АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А32-25041/2008-25/98-17АЖ
10 декабря 2008 года
Резолютивная часть решения объявлена 5 декабря 2008 года. Полный текст мотивированного решения изготовлен 10 декабря 2008 года.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи: Чабан А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Григорьевым О.Г.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Индивидуального предпринимателя Шевченко Таисы Андреевны, г. Сочи
к Управлению Федеральной миграционной службы России по Краснодарскому краю, г. Сочи
об оспаривании постановления от 19.04.2008 г. административного органа о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ
при участии в заседании:
от заявителя: Богданов П.Ф. – доверенность от 20.11.2008;
от ответчика: не явился, уведомлен;
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Шевченко Таиса Андреевна, г. Сочи (далее – заявитель, предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Управления Федеральной миграционной службы по г. Сочи УФМС России по Краснодарскому краю, г. Сочи (далее – административный орган) от 11.112008 г. № б/н о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 400 000 руб.
Представитель аявителя в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал, поддержал доводы, изложенные в заявлении от 20.11.2008 года. Так пояснил, что в его действиях отсутствует вменяемое событие и состав административного правонарушения. Также административным органом допущено процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении, выразившееся в том, что дело рассмотрено в отсутствие предпринимателя привлекаемого к ответственности не уведомленного о времени и месте составления протокола и вынесения постановления. В нарушение ст. 2.4 КоАП РФ на предпринимателя наложен административный штраф в размере 400 000 руб., предусмотренный ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ для юридических лиц.
Представитель административного органа, надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного заседания (телеграмма от 01.12.2008 № 131/3304) в судебное заседание не явился, отзыв и материалы дела об административном правонарушении суду не представил.
В порядке ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в его отсутствие.
Суд, выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, считает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Заявитель Шевченко Таиса Андреевна, 13.07.1945 года рождения является индивидуальным предпринимателем, зарегистрирована Инспекцией МНС России по г.Сочи территориальный участок 2319 по Хостинскому району Краснодарского края за ОГРНИП 304231928500079 11.10.2004 года, ИНН 232000743117, юридический адрес: г.Сочи, ул. Видова, 19/2.
Из материалов дела следует, административным органом проведена проверка соблюдения установленного порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы, в соответствии с Федеральным законом №115-ФЗ от 25.07.2007г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ» с целью выявления и пресечения правонарушений в сфере миграционного законодательства.
В результате указанной проверки выявлен факт нарушения предпринимателем Шевченко Т.А., федерального закона от 18.07.2006г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» и Постановления Правительства РФ №9 от 15.01.2007г. «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», выразившееся в неисполнении принимающей стороной обязанностей по соблюдению миграционного учета, а именно: не снятие в установленный законом трехдневный срок с миграционного учета иностранного гражданина Тарачевой Евгении 13.04.1981 года рождения, после убытия её за пределы Российской Федерации.
. Таким образом, в нарушение ст. 23 Федерального закона от 18.07.2006г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», Постановления Правительства РФ №9 от 15.01.2007г. «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» предпринимателем не были отправлены в установленный срок - двое суток с момента убытия иностранного гражданина из места пребывания отрывные части бланков уведомлений об убытии иностранного гражданина в отдел Управления по г. Сочи УФМС России по Краснодарскому краю.
Протоколом об административном правонарушении от 01.11.2008 № 159529 зафиксирован факт совершения предпринимателем правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ. Как следует из Постановления по делу об административном правонарушении от 11.11.2008, Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии предпринимателя – Шевченко Т.А., однако сведения о вручении копии протокола лицу, привлеченному к административной ответственности, в материалах дела отсутствуют.
Рассмотрев материалы проверки, административный орган вынес постановление по делу об административном правонарушении от 11.11.2008, которым предприниматель признан виновным и привлечен к административной ответственности в пределах санкции части 4 статьи 18.9 КоАП РФ в виде штрафа в размере 400 000 руб.
Предприниматель не согласилась с указанным постановлением административного органа, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении заявленных требований суд руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 4 статьи 18.9 КоАП РФ неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Организация миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства по осуществлению миграционного учета регламентирована Федеральным законом от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» основанием для снятия с учета по месту пребывания является убытие иностранного гражданина из места пребывания.
Согласно подпункту 7 пункту 1 статьи 2 указанного закона стороной, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, являются юридическое лицо, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства, либо в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства работает.
Согласно статье 23 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» при убытии иностранного гражданина из места пребывания принимающая сторона обязана не позднее чем через два дня со дня убытия непосредственно представить либо направить почтовым отправлением в соответствующий территориальный орган Федеральной Миграционной службы отрывную часть бланка уведомления о прибытии с указанием в этой части бланка даты убытия этого иностранного гражданина.
В соответствии с пунктами 39-44 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9, при убытии иностранного гражданина из места пребывания принимающая сторона обязана не позднее чем через 2 дня со дня его убытия непосредственно представить либо направить почтовым отправлением в соответствующий территориальный орган Федеральной миграционной службы отрывную часть бланка уведомления о прибытии с указанием в этой части бланка даты убытия этого иностранного гражданина. При получении документов, предусмотренных пунктом 37 указанных Правил, должностное лицо территориального органа Федеральной миграционной службы в течении 3 рабочих дней фиксирует в своих учетных документах сведения о снятии иностранного гражданина с учета в месте пребывания и в установленном порядке вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета. Документы, предусмотренные подпунктов «в» пункта 37 указанных Правил, подлежат возврату, а их копии приобщаются к соответствующим учетным документам. При направлении отрывной части бланка уведомления о прибытии почтовым отправлением выполнение принимающей стороной действий для снятия с учета по месту пребывания иностранного гражданина подтверждается квитанцией об отправке почтового отправления.
Как видно из материалов дела, предприниматель на произвела снятие в установленный законом - трехдневный срок с миграционного учета иностранного гражданина Тарачевой Евгении 13.04.1981 года рождения, после убытия её за пределы Российской Федерации, а именно не были отправлены в установленный срок - двое суток с момента убытия иностранного гражданина из места пребывания отрывные части бланков уведомлений об убытии иностранного гражданина в отдел Управления по г. Сочи УФМС России по Краснодарскому краю.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалы дела административным органом не представлено доказательства того, что у предпринимателя имелась возможность знать о том, что иностранный гражданин Тарачева Евгения 13.04.1981 года рождения выбыла за пределы Российской Федерации. Документальных доказательств того, что предпринимателю было известно о пересечении границы иностранным гражданином, в материалы дела не представлено.
Протоколом об административном правонарушении от 11.11.2008 предприниматель привлечен к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 400 000 руб., предусмотренное за нарушение по указанной статье для юридических лиц.
Примечанием к статье 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
Поскольку ч.4 ст. 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях специальных правил об ответственности предпринимателей, отличающихся от правил об ответственности юридических лиц, не установлено, то Шевцова Т.А.., являющаяся индивидуальным предпринимателем, в случае совершения административного правонарушения в силу закона должна нести ответственность как юридическое лицо.
Следовательно, административный орган правомерно установил размер административного штрафа, установленного санкцией статьи для юридических лиц в размере 400 000 рублей.
Между тем, суд, изучив материалы дела, полагает в деяниях предпринимателя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного пунктом 4 статьи 18.9 КоАП РФ, а именно отсутствует вина в несообщении о факте выбытия иностранного гражданина Тарачевой Евгении 13.04.1981 года рождениям, за пределы Российской Федерации.
В силу закона, порядок привлечения лиц к административной ответственности обязателен для органов (должностных лиц), рассматривающих дело об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Согласно части 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с частью 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.
В силу части 4 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 указано, что положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Более того, названным пунктом Постановления Пленума ВАС РФ указывалось, что суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Согласно части 2 статьи 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица в соответствии с КоАП РФ являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Как видно из материалов дела Постановление по делу об административном правонарушении от 11.11.2008 составлены в отношении предпринимателя в его присутствии, о чем свидетельствует подпись в графе «копию постановления получил».
Между тем, в материалы дела не представлены доказательства о составлении протокола об административном правонарушении от 01.11.2008 № 159529 в присутствии предпринимателя Шевченко Т.А.
К тому же, заявитель указывает, на то обстоятельство, что дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие индивидуального предпринимателя, о дате и времени которого она своевременно не уведомлена в связи с чем нарушены конституционные права, поскольку заявитель был лишен возможности самостоятельно защищать свои права при рассмотрении административного дела.
Доказательства уведомления предпринимателя о рассмотрении дела об административном правонарушении административным органом в суд не представлено.
Судом установлено, что в материалах дела отсутствуют доказательства извещения о времени и месте рассмотрения материалов проверки индивидуального предпринимателя, в связи с чем административным органом не соблюден установленный законом порядок привлечения к административной ответственности.
Указанные процессуальные нарушения являются существенными, возможность их устранения отсутствует. В силу части 2 статьи 211 АПК РФ, пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены постановления административного органа.
При таких обстоятельствах, суд считает постановление административного органа о привлечении заявителя к административной ответственности незаконным и необоснованным.
В силу пункта 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу пункта 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167, 170, 176, 208, 210, 211 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 11.11.2008 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ 13.07.1945 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 2319 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ 304231928500079 11.10.2004 ░░░░, ░░░ 232000743117, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░░░░, ░░. ░░░░░░, 19/2 ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 4 ░░░░░░ 18.9 ░░░░ ░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░