Решение по делу № 2-742/2016 от 07.07.2016

                                                 Р Е Ш Е Н И Е

                                  Именем Российской Федерации

31 августа 2016 года

Каменский городской суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Погребной С.Г.

с участием истца Котельникова И.В.

представителя ответчика МУП «... горэлектротеплосеть» - С.Д.Ю.

при секретаре Бреевой Т.В..

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Котельникова Игоря Валерьевича к МУП «... горэлектротеплосеть» о защите прав потребителей,-

                                                У С Т А Н О В И Л :

         Котельников И.В. обратился в суд с иском к МУП «... горэлектротеплосеть», указав, что проживает в квартире ... дома ... по ул. ... в г. Каменке по договору социального найма жилого помещения, которое находится в муниципальной собственности. Вступившим в законную силу решением Каменского городского суда Пензенской области от 13 ноября 2015 года по делу ... за ним было признано право на уменьшение, начиная с октября 2014 года, совокупного ежемесячного размера его платы за коммунальные услуги в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Решением суда установлено, что на 01 октября 2014 года совокупный размер его платы за коммунальные услуги увеличился на 68% вместо 9,15%. При этом указанное увеличение размера платы произошло за счёт начисления платы за отопление по тарифу 42,90 руб. за 1 кв. м общей площади жилого помещения. Поставщиком услуг по отоплению является ответчик - МУП «... горэлектротеплосеть». Решением мирового судьи судебного участка №2 Каменского района Пензенской области от 17 февраля 2016 года, которое вступило в законную силу 20 мая 2016 года иск МУП «... горэлектротеплосеть» к истцу К.Т.И., К.А.И. о взыскании задолженности по оплате услуги отопления /тепловой энергии/ удовлетворён и взыскано в солидарном порядке в пользу МУП «... горэлектротеплосеть» : с Котельникова Игоря Валерьевича, К.Т.И. задолженность по оплате услуги отопления (тепловой энергии) за период с 01 октября 2014 года по 01 февраля 2015 года в размере 6 035 (шести тысяч тридцати пяти) рублей 29 копеек; за период с 01 февраля 2015 года по 30 апреля 2015 года в размере 3267 (трех тысяч двухсот шестидесяти семи) рублей 28 копеек взыскано в солидарном порядке в пользу МУП «... горэлектротеплосеть» с Котельникова Игоря Валерьевича, К.Т.И., К.А.И. задолженность по оплате услуги отопления /тепловой энергии/. Между тем, считает, что исходя из решения Каменского городского суда Пензенской области от 15 апреля 2010 года, он имеет право на начисление и взимание с него платы за отопление за октябрь, ноябрь, декабрь 2008 года, 2009 год и последующие годы по тарифу 6,24 руб. за 1 кв. м общей площади жилого помещения с возможностью его увеличения в 2009 году и последующие годы в соответствии с предельными индексами изменения размера платы за коммунальные услуги. При этом с 2008 года и по настоящее время, в том числе при управлении домом и ФГКУ «... КЭЧ района», и ОАО «Славянка», размер платы за услугу по отоплению рассчитывался исходя из тарифа, установленного для МУП «... горэлектротеплосеть», являющегося всё это время единственной ресурсоснабжающей организацией. С учетом применения предельных индексов, установленных приказом Управления по регулированию тарифов развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области от 5 ноября 2008 года N 2 - на 2009 год; приказом Управления по регулированию тарифов, энергосбережению и размещению государственного заказа Пензенской области от 18 ноября 2009 года N 23 - на 2010 год; приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 21 сентября 2010 года N 8 - на 2011 год; приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 11 октября 2011 года № 84 - на 2012 год; приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 16 ноября 2012 года N 133 - на 2013 год, - размер платы за отопление с учётом предельных индексов указанных в иске, за период с 01 октября 2014 года по 30 апреля 2015 года составит: 15,26*49,9*7 = 5330,32 рубля. Данная сумма исходя из представленного им расчёта полностью оплачена, в связи с чем сумма 9302 рубля является, по его мнению, его убытками. Ссылаясь на ст. 15 ГК РФ, ст. 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» просил суд обязать МУП «... горэлектротеплосеть» аннулировать задолженность по оплате за отопление в сумме 9302 рубля и списать её с лицевого счёта ..., возложить обязанность по перерасчёту платы за отопление с 01 октября 2015 года по 30 апреля 2016 года, исходя из размера платы 17,23 руб. за 1 кв. м общей площади жилого помещения, начислению платы за отопление с 01 июля 2016 года по 30 июня 2017 года, исходя из размера платы 18,61 руб. за 1 кв. м. общей площади жилого помещения, и возложить обязанность в дальнейшем производить начисление ему платы за отопление с применением предельных индексов.

        В судебном заседании истец Котельников И.В. исковые требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.

        В судебном заседании представитель МУП «... горэлектротеплосеть» С.Д.Ю., действующий на основании доверенности от 30.11.2015 года, иск не признал и пояснил, что предельные (минимальный и максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, предельные (минимальный и максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, производимые в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в среднем по субъекту Российской Федерации. Указанные предельные уровни могут быть установлены на срок более чем один финансовый год с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей. При установлении указанных предельных уровней тарифов учитываются долгосрочные параметры регулирования деятельности соответствующих организаций, обязательства по концессионным соглашениям договорам аренды, объектами которых являются системы теплоснабжения. МУП «... горэлектротеплосеть» при начислении размеров платы за тепловую энергию руководствуется Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"). Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в 1-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме, а также размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 2 /в редакции Постановления Правительства РФ от 16.04.2013 N 344/. Кроме того, пояснил, что в настоящее время действующим законодательством не утвержден порядок приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. МУП «... горэлектротеплосеть» не получает субсидий на возмещение недополученных доходов, в случае применения предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги. Исходя из вышеизложенного, считает что МУП «... горэлектротеплосеть» не имеет законных оснований произвести перерасчет за отопление с 01 октября 2015 года по 30 апреля 2016 года. В иске просит отказать в полном объеме.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования на стороне истца К.Т.И. и К.А.И. в суд не явились, представили письменное заявление о рассмотрении данного гражданского дела в их отсутствие.

В судебное заседание представитель администрации г. Каменки Каменского района Пензенской области, не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении данного гражданского дела в их отсутствие.

Учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 17 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", потребитель имеет право на судебную защиту, в случае нарушения его прав.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков.

Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (п. 2 ст. 1064 ГК РФ).

Таким образом, основанием наступления деликтной ответственности является наличие всех признаков состава правонарушения, включающего в себя причинение вреда охраняемым законом правам, свободам и законным интересам, противоправность действий причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между противоправными действиями (бездействием) и наступившим вредом, а также вина причинителя вреда.

        В соответствии с пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение входит в состав платы за коммунальные услуги.

        Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

       В судебном заседании установлено, что Котельников И.В.. является нанимателем квартиры ... в доме ... по ул. ... в г. Каменка Пензенской области по договору социального найма /... /.

       МУП «... горэлектротеплосеть» является поставщиком услуг по отоплению в доме ... по ул. ... в г. Каменке Пензенской области. Данное обстоятельство стороны в судебном заседании не отрицали.

Решением Каменского городского суда Пензенской области от 13 ноября 2015 года по делу ... за Котельниковым И.В. было признано право на уменьшение, начиная с октября 2014 года, совокупного ежемесячного размера его платы за коммунальные услуги в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.

Вступившим 20 мая 2016 года решением мирового судьи судебного участка №2 Каменского района Пензенской области от 17 февраля 2016 года, иск МУП «... горэлектротеплосеть» к Котельникову И.В., К.Т.И., К.А.И. о взыскании задолженности по оплате услуги отопления /тепловой энергии/ удовлетворён и взыскано в солидарном порядке в пользу МУП «... горэлектротеплосеть» : с Котельникова Игоря Валерьевича, К.Т.И. задолженность по оплате услуги отопления (тепловой энергии) за период с 01 октября 2014 года по 01 февраля 2015 года в размере 6 035 (шести тысяч тридцати пяти) рублей 29 копеек; за период с 01 февраля 2015 года по 30 апреля 2015 года в размере 3267 (трех тысяч двухсот шестидесяти семи) рублей 28 копеек взыскано в солидарном порядке в пользу МУП «... горэлектротеплосеть» с Котельникова Игоря Валерьевича, К.Т.И., К.А.И. задолженность по оплате услуги отопления /тепловой энергии/, при этом истец полагает, что взысканная с него сумма по оплате коммунальной услуги по отоплению в сумме 9302 рубля за период с 01 октября 2014 года по 30 апреля 2015 года является его убытками в силу ст. 15 ГК РФ, которые следует взыскать с ответчика, с чем суд согласиться не может по следующим основаниям.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".

Как установлено п. 2 ст. 13, указанного Федерального закона, потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном ст. 15 настоящего Федерального закона.

Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, согласно п. 9 ст. 15 Федерального закона "О теплоснабжении".

В силу положений ч. 1 ст. 157.1 ЖК РФ, не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Постановлением Правительством РФ от 30.04.2014 N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации", на основании ст. 157.1 ЖК РФ, утверждены "Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации", которыми определены принципы и порядок расчета, утверждения и применения индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.

       Согласно пункту 10 Основ формирования индексов предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" применение индексов по субъектам Российской Федерации должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода в среднем по субъекту Российской Федерации по отношению к плате граждан за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года в среднем по субъекту Российской Федерации не более чем на установленную величину индекса по субъекту Российской Федерации. Применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса.

       Рост размера платы граждан по каждому виду жилищных и коммунальных услуг и в разных муниципальных образованиях может составить величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденных предельных индексов. Однако рост совокупного платежа каждого гражданина по сумме жилищных и сумме коммунальных услуг не может превышать утвержденного индекса.

       Финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от оказания услуг данной организацией по тарифам на услуги, установленным для данной организации (часть 1 статьи 7 Закона N 210-ФЗ).

Регулирование тарифов на услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от оказания услуг организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов (часть 1 статьи 9 Закона N 210-ФЗ).

Таким образом, возложение на ресурсоснабжающую организацию обязанности по поставке теплоресурса по тарифам, не обеспечивающим финансовых потребностей организации по возмещению затрат на производство, не соответствует положениям статьей 3, 7, 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".

Ресурсоснабжающая организация, являясь субъектом предпринимательской деятельности, не обязана отвечать по социальным обязательствам публично-правового образования и безвозмездно предоставлять льготы потребителям за счет собственных ресурсов.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.

В соответствии с пунктом 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" предельные индексы утверждаются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

       В рамках осуществления указанных полномочий, постановлением Губернатора Пензенской области от ... N 82 установлен предельный /максимальный/ индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Пензенской области на 2014 год в размере 109,15%.

      Согласно Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 г. N 400, этот документ определяет принципы и порядок расчета, утверждения и применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (предельные индексы) и индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации (индексы по субъектам Российской Федерации), основания и порядок изменения предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации в течение периода их действия, порядок мониторинга и контроля за соблюдением предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации, основания и порядок согласования предельных индексов представительными органами муниципальных образований, основания и порядок выплаты компенсаций организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с изменениями предельных индексов и (или) индексов по субъектам Российской Федерации, порядок опубликования решений об установлении предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации, а также информации о результатах контроля за соблюдением индексов по субъектам Российской Федерации и государственного жилищного надзора в части предупреждения, выявления и пресечения нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

      Между тем,     в Пензенской области отсутствует утверждённый порядок приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.

         Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая отсутствие порядка выплаты компенсаций организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в данном случае МУП «Каменская горэлектротеплосеть», из соответствующего бюджета на возмещение недополученных доходов, в случае применения предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги, требования Котельникова И.В. об аннулировании задолженности по оплате за отопление в сумме 9302 рубля и списании её с лицевого счёта ..., возложении обязанности по перерасчёту платы за отопление с 01 октября 2015 года по 30 апреля 2016 года, исходя из размера платы 17,23 руб. за 1 кв. м общей площади жилого помещения, начислению платы за отопление с 01 июля 2016 года по 30 июня 2017 года, исходя из размера платы 18,61 руб. за 1 кв. м общей площади жилого помещения, и возложении обязанности в дальнейшем по начислению платы за отопление с применением предельных индексов удовлетворению не подлежат.

                        Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -

                                                   Р Е Ш И Л :

         В иске Котельникову Игорю Валерьевичу к МУП «... горэлектротеплосеть» обязать МУП «... горэлектротеплосеть» об аннулировании задолженности по оплате за отопление в сумме 9302 рубля и списании её с лицевого счёта ..., возложении обязанности по перерасчёту платы за отопление с 01 октября 2015 года по 30 апреля 2016 года, исходя из размера платы 17,23 руб. за 1 кв. м общей площади жилого помещения, начислению платы за отопление с 01 июля 2016 года по 30 июня 2017 года, исходя из размера платы 18,61 руб. за 1 кв. м общей площади жилого помещения, и возложении обязанности в дальнейшем по начислению платы за отопление с применением предельных индексов отказать.

         Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Каменский городской суд Пензенской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

        Мотивированное решение изготовлено 02 сентября 2016 года.

Председательствующий:

2-742/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Котельников И.В.
Ответчики
МУП "Каменская горэлектротеплосеть"
Другие
Сухачев Д.Ю.
Суд
Каменский городской суд Пензенской области
Дело на странице суда
kamensky.pnz.sudrf.ru
07.07.2016Передача материалов судье
07.07.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.07.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.07.2016Подготовка дела (собеседование)
21.07.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.08.2016Судебное заседание
25.08.2016Судебное заседание
31.08.2016Судебное заседание
02.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее