РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2018 года г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Номогоевой З.К. при секретаре Ундоновой А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео конференцсвязи гражданское дело № по иску Жилина Н. Н.ча к <адрес>, Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением и предоставлении жилого помещения вне очереди,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратился Жилин Н.Н. с иском к <адрес>, Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением по категории «дети-сироты» и предоставлении жилого помещения вне очереди.
Исковые требования мотивированы тем, что в молодом возрасте он не знал о том, что имеет право на получение жилого помещения по указанной категории. Являясь круглой сиротой, он не встал на учет, поскольку с 2008 года находится в местах лишения свободы. В настоящее время ему стало известно, что его права нарушены, в связи с чем, просит исковые требования удовлетворить, признать за ним право на получение пенсии по потере кормильца с 1993 г. по 2007 г.
В судебном заседании истец Жилин Н.Н. поддержал заявленные требования в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика <адрес> Шараева ЮА. по доверенности, не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, что подтверждается судебным извещением. В суд от Шараевой Ю.А. поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, представила письменный отзыв, где просит суд в иске отказать. С постановкой на учет истец мог самостоятельно обратиться в органы местного самоуправления по достижении совершеннолетия и до 23 лет. Уважительных причин пропуска срока для подачи документов в органы местного самоуправления истец не представил. Незнание закона и нахождение в местах лишения свободы не являются уважительными причинами пропуска такого срока.
В судебном заседании представитель Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Казаков А.В. по доверенности, также возражал против удовлетворения заявленных требований, представив письменные возражения.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ по РБ не направил в суд своего представителя. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявишегося участника процесса.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Истец Жилин Н.Н. родился ДД.ММ.ГГГГ, соответственно 23 года ему исполнилось ДД.ММ.ГГГГ.
Основания и порядок принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях урегулированы ст.ст. 51,52 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 2 Жилищного Кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
Согласно Закону Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ №-IV «Об учете и формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в <адрес>» постановка детей-сирот на учет осуществляется органом опеки и попечительства по месту их жительства (ч. 2 ст. 2).
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
- дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
- к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением. Это направлено, в том числе и на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения не обратились лица и органы, на которые возложена обязанность по защите их прав в тот период, когда они находились в несовершеннолетнем возрасте.
По смыслу и содержанию Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» именно в возрасте от 18 до 23 лет граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной категорией граждан. В то же время правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Таким образом, гражданин, в прошлом относившийся к числу детей - сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, не может претендовать на получение жилого помещения, если он обратился с соответствующим заявлением после того, как достиг возраста 23 лет.
Следовательно, установленный действующим законодательством 23-летний возраст является предельным, до достижения которого лицо из числа детей- сирот может воспользоваться своим законным правом на обращение в органы опеки и попечительства в целях постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении.
На данный момент истец уже достиг возраста 30 лет, в связи с чем, постановка Жилина Н.Н. на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении является невозможной.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № № «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, в том числе и ранее действовавшее право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространяются на детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Доводы истца о наличии права на предоставление жилого помещения как лицу, относящемуся к категории «дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку на день вступления в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № (01.01.2013г.) истец не имел права на предоставление однократно благоустроенного жилого помещения, как по договору социального найма, так и по договорам найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда, поскольку нереализованное право на обеспечение жильем истец утратил по достижению 23 лет, до достижения указанного возраста с заявлением о постановке на учет в установленном порядке не обращался, как следствие, не был принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по указанной категории и не включен в список лиц, не реализовавших такое право.
Положения Федерального закона № № в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ, не распространяются на правоотношения, возникшие до указанной даты.
Сведений и доказательств, свидетельствующих о возникновении правоотношений, связанных с обеспечением истца жилым помещением до ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ № указал, что положением статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18- летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан). Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется, в том числе тех, кто к моменту вступления в силу данного Федерального закона достиг возраста 23 лет.
Таким образом, Федеральный закон № 159-ФЗ не распространяется на лиц, достигших 23-летнего возраста и не заявивших о реализации имевшихся у них права до достижения указанного возраста.
Право на обеспечение жилыми помещениями по Федеральному закону № 159-ФЗ в настоящее время сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, признанными в установленном порядке нуждающимся в предоставлении жилого помещения, принятыми на соответствующий учет, но которые не были обеспечены жильем до введения нового правового регулирования спорных правоотношений.
Жилин Н.Н. ни до достижения совершеннолетия, ни до достижения 23- летнего возраста, не обращался в компетентные органы с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении. Незнание того, что истец имеет право на получение жилого помещения как ребенок-сирота, а также нахождение в местах лишения свободы не являются уважительными причинами пропуска срока обращения в компетентные органы.
На данный момент истец не относится ни к одной из категорий, для которых Федеральным законом № № предусмотрены меры социальной поддержки, в том числе по обеспечению жилыми помещениями, в связи с тем, что достиг возраста, превышающего 23 лет.
Другие уважительные причины для несвоевременного обращения с заявлением о принятии на учет истцом не приведены.
Отсутствие у истца сведений о наличии права на предоставление жилого помещения также не является уважительной причиной пропуска срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и реализации имевшегося права.
Истец не представил доказательства обращения в уполномоченные органы с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения 23 лет, а также не представил уважительных причин для несвоевременной постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, служащих основанием для защиты в судебном порядке права лица из числа детей- сирот на обеспечение жилым помещением, ввиду чего Жилин Н.Н. утратил статус лица из числа детей-сирот, поэтому не может быть отнесен к числу лиц, имеющих право на получение жилого помещения, из числа детей-сирот, не реализовавших свое право до ДД.ММ.ГГГГ.
Также несостоятельны требования истца о начислении и выплате пенсии по потере кормильца, поскольку требования заявлены к ненадлежащим ответчикам.
В этой связи суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований Жилина Н.Н. отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Жилина Н. Н.ча к <адрес>, Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением и предоставлении жилого помещения вне очереди оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Улан-Удэ.
Судья Номогоева З.К.
Верно: Судья Номогоева З.К.
Секретарь Ундонова А.Л.
Подлинник решения (определения) находится в Октябрьском районном суде г. Улан-Удэ и подшит в гражданское дело (материал) №.