Дело № 2-166/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Нижний Цасучей 29 июня 2015 года
Ононский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Недзельского А.А., при секретаре Пойловой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дугарова С.Н. к МБОУ «Красноималкинская ООШ», Администрации МР «Ононский район», Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
у с т а н о в и л :
Дугаров С.Н. обратился в суд с вышеназванным иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Красноималкинская основная общеобразовательная школа», указывая, что он работает у ответчика в должности водителя с 15.10.2014г. Размер начисленной заработной платы с 01.01.2015г. по 30.04.2015г. составлял <данные изъяты> руб., и состоял из оклада <данные изъяты> руб., районного коэффициента 40% - <данные изъяты> руб., и Забайкальского коэффициента 30% - <данные изъяты> руб. Сумма недоначисленной и невыплаченной заработной платы Дугарова С.Н. за период с 01 января по 30 апреля 2015 года составила <данные изъяты> руб. – районный коэффициент и надбавка за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях рассчитывался от фактически начисленной заработной платы, размер которой ниже минимального размера оплаты труда. Указывает, что доплаты за совмещение и районные коэффициенты должны начисляться сверх установленной зарплаты, которая не должна быть менее МРОТ. Дугаров С.Н. просит взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату, полагая, что включение компенсационных выплат, а именно районного и процентной надбавки в размер его заработной платы, общая сумма которой не превышает минимальный размер оплаты труда, нарушает его трудовые права и не соответствует положениям и нормам международного права, Конституции РФ и Российскому трудовому законодательству. Компенсационные выплаты и доплаты должны выплачиваться сверх вознаграждения за труд, равный МРОТ, а не применяться как средство доведения заработной платы до МРОТ, поскольку являются одним из видов государственных гарантий. В связи с изложенным, истец просит взыскать с МБОУ «Красноималкинская ООШ» недоначисленную и невыплаченную заработную плату Дугарова С.Н. за период с 01 января по 30 апреля 2015 года в размере <данные изъяты> руб.
В судебном заседании истец Дугаров С.Н. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении, просил их удовлетворить. Дополнил требование – обязать работодателя начиная с 01.05.2015г. производить начисление заработной платы в соответствии с действующим законодательством.
Представители ответчиков МБОУ «Красноималкинская ООШ», Администрации МР «Ононский район», Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в судебное заседание не явились. Просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд в силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.
Заслушав Дугарова С.Н., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, истец находится в трудовых отношениях с МБОУ «Красноималкинская ООШ» согласно трудового договора от 15.10.2014г. на основании приказа директора МБОУ «Красноималкинская ООШ» от 15.10.2014г. №61.
Из материалов дела следует, что при полностью отработанной норме часов размер заработной платы истца в январе, феврале, марте и апреле 2015 года с учетом районного коэффициента (40%) и процентной надбавки за непрерывный стаж работы (забайкальский коэффициент 30%), доплаты за обслуживание электрооборудования был выше минимального размера оплаты труда, установленного на всей территории Российской Федерации в спорный период (с 1 января 2015 года – 5965 рублей).
Вместе с тем, согласно представленным материалам, Дугаров С.Н. в январе – апреле 2015 года полностью отработал норму часов, его заработная плата составила <данные изъяты> руб. в месяц, из них <данные изъяты> руб. – оклад, <данные изъяты> руб. – районный коэффициент, <данные изъяты> руб. – Забайкальский коэффициент, удержано НДФЛ – по <данные изъяты> руб. за январь, февраль, апрель, <данные изъяты> руб. – за март.
Таким образом, заработная плата истца без учёта повышающих коэффициентов в виде коэффициентов и доплаты за дополнительные обязанности, составляла менее установленного минимального размера оплаты труда.
Доводы истца, что размер его заработной платы не может быть менее минимального размера оплаты труда, а компенсационные и стимулирующие выплаты не должны включаться в состав минимального размера оплаты труда, то есть все доплаты в виде районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы (забайкальский коэффициент) должны производиться на размер оплаты труда, который не может быть менее установленного МРОТ, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Однако действующей в настоящее время частью первой и частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ) установлено, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 133.1 ТК РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, размер которого не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Часть первая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со статьей 146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В силу ч.1 и ч.5 ст.158 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативные правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (с 1 января 2015 года – 5965 рублей).
Так как Дугаров С.Н. работает в Забайкальском крае, который законодательно отнесен к районам с особыми климатическими условиями, истец имеет права на получение ежемесячной заработной платы в повышенном размере. Гарантированный истцу законом повышенный размер месячной заработной платы рассчитывается путем начисления районного коэффициента (40%) и процентной надбавки за непрерывный стаж работы в Забайкальском крае (30%) на минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом от 19.06.2000 г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», пропорционально отработанному времени. Иное начисление приведет к умалению прав работников на своевременную и в повышенном размере выплату справедливой заработной платы работникам, занятым на работах в местностях с неблагоприятными климатическими условиями.
Таким образом, если размер месячной заработной платы работника, выполнившего норму труда (трудовых обязанностей) и отработавшего месячную норму рабочего времени, организации, расположенной в районах с особыми климатическими условиями, превышает минимальный размер заработной платы, установленной в субъекте Российской Федерации, но не достигает размера минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации, с начислением на указанный размер районного коэффициента и надбавки за стаж работы в этих районах, то работник имеет право на взыскание недоначисленной заработной платы.
Согласно п. 1.3 Устава МБОУ «Красноималкинская ООШ» функции учредителя и собственника имущества учреждения от имени муниципального района «Ононский район» осуществляет администрация муниципального района «Ононский район», на которую возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли.
В силу п. 2 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса и в соответствии со ст. 9 Кодекса муниципальные образования являются участниками бюджетного процесса.
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (абз.3 п.1 ст. 86 БК Российской Федерации).
Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абз.3 п.1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном ст.140 настоящего Кодекса (п.3 ст.86 БК Российской Федерации).
Согласно ст. 9 ФЗ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона №273-ФЗ, как и п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит вопросы местного значения муниципальных районов, такие как организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Принимая во внимание изложенные нормы, администрация муниципального района «Ононский район», несёт обязанность по финансированию бюджетного образовательного учреждения денежными средствами для выплаты взысканных сумм в случае их недостаточности за счет и в пределах выделяемых на эти цели субвенций.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Обязанность доказывания распространяется на стороны. Основу распределения обязанности по доказыванию составляет предмет доказывания, поскольку именно основания требований и возражений сторон влияют на его формирование. Невыполнение обязанности доказывания истцом оснований своих требований и возражений влечет вынесение решения об отказе в иске или его части.
В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцами требованиям. Суд не вправе выйти за пределы заявленных требований, так как в данном случае это не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из норм ст. ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основании состязательности сторон. По общему правилу, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Статьей 57 ГПК РФ именно на стороны возложена обязанность по представлению доказательств.
Представленный истцом расчёт размера недополученной заработной платы представляется суду правильным.
Таким образом, размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы Дугарову С.Н. за период с 01 января по 30 апреля 2015 года составил <данные изъяты> руб.
Поскольку действиями ответчика по начислению и выплате истцу заработной платы в суммах, указанных истцом, нарушает его право на гарантированный каждому работнику определенный размер заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, суд считает необходимым обязать МБОУ «Тут-Халтуйская ООШ» начиная с 01 апреля 2015 года производить начисление заработной платы истцу при полностью отработанной норме рабочего времени в месяц не ниже установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда с начислением на эту сумму районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы.
Согласно п. 8 ст. 33.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Дугарова С.Н. удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Красноималкинская основная общеобразовательная школа» недоначисленную и невыплаченную заработную плату с учетом НДФЛ в пользу Дугарова С.Н. за период с 01 января по 30 апреля 2015 г. в размере <данные изъяты> рублей.
Обязать администрацию муниципального района «Ононский район» профинансировать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноималкинская основная общеобразовательная школа» денежными средствами для выплаты вышеуказанных сумм в случае их недостаточности у муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Красноималкинская основная общеобразовательная школа», в соответствии с установленным порядком финансирования и в пределах субвенций, выделяемых на эти цели, за счет средств бюджета муниципального района «Ононский район».
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноималкинская основная общеобразовательная школа» начиная с 01 мая 2015г. производить начислением заработной платы Дугарову С.Н. при полностью отработанной норме рабочего времени и выполнении нормы труда в месяц не ниже установленного в Российской Федерации федеральным законом минимального размера оплаты труда, с начислением на эту сумму районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в Забайкальском крае.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Красноималкинская основная общеобразовательная школа» в доход бюджета муниципального района «Ононский район» государственную пошлину в размере 600 рублей.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Ононский районный суд.
Судья А.А. Недзельский