Решение по делу № 2а-306/2018 ~ М-292/2018 от 08.10.2018

Дело № 2а-306/2018г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

                    

Калязинский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Щербининой Т.Н.,

при секретаре Галенковой А.С.,

с участием административного истца старшего помощника прокурора Калязинского района Тверской области Вязовых М.А.,

25 октября 2018 года в городе Калязине рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Калязинского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Старобисловского сельского поселения Калязинского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации Старобисловского сельского поселения Калязинского района Тверской области по организации похоронного дела в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования «Старобисловское сельское поселение», об обязании установить требования к качеству услуг, определить стоимость услуг, создать специализированную службу,

установил:

Прокурор Калязинского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Калязинский районный суд Тверской области с административным иском к администрации Старобисловского сельского поселения Калязинского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации Старобисловского сельского поселения Калязинского района Тверской области по организации похоронного дела в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования «Старобисловское сельское поселение», об обязании установить требования к качеству предоставления услуг в рамках гарантированного перечня услуг по погребению, определить стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определить стоимость услуг, оказываемых при погребении лиц, личность которых не установлена или у которых отсутствуют лица, взявшие на себя обязанность по погребению, создать специализированную службу по вопросам похоронного дела и определить порядок ее деятельности на территории муниципального образования «Старобисловское сельское поселение».

В обосновании заявленных требований указал, что прокуратурой Калязинского района проведена проверка соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой выявлены нарушения.

В ходе проверки установлено, что в нарушение требований ст. 29 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на территории муниципального образования «Старобисловское сельское поселение» специализированная служба по вопросам похоронного дела не создавалась, порядок деятельности специализированной службы не утвержден, требования к качеству предоставления услуг в рамках гарантированного перечня услуг по погребению не установлены, стоимость данных услуг не определена и не согласована, стоимость услуг, оказываемых при погребении лиц, личность которых не установлена или у которых отсутствуют лица, взявшие на себя обязанность по погребению, не установлена. В целях устранения выявленных нарушений прокурором 12 октября 2017 года в адрес Главы сельского поселения внесено представление.

Указанные нарушения до настоящего времени не устранены, в связи с чем, прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Старобисловского сельского поселения Калязинского района Тверской области по организации похоронного дела в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования «Старобисловское сельское поселение», обязать установить требования к качеству предоставления услуг в рамках гарантированного перечня услуг по погребению, определить стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определить стоимость услуг, оказываемых при погребении лиц, личность которых не установлена или у которых отсутствуют лица, взявшие на себя обязанность по погребению, создать специализированную службу по вопросам похоронного дела и определить порядок ее деятельности на территории муниципального образования «Старобисловское сельское поселение».

Административный истец старший помощник прокурора Калязинского района Тверской области Вязовых М.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме, сославшись на обстоятельства и доводы, подробно изложенные в административном иске.

Представитель административного ответчика администрации Старобисловского сельского поселения Калязинского района Тверской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом. В адрес суда поступило письменное заявление Главы администрации Старобисловского сельского поселения Калязинского района Тверской области Киселевой Е.В., в котором указывает, что с заявленными требованиям согласны, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Принимая во внимание, что явка стороны по административному делу не признана обязательной, суд считает возможным рассмотреть административное дело по существу в отсутствие неявившегося в судебное заседание участника процесса.

Выслушав пояснения административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Прокурор, в силу ст. 39 КАС РФ, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 2 ст. 277 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Федеральный закон от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ) призван решать задачи, к которым относятся установление и обеспечение выполнения следующих вопросов: гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.

Пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения сельского поселения.

В месте с тем, в силу ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона № 8-ФЗ органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 29 июня 1996 года № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» органам местного самоуправления предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания на безвозмездной основе услуг, предусмотренных ст. 9 Федерального закона № 8-ФЗ.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 8-ФЗ супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

    Перечисленные выше услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств: Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.

    При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ (ч.ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона № 8-ФЗ).

    В судебном заседании установлено, и не оспаривалось административным ответчиком, что на территории муниципального образования «Старобисловское сельское поселение» специализированная служба по вопросам похоронного дела не создавалась, порядок деятельности специализированной службы не утвержден, требования к качеству предоставления услуг в рамках гарантированного перечня услуг по погребению не установлены, стоимость данных услуг не определена и не согласована, стоимость услуг, оказываемых при погребении лиц, личность которых не установлена или у которых отсутствуют лица, взявшие на себя обязанность по погребению, не установлена.

    В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Тверской области от 19 ноября 2014 года № 92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» и п. 27 ч. 1 ст. 7 Устава муниципального образования «Старобисловское сельское поселение» к вопросам местного значения сельского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

    Пунктом 22 части 2 статьи 34 Устава муниципального образования «Старобисловское сельское поселение» установлено, что в пределах своих полномочий администрация сельского поселения осуществляет организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Таким образом, организация ритуальных услуг, отнесенная пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения, в этой части в муниципальном образовании «Старобисловское сельское поселение» не осуществляется.

Суд также учитывает то обстоятельство, что заявление прокурора не содержит требований о создании специализированной службы в какой-либо конкретной организационно-правовой форме, что соответствует положениям статьи 29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», из смысла которой следует, то специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются в предусмотренных российским гражданским законодательством организационно-правовых формах и в зависимости от этого действуют на основании уставов или положений, которые не противоречат законодательным актам Российской Федерации и ее субъектов, а также зарегистрированы в установленном порядке. При этом статус специализированной службы может быть предоставлен государственным и муниципальным унитарным предприятиям, а также хозяйствующим субъектам различных организационно-правовых форм.

Бездействие администрации Старобисловского сельского поселения Калязинского района Тверской области в сфере организации ритуальных услуг, выразившееся в непринятии мер, направленных на создание специализированной службы по вопросам похоронного дела, лишает жителей городского округа возможности реализации предоставленных государством социальных гарантий, препятствуя возможности получения на безвозмездной основе гарантированного перечня услуг по погребению, установленного в статье 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле».

В ходе рассмотрения настоящего дела административным ответчиком не представлено доказательств того, что органом местного самоуправления были предприняты необходимые меры к реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению, в том числе приняты соответствующие правовые акты, регламентирующие реализацию права граждан на получение соответствующих услуг по погребению.

Оценивая представленные доказательства, суд считает, что выявленные прокурором Калязинского района Тверской области нарушения не отвечают требованиям, установленным действующим законодательством.

При таких обстоятельствах, суд находит заявленные прокурором Калязинского района административные исковые требования о признании бездействия администрации Старобисловского сельского поселения Калязинского района Тверской области незаконным, и возложении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд вправе указать предельные сроки его исполнения в соответствии с характером соответствующих требований.

В данном случае, с учетом характера и степени сложности обязывающего действия, объема организационно-правовых мероприятий, необходимых для его исполнения, суд полагает необходимым определить указанный срок до 01 января 2019 года.

В силу ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков либо истцов, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 177 - 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Калязинского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Старобисловского сельского поселения Калязинского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации Старобисловского сельского поселения Калязинского района Тверской области по организации похоронного дела в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования «Старобисловское сельское поселение», об обязании установить требования к качеству услуг, определить стоимость услуг, создать специализированную службу - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Старобисловского сельского поселения Калязинского района Тверской области по организации похоронного дела в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования «Старобисловское сельское поселение».

Обязать администрацию Старобисловского сельского поселения Калязинского района Тверской области в срок до 01 января 2019 года установить требования к качеству предоставления услуг в рамках гарантированного перечня услуг по погребению; определить стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению; определить стоимость услуг, оказываемых при погребении лиц, личность которых не установлена или у которых отсутствуют лица, взявшие на себя обязанность по погребению; создать специализированную службу по вопросам похоронного дела и определить порядок ее деятельности на территории муниципального образования «Старобисловское сельское поселение».

Копию решения направить в день вступления в законную силу Администрации Старобисловского сельского поселения Калязинского района Тверской области.

Администрации Старобисловского сельского поселения Калязинского района Тверской области необходимо сообщить об исполнении настоящего решения в Калязинский районный суд Тверской области и прокурору Калязинского района Тверской области.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Калязинский районный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 30 октября 2018 года.

Председательствующий                       Т.Н. Щербинина

2а-306/2018 ~ М-292/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокуратура Калязинского района
Ответчики
Администрация Старобисловского с/п
Суд
Калязинский районный суд
Судья
Щербинина Татьяна Николаевна
08.10.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
08.10.2018[Адм.] Передача материалов судье
10.10.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
10.10.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.10.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.10.2018[Адм.] Судебное заседание
30.10.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.10.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.12.2018[Адм.] Дело оформлено
03.12.2018[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее