Дело № 2а-228/2018 <данные изъяты>
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 января 2018 года город Тверь
Московский районный суд г. Твери в составе:
председательствующего судьи Орёл Ю.А.,
при секретаре Ананьевой Е.Ю.,
с участием административного истца Морозова В.В.,
с участием представителя административного ответчика Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций Венжановой А.В., действующей на основании доверенности № от 07 сентября 2017 года,
с участием представителя административного ответчика Правительства Тверской области Травкиной О.Н., действующей на основании доверенности № от 05 декабря 2016 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Морозова В.В. к Министерству Тверской области по обеспечению контрольных функций, Правительству Тверской области, министру Тверской области по обеспечению контрольных функций Шафоросту В.А. о признании незаконным решения об отказе во включении Морозова В.В. в реестр пострадавших граждан, и возложении обязанности на Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций включить Морозова В.В. в реестр пострадавших граждан,
у с т а н о в и л :
Морозов В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству Тверской области по обеспечению контрольных функций о признании незаконным решения об отказе во включении Морозова В.В. в реестр пострадавших граждан, и возложении обязанности на Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций включить Морозова В.В. в реестр пострадавших граждан.
Протокольным определением Заволжского районного суда г. Твери от 24 октября 2017 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Правительство Тверской области и должностное лицо, принявшее оспариваемое решение Шафороста В.А.
Определением Заволжского районного суда г. Твери от 27 ноября 2017 года дело передано на рассмотрение в Московский районный суд г. Твери.
В обоснование административного искового заявления указано, что 24 июня 2017 года административный истец обратился в Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций с заявлением о включении в реестр пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов. 04 августа 2017 года решением Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций (уведомление №) отказано во включении Морозова В.В. в реестр пострадавших граждан. Порядок формирования и ведения данного Реестра утвержден Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12 августа 2016 года № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан». В решении административного ответчика указано, что основанием для отказа во включении Морозова В.В. в Реестр является несоответствие одному из критериев, установленных подпунктом 1 пункта 2 Критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан. Просит принять во внимание, что конкретный пункт Критериев в Решении не указан. В ходе устных переговоров Морозову В.В. было дополнительно сообщено, что ему отказали по подпункту «д» пункта 1 части 2 Критериев, согласно которому не завершенный строительством многоквартирный дом, строительство которого осуществлено (осуществляется) с нарушением требований градостроительного плана земельного участка, требований, установленных в разрешении на строительство, проектной документации, в том числе объекты, право собственности на доли, квартиры в которых признано за физическими и (или) юридическими лицами вступившими в законную силу актами судебных органов является исключением для отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан. Досудебный порядок обжалования данных решений Федеральными законами не предусмотрен. С отказом административный истец не согласен, считает решение государственного органа Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций об отказе во включении Морозова В.В. в реестр пострадавших граждан незаконным, нарушающим его право на получение меры государственной поддержки - предоставление новым застройщиком пострадавшему участнику строительства готового жилого помещения по договору купли-продажи или иному договору, оформляющему переход права собственности на готовое жилое помещение к пострадавшему участнику строительства, с одновременным заключением договора об уступке новому застройщику права требования к недобросовестному застройщику по ранее заключенному договору участия в строительстве. Данная мера государственной поддержки предоставляется гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, на территории Тверской области в соответствии с Законом Тверской области от 26 апреля 2012 года № 29-ЗО «О дополнительных мерах по защите прав граждан-участников строительства многоквартирных домов на территории Тверской области, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков, и о внесении изменений в закон Тверской области «Об управлении государственным имуществом Тверской области» (п.п.б. п. 1 ч.5 ст.6) только при условии включения последних в Реестр (ст.4 Закона). Поскольку Морозов В.В. в данный Реестр не включен, следовательно, лишен права на получение вышеуказанной меры государственной поддержки. Морозов В.В. считает отказ во включении его в Реестр незаконным, формальным, нарушающим его право на получение меры государственной поддержки. 27 апреля 2006 года Морозов В.В. (Участник долевого строительства) заключил с ОАО «САК «Стройцентр»» (Застройщиком) договор участия в инвестировании строительства жилого дома в отношении одной строящейся квартиры - двухкомнатной, по условиям которого он оплатил Застройщику 1053600 рублей, а Застройщик обязался обеспечить строительство жилого дома (включая квартиру в нем) по адресу: <адрес> своими силами и после получения разрешения на ввод его в эксплуатацию передать Морозову В.В. в собственность двухкомнатную квартиру №1 на 1 этаже дома, в соответствии с проектной документацией и ввести Дом в эксплуатацию во II полугодии 2006 года (п. 1.5 договора). Морозов В.В. как участник долевого строительства, принял на себя обязательства по оплате строительства квартиры в сроки, предусмотренные договором, полностью выполнил свои договорные обязательства, оплатив Застройщику 1053600 рублей, что подтверждается квитанцией № от 28 апреля 2006 года об оплате. До настоящего времени вышеуказанное здание (жилой Дом) не завершено строительством, в эксплуатацию не сдано, жилое помещение, указанное в п. 1.3 договора участия в инвестировании строительства жилого дома № от 27 апреля 2006 года Морозову В.В. по акту приема-передачи не передано. Следовательно, Морозов В.В. имеет право на включение в Реестр как соответствующего всем критериям, установленных п.2 Критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан. Административный истец представил в уполномоченный орган все документы, обязательные для включения его в Реестр. Просит признать решение (уведомление) Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций от 04 августа 2017 года № об отказе во включении в реестр пострадавших граждан недействительным. Обязать Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций включить Морозова В.В. в реестр пострадавших граждан.
В отзыве на административное исковое заявление представитель административного ответчика Правительства Тверской области Травкина О.Н. указала, что Правительство Тверской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Как следует из материалов дела, 27 апреля 2006 года административный истец заключил с ООО «Жилищно-строительная компания «Евротека», в рамках Федерального закона от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», договор долевого участия в инвестировании строительства жилого дома №. Необходимо обратить особое внимание, что согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, которые связаны с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве и регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Следовательно, законодательство разграничивает сферы действия законодательных актов об инвестиционной деятельности и о долевом строительстве. Согласно вышеназванному Договору инвестирования, стороны решили соединить свои вклады, в целях создания недвижимого имущества в виде жилого дома, возводимого по адресу: <адрес>. Административный истец финансировал строительство данного дома в рамках своей доли, которая составляла 2-комнатную квартиру на 1-м этаже, общей площадью 65,85 кв.м. Размер инвестиционного вклада Морозова В.В. составлял 1 053 600 рублей, данная сумма была уплачена административным истцом до подписания Договора инвестирования. В силу пункта 1.5 Договора инвестирования срок строительства вышеуказанного жилого дома был определен сторонами II полугодие 2006 года. 17 августа 2009 года права и обязательства ООО «Жилищно-строительная компания «Евротека» по Договору инвестирования, с согласия административного истца, были переданы ОАО «Строительная акционерная компания «Стройцентр», в рамках соглашения о переводе прав и обязанностей по договору долевого участия в инвестировании строительства жилого дома № от 27 апреля 2006 №. ОАО «Строительная акционерная компания «Стройцентр», также с согласия административного истца, передало свои права и обязанности по договору инвестирования Некоммерческому партнерству по содействию гражданам в долевом участии инвестирования строительства «СОДЕЙСТВИЕ». В рамках правоотношений, возникших между НП «Содействие» и Административным истцом 23 июня 2010 года было заключено дополнительное соглашение к Договору инвестирования, согласно которому Морозов В.В., в связи с возникшей необходимостью дополнительного финансирования для завершения строительства жилого дома, в срок до 31 декабря 2010 года должен был уплатить 200000 рублей. На основании решения Московского районного суда города Твери от 20 декабря 2011 года за административным истцом было признано 665/59531 долей в праве общей долевой собственности на незавершенный строительством <адрес>, соответствующих двухкомнатной квартире № в данном доме. 30 апреля 2012 года административный истец и НП «Содействие» заключили соглашение №, согласно которому, в связи с приобретением Морозовым В.В. права собственности на 665/59531 долей в праве общей долевой собственности на незавершенный строительством дом № по улице Новой в городе Твери и государственной регистрацией данного права. При этом согласно пункту 3 вышеназванного соглашения стороны определи, что каких-либо претензий по исполнению Договора инвестирования друг к другу не имеют. Признание граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими, а также ведение реестра таких граждан, к непосредственным полномочиям Правительства Тверской области не отнесено. В связи с изложенным, требования административного истца к Правительству Тверской области являются необоснованными. У административного истца отсутствует право на включение в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Как уже отмечалось выше, административным истцом был заключен Договор инвестирования в рамках Федерального закона от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» действие которого не распространяется на отношения, которые связаны с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве и регулируемые Законом №241-ФЗ. Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации издан приказ от 12 августа 2016 года №560/пр, в приложении №1 которого определены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших. В приложении №2 к приказу № 560/пр установлены Правила ведения данного реестра. Гражданин не подлежит включению в реестр на основании решения, принимаемого контролирующим органом в течение 14 рабочих дней с даты поступления заявления при наличии хотя бы одного из условий, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил. Контролирующий орган в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения направляет в его адрес уведомление о принятом решении (пункт 11 Правил ведения реестра). Поскольку административным истцом был заключен Договор долевого участия в инвестировании строительства жилого дома, а не договор участия в долевом строительстве, на него не распространяются права, предусмотренные Законом №214-ФЗ, и он не соответствует критериям, утвержденным приказом Минстроя России от 12 августа 2016 № 560/пр. В связи с чем, 04 августа 2017 года административным ответчиком обосновано было принято решение об отказе Морозову В.В. во включении его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Заявление о включении в вышеназванный реестр было подано административным истцом в Министерство 24 июля 2017 года. Следовательно, срок принятия решения по его заявлению, предусмотренный пунктом 11 Правил ведения реестра Министерством соблюден. Уведомление Министерства о принятом решении было получено административном истцом 08 августа 2017 года, что подтверждается его собственноручной подписью, также с соблюдением срока предусмотренного пунктом 11 Правил ведения реестра. Процедура принятия оспариваемого решения административным ответчиком соблюдена в полном объеме. Таким образом, решение Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций об отказе административному истцу во включении его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены от 04 августа 2017 года № является законным и обоснованным. Просит отказать в удовлетворении требований Морозова В.В. к Правительству Тверской области и Министерству Тверской области по обеспечению контрольных функций о признании недействительным решения Министерства об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены от 04 августа 2017 №, в полном объеме.
В возражениях на административное исковое заявление представитель административного ответчика Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций Венжанова А.В., указала, что 27 июля 2017 года в Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций поступило заявление административного истца о включении его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, по результатам рассмотрения которого заявителю отказано во включении в Реестр. Письмом от 04 августа 2017 года исх. № административному истцу отказано во включении в Реестр. 27 апреля 2006 года административным истцом заключен договор № долевого участия в инвестировании строительства жилого дома на основании Федерального закона от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (согласно преамбуле указанного договора). Просит отказать в удовлетворении административного иска.
В судебном заседании административный истец Морозов В.В., административное исковое заявление поддержал в полном объеме и суду пояснил, что 27 апреля 2006 года между ним и ООО «Жилищно-строительная компания «Евротека» был заключен договор № долевого участия в инвестировании строительства жилого дома. С его стороны условия договора выполнены в полном объеме, им оплачена сумма в размере 1053600 рублей. Квартира им не получена. 24 июня 2017 года он обратился в Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций с заявлением о включении в реестр пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов. 04 августа 2017 года решением Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций ему было отказано во включении в реестр пострадавших граждан. Считает решение государственного органа об отказе во включении его в реестр пострадавших граждан незаконным, нарушающим его право на получение меры государственной поддержки. Не обращался с заявлением в Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций с заявлением о включении в реестр пострадавших граждан до 24 июня 2017 года, поскольку не знал о такой возможности и его ни кто не известил. Просит признать решение (уведомление) Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций от 04 августа 2017 года № об отказе во включении в реестр пострадавших граждан недействительным. Обязать Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций включить его в реестр пострадавших граждан.
В судебном заседании представитель административного ответчика Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций Венжанова А.В., действующая на основании доверенности № от 07 сентября 2017 года, административное исковое заявление не признала в полном объеме и суду пояснила, что 27 июля 2017 года в Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций поступило заявление Морозова В.В. о включении его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. По результатам рассмотрения заявления Морозову В.В. было отказано во включении в Реестр, поскольку 27 апреля 2006 года Морозовым В.В. заключен договор № долевого участия в инвестировании строительства жилого дома на основании Федерального закона от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». У Морозова В.В. отсутствует право на включение в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Просит отказать в удовлетворении административного иска.
В судебном заседании представитель административного ответчика Правительства Тверской области Травкина О.Н., действующая на основании доверенности № от 05 декабря 2016 года, административное исковое заявление не признала в полном объеме, поддержала доводы изложенные в отзыве на административное исковое заявление и суду пояснила, что Правительство Тверской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Включение в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены носит заявительный характер. Обязанность для органа государственной власти разъяснять права и просить подать заявление на субъект не возлагается. У Морозова В.В. отсутствует право на включение в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Морозовым В.В. был заключен Договор инвестирования в рамках Федерального закона от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» действие которого не распространяется на отношения, которые связаны с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве. 04 августа 2017 года административным ответчиком обосновано было принято решение об отказе Морозову В.В. во включении его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Просит отказать в удовлетворении требований Морозова В.В. в полном объеме.
В судебное заседание административный ответчик Министр Тверской области по обеспечению контрольных функций Шафорост В.А. не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствии административного ответчика Министра Тверской области по обеспечению контрольных функций Шафороста В.А., признав его явку необязательной.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 27 апреля 2006 года Морозов В.В. заключил с ООО «Жилищно-строительная компания «Евротека» договор № долевого участия в инвестировании строительства жилого дома в отношении двухкомнатной строящейся квартиры.
Согласно п.1.1 Договора стороны соединяют свои вклады, совместно действуя в целях создания недвижимого имущества в виде жилого дома, возводимого по адресу: <адрес>.
Морозов В.В. финансировал строительство данного дома в рамках своей доли, которая составляла 2-комнатную квартиру на 1-м этаже, общей площадью 65,85 кв.м.
Как следует из п.2.1 размер инвестиционного вклада Морозова В.В. составляет 1053600 рублей (л.д.12-16).
Морозов В.В. как участник долевого строительства, принял на себя обязательства по оплате строительства квартиры в сроки, предусмотренные договором, полностью выполнил свои договорные обязательства, оплатив Застройщику 1053600 рублей, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру № от 28 апреля 2006 года (л.д.18).
В силу пункта 1.5 Договора инвестирования срок строительства вышеуказанного жилого дома был определен сторонами II полугодие 2006 года.
Права и обязательства ООО «Жилищно-строительная компания «Евротека» по Договору инвестирования, с согласия Морозова В.В., были переданы ОАО «Строительная акционерная компания «Стройцентр», в рамках соглашения о переводе прав и обязанностей по договору долевого участия в инвестировании строительства жилого дома № от 27 апреля 2006 года № (л.д.64-66).
23 июня 2010 года ОАО «Строительная акционерная компания «Стройцентр», также с согласия Морозова В.В., передало свои права и обязанности по договору инвестирования Некоммерческому партнерству по содействию гражданам в долевом участии инвестирования строительства «Содействие» (л.д.67-68).
В рамках правоотношений, возникших между НП «Содействие» и Морозовым В.В. 23 июня 2010 года было заключено дополнительное соглашение к Договору № долевого участия в инвестировании строительства жилого дома от 27 апреля 2006 года, согласно которому Морозов В.В., в связи с возникшей необходимостью дополнительного финансирования для завершения строительства жилого дома, в срок до 31 декабря 2010 года должен был уплатить 200000 рублей (л.д.69-70).
Морозовым В.В. обязательства были исполнены, что подтверждается квитанциями к приходным кассовым ордерам от 23 июля 2010 года на сумму 40000 рублей; 25 июля 2017 года на сумму 10000 рублей; 21 августа 2010 года на сумму 10000 рублей; 10 сентября 2010 года на сумму 10000 рублей; 31 октября 2010 года на сумму 10000 рублей; 19 ноября 2010 года на сумму 42000 рублей; 13 января 2011 года на сумму 15000 рублей; 20 апреля 2011 года на сумму 53000 рублей; 4 марта 2011 года на сумму 10000 рублей (л.д.72-74).
Решением Московского районного суда города Твери от 20 декабря 2011 года за Морозовым В.В. признано 665/59531 долей в праве общей долевой собственности на незавершенный строительством дом № по улице <адрес> в городе Твери, соответствующих двухкомнатной квартире №1 в данном доме (л.д.75-81).
30 апреля 2012 года Морозов В.В. и НП «Содействие» заключили соглашение №, согласно которому, в связи с приобретением Морозовым В.В. права собственности на 665/59531 долей в праве общей долевой собственности на незавершенный строительством дом № по улице <адрес> в городе Твери и государственной регистрацией данного права, каких-либо претензий по исполнению Договора инвестирования друг к другу не имеют (л.д.71).
В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
В силу подпункта «м» пункта 10 Положения о Министерстве Тверской области по обеспечению контрольных функций, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 №95-пп, на территории Тверской области организацию и осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов осуществляет Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций.
Пунктом 7 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что контролирующий орган признает граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Следовательно, уполномоченным контролирующим органом на территории Тверской области в сфере государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости является Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций.
27 июля 2017 года в Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций поступило заявление Морозова В.В. о включении его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
04 августа 2017 года Морозову В.В. было направлено Уведомление об отказе во включении в реестр пострадавших граждан, в соответствии с подпунктом 1 пункта 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных Приказом, в связи с несоответствием одному из критериев, установленных подпунктом 1 пункта 2 Критерием отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (л.д.11).
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, которые связаны с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве и регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Законодательство разграничивает сферы действия законодательных актов об инвестиционной деятельности и о долевом строительстве.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также с установлением гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с частью 7 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Частями 1, 4 и 7 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» определено, что государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Уполномоченный орган устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом, которым является уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство, реестра таких граждан.
Во исполнение указанных законоположений Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации издан приказ от 12 августа 2016 года №560/пр, в приложении №1 которого определены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших. В приложении №2 к приказу №560/пр установлены Правила ведения данного реестра.
Такими критериями являются: неисполнение застройщиком обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство в течение двух отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства; привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина в соответствии с Законом №214-ФЗ; надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта; неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства; отсутствие правопреемника застройщика, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве; необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика, не может быть осуществлено ввиду ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации.
В соответствии с пунктом 5 Правил ведения реестра, решение о включении пострадавшего гражданина в реестр принимается контролирующим органом на основании письменного заявления пострадавшего гражданина.
Как следует из пункта 10 Правил ведения реестра заявитель не подлежит включению в реестр при наличии одного из следующих условий: несоответствие заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения № 1 к приказу № 560/пр; ввод в эксплуатацию проблемного объекта, участником строительства которого является пострадавший гражданин; вступление в законную силу судебного акта об удовлетворении (погашении), частичном удовлетворении требований пострадавшего гражданина в рамках рассмотрения дела о банкротстве застройщика проблемного объекта; расторжение договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требований по договору); непредставление или представление не в полном объеме, а равно представление заведомо ложных и (или) недостоверных документов, из числа предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.
При этом, гражданин не подлежит включению в реестр на основании решения, принимаемого контролирующим органом в течение 14 рабочих дней с даты поступления заявления при наличии хотя бы одного из условий, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил.
Поскольку Морозовым В.В. был заключен Договор долевого участия в инвестировании строительства жилого дома, а не договор участия в долевом строительстве, на него не распространяются права, предусмотренные Федеральным законом от 30 декабря 2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», и он не соответствует критериям, утвержденным приказом Минстроя России от 12 августа 2016 года № 560/пр.
Срок принятия решения по его заявлению, предусмотренный пунктом 11 Правил ведения реестра Министерством Тверской области по обеспечению контрольных функций соблюден.
Процедура принятия оспариваемого решения Министерством Тверской области по обеспечению контрольных функций соблюдена в полном объеме.
Поскольку у Морозова В.В. отсутствует право на включение в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, Министерством Тверской области по обеспечению контрольных функций 04 августа 2017 года обосновано было принято решение об отказе Морозову В.В. во включении его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций об отказе Морозову В.В. во включении его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены от 04 августа 2017 года № является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
в удовлетворении административного искового заявления Морозова В.В. к Министерству Тверской области по обеспечению контрольных функций, Правительству Тверской области, министру Тверской области по обеспечению контрольных функций Шафоросту В.А. о признании незаконным решения об отказе во включении Морозова В.В. в реестр пострадавших граждан, и возложении обязанности на Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций включить Морозова В.В. в реестр пострадавших граждан – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тверского областного суда через Московский районный суд г. Твери в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Ю.А. Орёл