Дело № 2а-5571/2019
42RS0009-01-2019-008995-56
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово
в составе председательствующего судьи Лебедевой Е.А.
при секретаре Потапенко А.Д.
Рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Кемерово
«27» декабря 2019 г.
административное дело по административному исковому заявлению Семерниной О. Е. к администрации города Кемерово об оспаривании постановления администрации города Кемерово от 20.08.2018 ### «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях», обязании совершить действия,
У С Т А Н О В И Л:
Семернина О.Е. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением к администрации города Кемерово и просит решение Администрации города Кемерово от 06.07.2018 г. признать незаконным; обязать Администрацию г. Кемерово восстановить Семернину О. Е. в очереди списка граждан - участников основного мероприятия по категории «Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Свои требования мотивирует тем, что на основании личных заявлений и представленных документов о нуждаемости с 26.09.2000 г. Семернина О.Е. и члены ее семьи две дочери: ЛИЦО_2 и ЛИЦО_3, была постановлена на очередь в Администрации города Кемерово и включена в список граждан - участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (далее - основное мероприятие) по категории «Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
При этом, дочь административного истца ЛИЦО_2, с 26.09.2000 г. самостоятельно состояла на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ФЗ от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», так как имеет статус инвалида.
Постановлением администрации г. Кемерово от 03.04.2015 г. ### дочь административного истца ЛИЦО_2 снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с обеспечением ее жилым помещением на условиях договора социального найма, расположенного по адресу: ... общей площадью 24,5 кв.м., в том числе жилой площадью 17,2 кв.м., что подтверждается договором на передачу квартиры в собственность граждан от 14.12.2015 г., в этой связи ее дочь ЛИЦО_2 была исключена из членов семьи административного истца.
Затем в 2017 году была исключена из списка членов семьи административного истца другая ее дочь - ЛИЦО_3 в связи с заключением договора купли-продажи от 04.04.2017 г., согласно которому она приобрела в ипотеку квартиру, расположенную по адресу: ..., что подтверждается передаточным актом от 04.04.2017 г.
Согласно договору социального найма жилого помещения ### от 12.05.2018 г. Администрация г. Кемерово предоставила Семерниной О. Е. в бессрочное владение и пользование комнату, расположенную в общежитии, находящуюся в муниципальной собственности, общей площадью 14,6 кв.м., расположенную по адресу: ...
В связи с тем, что предоставленная комната была не благоустроенным жильем, в нем отсутствуют кухня, туалет ванная комната и это жилье является комнатой в общежитии, то такое обеспечение жильем было вынужденным и осуществлялось на время обеспечения в порядке очередности жилищным сертификатом.
В марте 2019 года в адрес ответчика Семерниной О.Е. было направлено заявление в подтверждение на продолжение участия в получении жилищного сертификата «Северяне» по ФЗ N 125 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в следующем 2020 году. Ответа на заявление в ее адрес не последовало.
В августе 2019 года Семерниной О.Е. был подан запрос в городскую Администрацию г. Кемерово Комитет по жилищным вопросам о предоставлении информации о ее очередности на получение жилищного сертификата на 2019-2020 года.
11 октября 2019 года в ее адрес из Администрации г. Кемерово поступил ответ, датированный 02.10.2019 г. ###, из которого следовало, что решением комиссии от 06.07.2018 года Семернина О.Е. снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с обеспеченностью жилой площадью более нормы предоставления, действовавшей на момент принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (8,5 кв.м, на одного человека).
В этом же письме сообщалось, что она исключена из списка очередников 25 июля 2018 года и ее заявление от 21 марта 2019 года об участии в основном мероприятии в 2020 году было рассмотрено 12 июля 2019 года и в его удовлетворении было отказано по той причине, что она ранее была исключена из списка.
О состоявшихся решениях Администрации города Кемерово об исключении ее из списков участников основного мероприятия на получение сертификата Семернина О.Е. проинформирована не была, в связи с чем не знала о своем нарушенном праве и только 11 октября 2019 года получила сведения об исключении из списка очередников.
Считает, что постановление администрации города Кемерово об исключении ее из списков на получение сертификата является незаконным и необоснованным, нарушающим ее жилищные права.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п. 4 общих положений Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 21.08.2019) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания.
Согласно п. 6 многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Не допускаются к использованию в качестве жилых помещений помещения вспомогательного использования, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно общим положениям ЖК РФ жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям конкретного населенного пункта. К элементам благоустройства относятся, в частности, водопровод, центральное отопление, электрическое освещение и другие виды коммунальных удобств.
Квартира, расположенная по адресу: ... не соответствует понятию «благоустроенное жилье» - душ общий мужской и женский, туалет общий, кухня общая на первом этаже. Вся площадь комнаты заявлена как жилая, что противоречит устройству жилого помещения.
В соответствии с частью 2 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Площадь коридора, ванной и туалета не может быть признана жилым помещением, соответственно их площадь не включается в площадь комнаты.
В этой связи предоставление Семерниной О.Е. в пользование неблагоустроенного помещения в общежитии не может подменить собой ее законное право на получение жилищного сертификата, с использованием которого она может приобрести жилье и оформить его в свою собственность.
Обеспечение жилым помещением дочери административного истца ЛИЦО_2, в соответствии с ФЗ от 24.11.1995 г. № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на условиях договора социального найма, расположенным по адресу: ... не могло повлиять на право административного истца на получение жилищного сертификата, так как дочь получала жилье только на себя и она снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, как и исключена из списка членов семьи административного истца.
Данный факт подтверждается договором на передачу квартиры в собственность граждан от 14.12.2015 г., заключенным между Администрацией г. Кемерово в лице заместителя председателя комитета по жилищных вопросам ЛИЦО_7 и ЛИЦО_2, а также свидетельством о государственной регистрации права от 11.03.2016 г.
Согласно Решению Администрации г. Кемерово Комитета по управлению муниципальным имуществом от 29.11.2018 г. ### о предоставлении полномочий, административный истец уполномочена представлять интересы комитета по управлению муниципальным имуществом при постановке на кадастровый учет, внесении изменений в сведения об объекте учета - жилого помещения общей площадью 14,6 кв.м., жилой площадью 14,6 кв.м., расположенного по адресу: ...
Наряду с данным решением в ответе Администрации г. Кемерово Комитета по жилищным вопросам указано, что решением комиссии по жилищным вопросам Администрации г. Кемерово от 06.07.2018 г. Семернина О.Е. снята с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью жилой площадью более нормы предоставления, действовавшей на момент принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (8,5 кв.м, на одного человека).
В соответствии с п. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим кодексом случаев.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Исходя из п. 2 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Если у гражданина и (или) членов его семьи несколько жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, то согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
По смыслу приведенных выше положений юридически значимым по настоящему делу обстоятельством является то, что дочери административного истца ЛИЦО_2 или ЛИЦО_3 свои жилищные вопросы решили самостоятельно, так как за время нахождения в очереди на получение жилья создали свои семьи и в очередности на получение сертификата как члены семьи административного истца не состояли.
Как разъяснено в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Абзацем 2 пункта 13 названного Постановления Пленума разъяснено, что по смыслу частей 1 и 4 статьи 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами. Вопрос о признании лица бывшим членом семьи собственника жилого помещения при возникновении спора решается судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела.
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Кроме того, важной особенностью статуса члена семьи нанимателя жилого помещения является требование, закрепленное частью 3 статьи 69 ЖК РФ, в соответствии с которым члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в обязательном порядке должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.
Помимо этого, необходимо принимать во внимание, что административный истец по прежнему входит в категорию «Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и не имеет возможности для обеспечения себя собственным жильем. Считает, законные основания для снятия ее с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на получение сертификата отсутствовали.
Официальный ответ от Администрации г. Кемерово комитета по жилищным вопросам от 02.10.2019 ### получен административным истцом 11.10.2019 г.
Административный истец Семернина О.Е. в суд не явилась, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещена, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель административного истца Моисеенко Н.Е., действующая на основании ордера ### от 25.12.2019 г., в судебном заседании заявленные исковые требования уточнила, просила постановление администрации г. Кемерово от 20.08.2018 г. о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях признать незаконным; обязать комитет по жилищным вопросам Администрации г. Кемерово включить Семернину О.Е. в список граждан - участников основного мероприятия по категории «Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Представитель административного Орлова Е.А., действующая на основании доверенности от 24.12.2018 г., в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, предоставила возражение на административное исковое заявление в письменном виде.
При указанных обстоятельствах, суд, руководствуясь ч.6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного истца.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив письменные материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление Семерниной О.Е., не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что административный истец Семернина О.Е. на основании личного заявления и представленных документов с 26.09.2000 г. была включена в список граждан - участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (далее - основное мероприятие) по категории «Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Семернина О.Е. состоит на регистрационном учете в жилом помещении по адресу: ..., общей площадью 14,6 кв.м., в том числе жилой 14,6 кв.м., нанимателем которого является Семернина О.Е. на основании договора социального найма от 12.05.2018.
Также из материалов дела следует, что дочь административного истца ЛИЦО_2 (Семернина) ЛИЦО_2, **.**.**** г.р., на момент принятия оспариваемого решения состояла на регистрационном учете по месту жительства в жилом помещении общей площадью 24,5 кв.м, в том числе жилой площадью 17,2 кв.м, по адресу: ... Указанное жилое помещение было предоставлено ЛИЦО_2 в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N° 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на условиях договора социального найма от 18.02.2015 ###.
Дочь административного истца ЛИЦО_3, **.**.**** г.р., состояла на регистрационном учете в жилом помещении по адресу: ....
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189 - ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005 (личное заявление о принятии на учет 26.09.2000), снимаются с данного учета в случае утраты ими оснований, которые до введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно Постановлению Кемеровского областного Совета народных депутатов от 06.02.1985 № 15 «Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в области», действовавшему на момент принятия на указанный учет, нуждающимися признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже 8 кв.м., а норма предоставления жилой площади составляла не менее 8,5 кв.м.
01.03.2011 № 351 распоряжением администрации г. Кемерово «О мерах по упорядочению статуса жилых помещений в многоквартирных домах, ранее использовавшихся в качестве общежитий» (далее - распоряжение от 01.03.201 1 №851) утвержден перечень многоквартирных домов, ранее использовавшихся в качестве общежитий. Согласно перечню к распоряжению от 01.03.2011 № 851 статус ... изменен на многоквартирный дом.
На основании личного заявления от 18.04.2018 и представленных документов, 12.05.2018 г. с Семерниной О.Е. заключен договор социального найма ###.
Учитывая изложенное, решением комиссии по жилищным вопросам администрации города Кемерово от 06.07.2018 Семернина О.Е. снята с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью жилой площадью более нормы предоставления, действовавшей на момент принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (8,5 кв.м, на одного человека).
Поскольку право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, решением комиссии по вопросам обеспечения жильем граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненных к ним лиц и граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей от 25.07.2018 г. Семернина О.Е. исключена из списка граждан - участников основного мероприятия по категории «Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Поскольку Семернина О.Е. обеспечена жилой площадью помещения более нормы предоставления, действовавшей на момент принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, постановлением администрации города Кемерово от 20.08.2018 ### Семернина О.Е. снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требований о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Административным истцом не приведены доводы относительно несоответствия постановления администрации города Кемерово от 20.08.2018 № 1744 «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» каком-либо нормативному правовому акту, в связи с чем, правовые основания для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным постановления администрации города Кемерово от 20.08.2018 ### «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях», отсутствуют.
Учитывая вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным постановления администрации города Кемерово от 20.08.2018 ### «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях», оснований для возложения на административного ответчика каких-либо обязанностей, также не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Семерниной О. Е. к администрации города Кемерово об оспаривании постановления администрации города Кемерово от 20.08.2018 ### «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях», обязании совершить действия, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в мотивированной форме.
Судья: Е.А. Лебедева
Решение в мотивированной форме 30.12.2019 г.
Подлинный документ подшит в деле № 2а-5571/2019 Центрального районного суда г.Кемерово