявленного недоучета ТСЖ «Прогресс-2» предложено произвести перерасчет за потребление электроэнергии в указанном размере. Впоследствии ТСЖ предъявило истице к оплате похищенную неустановленным лицом электроэнергию мест общего пользования. За период с 2004 - май 2009 г. истице начислено к оплате денежную сумму в размере 3 291 рублей 46 копеек, на март 2010 - начислена сумма - 3932 рубля. Оплачено ей было 173 рубля. Погашение суммы задолженности за электроэнергию мест общего пользования, похищенную неустановленным лицом, незаконно возложено на собственников помещений многоквартирного дома № 4/1 по ул. Серебренниковская, в том числе и на истца. В соответствии с пунктом 7 постановления Правительства РФ № 306 от 23 мая 2006 г. «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», применяются при отсутствии приборов учета при выборе едиицы измерения в отношении электроснабжения используется показатель. В нарушение данного требования постановления ответчик для определения размера платы за электроснабжение использует показатель -количество м2 общей площади жилых помещений. Далее, на основании заявления Григоренко Ю.Г. от 01 октября 2005г., истец в соответствии с частью 2 статьи 30 Конституции РФ, частью 3 статьи 143 Жилищного кодекса Российской Федерации прекратила членство в ТСЖ «Прогресс-2». В нарушение требований статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации с истцом не был заключен индивидуальный договор об оплате за жилое помещение и коммунальных услуг. Также истец полагает, что ответчиком применяются неверные тарифы на коммунальные услуги. Согласно пункта 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги. В пункте 4 данной статьи указано, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Согласно статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом. Согласно информациям мэрии города Новосибирска о тарифах для основных организаций - поставщиков коммунальных услуг для расчета платы за коммунальные услуги населением, установлены следующие тарифы:

1) а) тариф за подогрев воды, установленный мэрией города Новосибирска [(для пользователей индивидуальных приборов учета) на 2008 составляет 38,10рублей,

- по тарифам ТСЖ «Прогресс-2» истцу начислялась плата за подогрев
воды с мая 2008 по декабрь 2008 - в сумме 41,5 руб. из расчета в куб.м.;

б) тариф за подогрев воды, установленный мэрией города Новосибирска на
2009-46,75 рублей;

- по тарифам ТСЖ «Прогресс-2» истцу начислялась плата за подогрев
воды: с января по сентябрь 2009 - 46,67 рублей из расчета за куб.м;

с октября по декабрь 2009 - 64,5 рублей - из расчета ГКал;

в) тариф за подогрев воды, установленный мэрией города Новосибирска на 2010 - 60,53 рублей;

- по тарифам ТСЖ «Прогресс-2» истице начислялась плата с января по
февраль 2010 - 60,53 - из расчета ГКал.

Вместе с тем, согласно правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306, определяющим порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию (п. 7) при выборе единицы измерения в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения используются показатели - куб. метр на 1 человека.

2) а) тариф за вывоз и утилизацию ТБО - 12,5рублей информации мэрии города Новосибирска на 2008, а на 2009 - 14 рублей,

- по тарифам ТСЖ «Прогресс-2» за вывоз и утилизацию ТБО, истице начислялась плата с мая 2008 по сентябрь 2009 - 24,65 рублей, с октября 2009 - 15,64 рублей, с ноября по декабрь 2009 - 12,90 руб.;

б) тариф за вывоз и утилизацию ТБО на 2010 согласно информации мэрии города Новосибирска - 17,40 рублей;

- по тарифам ТСЖ «Прогресс-2» за вывоз и утилизацию ТБО, истице
начисляется плата с января 2010 -19,19 рублей.

Указанные тарифы установлены неправомерно по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. «д» пункта 11 правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением правительства РФ от 13 августа 2006 № 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов. В структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласно статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за вывоз твердо-бытовых отходов не включена. Таким образом, услуги по сбору и вывозу ТБО не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с этим плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 Жилищного кодекса РФ. Однако, ТСЖ «Прогресс-2» в нарушение указанных норм закона и протокола общего собрания, в одностороннем порядке, установила вышеуказанные тарифы за сбор и вывоз ТБО.

3) а) тариф на содержание жилья с текущим ремонтом в 2008 рассчитывается по формуле - 7,25* 113% = 8,19 рублей.

тариф на содержание жилья с текущим ремонтом за 2007 - 7,25 рублей -
приложение№1 к постановлению мэра №1307 от 21 декабря 2006 г.;

приказом департамента по тарифам НСО от 16 сентября 2007 г. № 120-к
установлен предельный максимальный индекс изменения размера платы
граждан за жилое помещение 113%.

б) в 2009 - 8,19 * 110% = 9,01 рублей

- приказом департамента по тарифам НСО от 31 октября 2008 г. № 29-к
установлен предельный максимальный индекс изменения размера платы
граждан за жилое помещение 110%

в) в 2010-9,01 * 110% = 10,07 рублей

- приказом департамента по тарифам НСО от 30 сентября 2009 г. № 48-к
установлен предельный максимальный индекс изменения размера платы
граждан за жилое помещение 110%.

г) по тарифам ТСЖ «Прогресс-2» истице начисляется плата:

с мая по декабрь 2008 - 15,09 рублей за 1 кв.м.;

с января по август 2009 - 13,97 рублей за содержание жилья + 1,12 за текущий
ремонт = 15,09 рублей за 1 кв.м.;

с сентября по декабрь 2009 - 13,97 рублей - содержание жилья (без текущего
ремонта);

- с января 2010 - 13,97 рублей за 1 кв.м. - содержание жилья (без текущего
ремонта).

Собственниками дома № 4/1, расположенного по ул. Серебренниковская не принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Следовательно, установленный ответчиком в одностороннем порядке указанный тариф начисляется жителям дома неправомерно. Вместе с тем, товарищество собственников жилья в силу принципа установленного жилищным законодательством обязано обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме. Кроме того, в период с 07 апреля 2009г. по 10 мая 2009г. Григоренко Ю.Г. не пользовалась услугой в виде отопления по системе индивидуальной подачи в каждую квартиру. 06 апреля 2009 г. истец подала заявление председателю правления ТСЖ, содержащее просьбу перекрыть отопление по стояку ее квартиры, в связи с тем, что по состоянию здоровья ей противопоказана высокая температура и духота в квартире. В день подачи названного заявления председатель ТСЖ согласовал его исполнение. Потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу. Потребитель имеет право быть освобожденным полностью от оплаты коммунальных услуг за период не предоставления данных услуг.

Истцы в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме и дали пояснения в соответствии с описательной частью решения.

Представители ответчика в судебном заседании заявленные требования не признали и дали пояснения согласно письменных отзывов на иск (л.д.55-58,164-172).

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, заслушав специалиста, приходит к следующим выводам.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что Григоренко Ю.Г. является собственником квартиры № 136 в доме № 4/1 по ул. Серебренниковская в г. Новосибирске с 04 апреля 2002 г. (л.д.21).

Собственники помещений жилого дома № 4/1 по ул. Серебренниковская объединены в ТСЖ «Прогресс-2».

Частью 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья. Если в многоквартирном доме создано товарищество собственников жилья, лица, приобретающие помещения в этом доме, вправе стать членами товарищества после возникновения у них права собственности на помещения. Членство в товариществе собственников жилья прекращается с момента подачи заявления о выходе из членов товарищества или с момента прекращения права собственности члена товарищества на помещение в многоквартирном доме (статья 143 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно Уставу, ТСЖ «Прогресс-2» образован в 2001 г. в соответствии с ФЗ «О товариществах собственников жилья», действовавших в вышеуказанный период.

Григоренко Ю.Г. не является членом ТСЖ «Прогресс-2» с о1 октября 2005 г. (л.д.89), что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

В структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги собственника жилого помещения в многоквартирном доме входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива. Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (статья 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Согласно контрольного акта инспектора ЗАО «Новосибирскэнергосбыт» Федосова от 15 января 2004 г. (л.д. 44) и предписания ЗАО «Новосибирскэнерго» от 16 февраля 2004 г. было установлено, что общие учеты (счетчики) практически стояли, то есть частично учитывали только расход электроэнергии на места общего пользования, лифты и насос подпитки, и не учитывали расход электропотребления по жилью. (85 квартир). За период с 27 марта 2002 г. по 15 января 2004 произведено доначисление ТСЖ «Прогресс 2» по фактическому расходу поквартирно. Предписанием инспектора ЗАО «Новосибирскэнергосбыт» Федосова от 16 февраля 2004 г. установлено, что акт на объем электроэнергии в количестве 319386 Квт/час составлен инспектором по следующим причинам: общие счетчики № 221 521 и № 658 877 учитывали только незначительную часть фактического потребления из-за изменения схемы электроснабжения, таким образом, счетчиками по которым производился расчет в энергосбыте, не полностью учитывался расход электроэнергии за места общего пользования и лифты, жилье ТСЖ «Прогресс 2» практически не оплачивалось. Далее в предписании указано, что данный объем электроэнергии за МОП и лифты не был доплачен. За жилье не оплачено ничего за 17 месяцев из 21-го. Таким образом, объем электроэнергии предъявленный ОАО «Новосибирскэнерго» количестве 319 386 кВт час включает в себя фактически потребленный жильцами объем электроэнергии за жилье, места общего пользования и лифты. За весь период начиная со сдачи дома в эксплуатацию объем потребленной электроэнергии жильцам дома в оплату не предъявлялся, в том числе Григоренко Ю.Г.. Сумма задолженности Григоренко Ю.Г. за электроэнергию МОП по состоянию на 01 мая 2009 г., согласно карточке лицевого счета № 410136, а также представленной истцом расчетной ведомости по лицевому счету составляет 3274 рубля.

Суд соглашается с доводами ответчика о том, что задолженность Григоренко Ю.Г. за электроэнергию МОП состоит из 747 рублей за электроэнергию МОП с мая 2002 года по декабрь 2003 г. и 2527 рублей 04 копейки за электроэнергию мест общего пользования начисленные нарастающим итогом за период с 11 января 2004 г. по 01 мая 2009 г., поскольку истец не оплачивала электроэнергию по МОП ни в сумме 747 рублей, ни текущее потребление ТСЖ за период с января 2004 г.

Не нашел своего подтверждения в судебном заседании и довод истца о необоснованности выставления оплаты за похищенную неустановленным лицом электроэнергии. Так, действительно 30 октября 2004 г. было прекращено уголовное дело № 72616 от 06 декабря 2004 г. по признакам состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 165 Уголовного кодекса Российской Федерации за истечением срок давности уголовного преследования.

В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу пункта 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. № 530, исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с названными Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.

В силу пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон № 210-ФЗ) потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов признаются лица, приобретающие по договору электрическую и тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее -потребители). В многоквартирных домах жилищного сектора потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений (подпункт "а" пункта 17 названного Закона).

Кроме того, пунктом 22 Постановления Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 г. установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства

по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

Возбуждение и прекращение уголовного дела по факту хищения, не может являться доказательством самого факта хищения. Приговор в отношении какого-либо лица не выносился. Кроме того, актом допуска к эксплуатации УГ по Новосибирской области «Новосибирскгосэкергонадзор» от 20 декабря 2001 г. № 14/223 8-108/01 государственным инспектором Нечунаевым А.А. подписан допуск в эксплуатацию. Проверкой ЗАО «Энергосбыт» зафиксированной в акте осмотра электроустановки от 20 февраля 2002 г. определен перечень замечаний, которые были устранены ТСЖ «Прогресс 2», что подтверждается предписанием от 11 августа 2002 г., в том же предписании указано, что замечаний к учетам нет. При выявлении факта недоучета электроэнергии инспектором Федосовой установлено и зафиксировано в предписании от 08 января 2004 г., что все счетчики и т/тока опломбированы. 15 января 2004 г. актом проверки установлено, что схемы собраны верно к/кр счетчиков и исп. блоков опломбированы (4 шт), в графе «№ счетчиков и показания правильны, пломбы наложены, пломбир - № Ц-3».

В соответствии с пунктом 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

Согласно пунктов 5 и 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.

Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Стороны не оспаривали в судебном заседании, что многоквартирный дом № 4/1 по ул. Серебренниковская оснащен приборами учет горячего, холодного водоснабжения, электроснабжения мест общего пользования, электроснабжнения жилых помещений, отопления.

Согласно статей 2 и 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 306 от 23 мая 2006 г. (далее постановление Правительства Российской Федерации № 306 от 23 мая 2006 г.). норматив потребления коммунальных услуг" - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. Устанавливаемые в соответствии с настоящими Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.

Таким образом ссылки истца на то, что ответчик в нарушение пункта 7 указанных правил использует показатель кв.м. общей площади жилых помещений для определения размера оплаты за электроснабжение мест общего пользования несостоятельная, поскольку указанные правила не могут применяться к порядку определения размера платы за коммунальные услуги в ТСЖ «Прогресс-2».

Как указывают представители ответчика ТСЖ «Прогресс-2» оплачивает подогрев воды в соответствии с Приказом Департамента тарифам НСО от 21 ноября 2007 г. №125/1-Е, которым утвержден тариф за коммунальные услуги за тепловую энергию в размере 658 рублей 55 копеек за один Г/кал с учетом НДС. Таким образом, размер платы за горячее водоснабжение за куб, м. не предусмотрен действующим законодательством. Стоимость одного кубического метра воды рассчитывается как соотношение платы за горячую воду на 1 человека в месяц к нормативу потребления в месяц горячей воды (нормативный объем потребления водоснабжения всего – 10,65 (утвержден Постановлением мэра г. Новосибирска № 1307 от 21 декабря 2006 г.) х 40%.

Согласно пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 г. (далее постановление Правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 г.) собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.

В судебном заседании специалист Хохлова М.Г. пояснила, что тариф на подогрев воды в размере 38,10 не утвержден нормативным актом Мэрии г. Новосибирска, в рекомендациях Департамента экономики и финансов мэрии г. Новосибирска по формированию платы граждан за жилищно-коммунальные услуги в 2008 г. данный тариф включен в примеры расчетов размера платы, выполненных исходя из тарифов для основных поставщиков и носит рекомендательный характер. Кроме того, специалист в судебном заседании пояснила, что действия ТСЖ «Прогресс-2» при определении размера оплаты электроэнергии мест общего пользования, оплаты на содержание жилья и текущего ремонта, коммунальные услуги, вывоз ТБО обоснованы и правомерны.

Ссылка истца на утвержденный мэрией тариф за утилизацию и вывоз ТБО также
не состоятельна, так как тарифы на вывоз и утилизацию ТБО установленные на 1 человека в размере 12,50 рублей в 2008 году, (утвержден Постановлением мэрии г. Новосибирска от 28.12.2007 № 1051 и 14,00 рублей в 2009 году (утвержден Постановлением мэрии г. Новосибирска от 30.12.2008 № 796. Названные нормативные акты распространяют свое действие на граждан, проживающих в муниципальных общежитиях, таким образом, ТСЖ «Прогресс 2» не является субъектом правоотношений установленных указанными постановлениями.

Также, рекомендации департамента экономики и финансов мэрии г. Новосибирска по формированию платы граждан за жилищно-коммунальные услуги в 2008 году устанавливают, что стоимость услуг по вывозу ТБО рассчитывают исходя из объемов вывозимого мусора, определяемых по количеству и объему контейнеров, периодичности и других условий вывоза ТБО, устанавливаемых специализированными организациями.

В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 13 августа 2006 г. содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе освещение помещений общего пользования, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;

ТСЖ «Прогресс 2» заключен договор на вывоз и утилизацию ТБО с МУП «Спецавтохозяйство», в соответствии с условиями договора, ежедневно с территории ТСЖ вывозится по 2 (два) контейнера (7 раз в неделю). Годовой объем по договору составляет 732 контейнера.

Тариф на вывоз и утилизацию ТБО на 2008, 2009, 2010 годы был принят общим собранием членов ТСЖ «Прогресс 2» многоквартирного дома, (протокол № 1 от 19 мая 2010 г.). ТСЖ «Прогресс 2» распределяет расходы по утилизации и вывозу ТБО пропорционально прямым затратам, согласно тарифам утвержденным общим собранием членов ТСЖ.

Указанное решение общего собрания ТСЖ «Прогресс-2» не оспорено, не отменено. Доказательств обратного суду не представлено.

Необоснованна ссылка истца и на информацию мэрии города Новосибирска о тарифе на содержание жилья с текущим ремонтом в 2008 году - 8,19 рублей, 2009 году - 9,01 рублей за кв. м., в 2007 г. -7,25 рублей за кв.м., на основании Постановления Мэра г. Новосибирска № 1307 от 21 декабря 2006 г. о плате за жилищные и коммунальные услуги для населения.

В соответствии с пунктом 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491) - размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущем соответствующий год.

Так, собственниками жилых помещений в 2008 году утверждена смета расходов, (протокол общего собрания от 17 апреля 2008 г.). Исходя из утвержденной сметы ТСЖ «Прогресс 2» ТСЖ «Прогресс 2» распределяет расходы на содержание и текущий ремонт общего имущества, соразмерно долям каждого собственника в праве общей собственности на это имущество.

Истец утверждая, что общее собрание в апреле 2008 г. не проводилось, никаких решений собственниками ТСЖ «Прогресс-2» не принималось, относимых и допустимых доказательств этого не представила. Решение общего собрания от 17 апреля 2008 г. в судебном порядке истцом не оспорено.

Размер платы на содержание жилья с текущим ремонтом на 2009 и 2010 г. утвержден общим собранием собственником ТСЖ «Прогресс-2» от 19 мая 2010 г. Указанный протокол и смета в судебном порядке истом также не оспорены. Данный вопрос выяснялся судом.

Постановлением мэрии г. Новосибирска от 28 декабря 2007 г. № 1051 утверждены тарифы на содержание и текущий ремонт для граждан, проживающих в муниципальных общежитиях в размере 9,15 рублей в 2008 году, в 2009 году - 10,07 руб. (утвержден Постановлением мэрии г. Новосибирска от 30.12.2008 № 796.). Истец же проживает в благоустроенном многоквартирном жилом доме, соответственно не могут быть применены тарифы, предусмотренные для граждан, проживающих в муниципальных общежитиях.

Требование истца о перерасчете по оплате за отопление за период с 01 апреля 2009 г. года по 10 мая 2009 года также не подлежат удовлетворению.

Дата начала и окончания отопительного сезона определяется в соответствии с пунктам 12 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 № 307, который устанавливает, что если собственники помещений в многоквартирном доме или собственники жилых домов не установили условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода или дату начала и (или) окончания отопительного периода, а также если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается по сети централизованного теплоснабжения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом».

Распоряжением мэра г. Новосибирска от 08 сентября 2008 г. № 16120-р «О начале отопительного сезона», с 20 сентября 2008 г. установлено начало отопительного сезона 2008/2009 года в городе Новосибирске. Соответственно, распоряжением мэра г. Новосибирска от 28 апреля 2009 г. № 8784-р определена дата завершения отопительного сезона 2008/2009 -10 мая 2009 г.

Пунктом 9 указанного Постановления Правительства РФ определено, что при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха». В данном случае отопительный период определяется вышеуказанными Распоряжениями мэра г. Новосибирска.

ТСЖ «Прогресс 2» письмом от 13 апреля 2009 года № 9 уведомило Григоренко Ю.Г. о соблюдении сроков начала и окончания отопительного сезона.

В силу подпункта «д» пункта 51 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 потребитель имеет право быть полностью или частично освобожденным от оплаты коммунальных услуг в период временного отсутствия по месту постоянного проживания или за период не предоставления коммунальных услуг.

Доказательств того, что истец в указанный период времени не проживала по месту жительства суду не представлено.

Вместе с тем, в понятие не предоставление коммунальных услуг входит предоставление услуг ненадлежащего качества и не поставка потребителю определенной услуги. Судом не было установлено, что в период с 01 апреля 2009 г. по 10 мая 2009 г. истец не проживала в своей квартире, ей были поданы услуги ненадлежащего качества или вообще не поставлены. Доказательств обратного суду не представлено.

Прибор учета установлен на многоквартирный дом, в соответствии с его показаниями определяется объем потребленной тепловой энергии и предъявляются ресурсоснабжающей организацией счета ТСЖ «Прогресс-2».

Пунктом 12 постановления Правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 г. г. если собственники помещений в многоквартирном доме или собственники жилых домов не установили условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода или дату начала и (или) окончания отопительного периода, а также если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается по сети централизованного теплоснабжения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. При этом начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8 град. C, а конец отопительного периода - при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +8 град. C в течение 5 суток подряд. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за последним днем указанного периода

ТСЖ «Прогресс-2» не может самостоятельно определять дату окончания отопительного сезона для конкретного лица. Истец же не воспользовалась своим правом и не инициировала собрание собственников жилья для определения даты окончания отопительного сезона, в соответствии с пунктом 12 Постановления правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 г. Данный вопрос судом выяснялся.

Таким образом, требования истца об индивидуальном перерасчете оплаты за отопление за период с 01 апреля 2008 г. по 10 мая 2009 г. не основаны на законе.

Что касается требования о понуждении ТСЖ «Прогресс-2» заключить с Григоренко Ю.Г. индивидуальный договор на оказание услуг, то оно также не подлежит удовлетворению.

Так, части 1 и 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

Как было установлено судом с Григоренко Ю.Г. индивидуальный договор на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги не был заключен.

Согласно пункта 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме с собственниками помещений в многоквартирном доме, не являющимися членами товарищества.

Вместе с тем, как поясняли в судебном заседании представители ответчика и не отрицала истец, ТСЖ «Прогресс-2» неоднократно представлял Григоренко Ю.Г. для заключения договор на оказание коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирном доме (л.д.196-198).

К договору от 13 октября 2009 г., представленному ТСЖ «Прогресс-2» Григоренко Ю.Г. подала протокол разногласий (л.д. 189-195).

В судебном заседании истец настаивала на том, что необходимо заключить с ней индивидуальный договор на условиях, изложенных в протоколе разногласий, с учетом тарифов Мэрии, а также установить срок оплаты за услуги до 07 числа ежемесячно, поскольку именно в этот день она получает пенсию.

Льготы и субсидии установленные действующим законодательством для определенной категории граждан применяются в ТСЖ «Прогресс 2» и учитываются в ежемесячных расчетах с Григоренко Ю.Г., что подтверждается представленными расчетными листками и не отрицается истцом.

В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

С учетом статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходя из статуса предполагаемого контрагента, не являющегося коммерческой организацией, индивидуальный договора на оказание коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирном доме не носит публичного характера.

Судом было установлено, что ТСЖ «Прогресс-2» от заключения договора с Григоренко Ю.Г. не отказывалось, тогда как Григоренко Ю.Г. настаивает на заключении договора в редакции протокола разногласий.

ТСЖ не в праве устанавливать преимущество в распределении расходов при применения отдельного тарифа для одного собственника, по сравнению с другими собственниками, что противоречит смыслу и принципам гражданского законодательства. Жилищное законодательство предусматривает срок оплаты коммунальных услуг и содержания жилья не позднее 10-го числа каждого месяца, соответственно доводы истца о том, что с 5-го числа начинает течь пеня, не основаны на законе, а значит необоснованны и требования б установлении в индивидуальном договоре срока оплаты жилья и коммунальных услуг 7-го числа каждого месяца, связанного с днем получения пенсии.

Иных условий договора, кроме изложенных в протоколе разногласий от 21 октября 2009 г. истцы суду не представили.

С учетом установленных по делу обстоятельств суд полагает, что требования Григоренко Ю.Г., изложенные в протоколе разногласий не основаны на нормах действующего жилищного законодательства, а значит отсутствуют правовые основания для понуждения ТСЖ «Прогресс-2» к заключению спорного договора с истцом.

Таким образом исковые требования Григоренко Ю.Г. не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

р е ш и л:

В удовлетворении иска прокурору Центрального района г. Новосибирска в интересах Григоренко Ю.Г. к Товариществу собственников жилья «Прогресс-2» о признании незаконными действий по начислениям для оплаты электроэнергии мест общего пользования, обязывании заключить индивидуальный договор об оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, обязывании произвести перерасчет начислений к оплате за жилое помещение и коммунальные услуги по тарифам, установленным Мэрией г. Новосибирска: по оплате электроэнергии в местах общего пользования – с мая 2004 г., по оплате вывоза и утилизации ТБО – с мая 2008 г., по оплате горячего водоснабжения с мая 2008 г., по оплате содержания жилья с мая 2008 г., обязывании произвести перерасчет по начислениям за отопление за период с 07 апреля 2009 г. по 10 мая 2009 г. – отказать.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение.

Судья И.В.Зинина

Мотивированное решение суда изготовлено 07 февраля 2011 г.

2-377/2010 (2-3404/2009;) ~ М-4085/2009

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
прокурор Центрального р-на г.Н-ка
Григоренко Юлия Григорьевна
Ответчики
ТСЖ "Прогресс-2"
Суд
Центральный районный суд г. Новосибирска
Судья
Зинина Ирина Владимировна
24.07.2009[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.07.2009[И] Передача материалов судье
30.07.2009[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.07.2009[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2009[И] Подготовка дела (собеседование)
31.08.2009[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.10.2009[И] Судебное заседание
20.11.2009[И] Судебное заседание
25.02.2010[И] Судебное заседание
08.04.2010[И] Судебное заседание
21.06.2010[И] Судебное заседание
04.10.2010[И] Судебное заседание
24.12.2010[И] Судебное заседание
08.02.2011[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.02.2011[И] Дело оформлено
23.05.2011[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее