№ 2-529/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Судья Сунженского районного суда Республики Ингушетия Бекботова Т.А.,
с участием представителя заинтересованного лица УФМС России по Республики Ингушетия – ФИО10, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № 05-3/772,
при секретаре ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5 на неправомерные действия Управления Федеральной миграционной службы по <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
ФИО12 обратились в суд с заявлением на неправомерные действия УФМС России по <адрес>, выразившиеся в отказе в продлении в отношении них срока действия статуса вынужденного переселенца из Чеченской Республики, ссылаясь на следующие обстоятельства. В результате военных действий в Чеченской Республике им пришлось покинуть место постоянного проживания по адресу: <адрес>, № 78, <адрес>, и обосноваться на территории Республики Ингушетия. По заявленному ходатайству им был предоставлен статус вынужденного переселенца и выданы удостоверения. До окончания сроков действия статуса они неоднократно обращались в адрес ОФМС России по РИ с заявлением о продлении статусов. Статус продлен до ДД.ММ.ГГГГ Своевременно обратившись в ОФМС России по РИ с заявлением по вопросу продления статуса, в их адрес было направлено письмо – уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № 01/720, в котором отказано в удовлетворении указанного заявления по мотиву того, что в настоящее время они утратили статус вынужденного переселенца в связи с получением их матерью ФИО6 в 2000 году ссуды в размере 47731,2 рублей на строительство жилья. В 2004 году они были включены администрацией <адрес> РИ в списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации». По настоящее время они не обустроены, временно проживают на съемной квартире, государственная поддержка им ранее никогда не оказывалась, статус вынужденного переселенца им необходим для жилищного обустройства. Просят обязать УФМС России по РИ продлить им срок действия статуса вынужденного переселенца до полного жилищного обустройства и включить в списки до получения всех необходимых выплат.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения гражданского дела заявители ФИО12 в судебное заседание не явились, до судебного заседания подали заявление о рассмотрении дела без их участия, поддержав заявленные требования в полном объеме. На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Представитель заинтересованного лица УФМС России по Республики Ингушетия – ФИО10, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № 05-3/772, требования заявителей не признал и пояснил, что согласно п. 4 ст. 5 Закона «О вынужденных переселенцах» № от ДД.ММ.ГГГГ статус вынужденного переселенца предоставляется на 5 лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 данного закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории РФ. Срок действия статуса вынужденного переселенца не может быть продлен при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца, и в случае пропуска лицом срока обращения с заявлением о его продлении при отсутствии у него уважительных причин несвоевременного обращения. В 1999 году матери заявителей ФИО6 выплачена беспроцентная возвратная ссуда в размере 47692, 80 рублей на приобретение (строительство) жилья согласно постановлению Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке выплаты вынужденным переселенцам долговременной беспроцентной возвратной ссуды на приобретение (строительство) жилья». Лица, получившие ссуду на приобретение жилья, утрачивают статус вынужденного переселенца. В удовлетворении требований заявителей просил отказать.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд находит заявление подлежащим частичному удовлетворению.
Согласно п.4 ст.5 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 данного закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
Из представленных суду копий удостоверений вынужденного переселенца АБ № от ДД.ММ.ГГГГ, АД № от ДД.ММ.ГГГГ, АД № от ДД.ММ.ГГГГ, АД № от ДД.ММ.ГГГГ и АД № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что статус вынужденного переселенца в отношении заявителей продлевался до ДД.ММ.ГГГГ Этот факт подтверждается подписью руководителя ОФМС России по РИ, скрепленной гербовой печатью.
Как установлено в судебном заседании, заявители ежегодно проходили перерегистрацию и состояли на учете в качестве вынужденного переселенца в ОФМС РФ по РИ.
Как следует из уведомлений № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, выданных Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5 домовладения на праве собственности не значатся.
Из письма – уведомления УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что заявителям отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, так как согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении вынужденным переселенцам долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья» заявителям выдана ссуда в 2000 году в сумме 47731,2 рублей.
Утверждение заявителей ФИО12 о том, что они не обустроены на новом месте жительства и имеются препятствия в их жилищном обустройстве, представителем УФМС России по РИ не опровергнуто.
Суд находит несостоятельными доводы представителя УФМС России по РИ о том, что заявители утратили право на продление статуса вынужденного переселенца в связи с получением ими ссуды, поскольку указанная сумма в силу своей незначительности не могла решить вопрос жилищного обустройства семьи вынужденных переселенцев, состоящей из пяти человек.
Из содержания вступившего в законную силу решения Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу ГКПИ2000 -1224, компенсация за утраченное жилье не предполагает полного возмещения его стоимости. Таким образом, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № компенсационные выплаты лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской республике, являются дополнительной социальной льготой и не предусматривают полного возмещения стоимости утраченного жилья и (или) имущества. Следовательно, заявители лишены возможности обеспечить себя жилыми помещениями по установленным нормам на полученную сумму компенсации.
Указанная ссуда, предоставленная семье ФИО12, не обеспечивает возможности строительства или приобретения соответствующего жилья и не обеспечивает их обустройство на новом месте жительства.
В соответствии с п. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти и их законности, возлагаются на орган, принявший оспариваемое решение или совершивший оспариваемые действия (бездействие).
В обоснование своих доводов представитель УФМС России по РИ не представил сведений о фактическом использовании указанной ссуды.
Из постановления Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 16-Н следует, что статус вынужденного переселенца имеет специальный целевой и срочный характер. В случае неисполнения государством обязанностей по восстановлению нарушенных конституционных прав вынужденного переселенца, срок действия его статуса вынужденного переселенца должен быть продлен.
В соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О вынужденных переселенцах» статус вынужденного переселенца предоставляется с целью защиты его конституционных прав и, в том числе для обеспечения его прав на жилье (ст. 27 Конституции РФ).
Следовательно, жилищная необустороенность вынужденного переселенца является одним из оснований для продления статуса вынужденного переселенца.
Как следует из ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.
Каждый имеет право на возмещение государством вреда причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53 Конституции РФ).
В соответствии со ст.51 ЖК РФ, право состоять на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, в случаях установленных ст. 56 ЖК РФ.
Заявители до настоящего времени не обустроены, проживают на съемной квартире, собственного жилья не имеют.
Таким образом, отказ УФМС России по РИ в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца по мотивам получения беспроцентной возвратной ссуды в размере 47692, 80 рублей на приобретение (строительство) жилья согласно постановлению Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке выплаты вынужденным переселенцам долговременной беспроцентной возвратной ссуды на приобретение (строительство) жилья», не может быть признан правильным, поскольку полученная ссуда не решает проблему жилищного обустройства вынужденного переселенца по новому месту проживания с учетом установленных в данном регионе норм.
Доводы заявителей о том, что они не имели возможности своевременно обратиться в УФМС России по РИ с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с болезнью подтверждаются представленными документами.
Из справки, выданной заведующим отделении реанимации Сунженской ЦРБ ФИО11, усматривается, что ФИО7, 1957 года рождения, находилась на лечении в отделении реанимации СЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с DS: ОНМК ишемического генеза.
Согласно светокопии выписного эпикриза № 2996, выданного Сунженской центральной районной больницей, мать заявителей ФИО7 находилась на лечении в неврологическом отделении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Данные обстоятельства суд признает уважительными причинами пропуска срока обращения в УФМС России по РИ с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
Согласно административному регламенту ФМС России, утвержденного приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия статуса вынужденного переселенца не может быть продлен в случае пропуска лицом срока обращения с заявлением о его продлении, при отсутствии у него уважительных причин несвоевременного обращения.
Заявители в результате боевых действий на территории Чеченской Республики утратили жилье, временно проживают в с.<адрес> муниципального района Республики Ингушетия, собственного жилья не имеют.
При таких обстоятельствах суд считает требования заявителей ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5 о признании неправомерными действий Управления Федеральной миграционной службы по <адрес> обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, судья
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5 на неправомерные действия Управления Федеральной миграционной службы по <адрес> удовлетворить частично.
Восстановить срок обращения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в УФМС России по <адрес> с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца из Чеченской Республики.
Обязать УФМС России по <адрес> продлить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, статус вынужденного переселенца из Чеченской Республики.
В остальной части заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, через Сунженский районный суд Республики Ингушетия.
Судья
Копия верна:
судья Сунженского
районного суда РИ Т.А. Бекботова
Решение суда вступило в законную силу « » ___________ 2013 г.
судья Сунженского
районного суда РИ Т.А. Бекботова
Поступило | ДД.ММ.ГГГГ |
Принято к производству | ДД.ММ.ГГГГ |
Назначено | ДД.ММ.ГГГГ |
Начато рассмотрение | ДД.ММ.ГГГГ |
Рассмотрено | ДД.ММ.ГГГГ |
Срок рассмотрения | 11 дней |
Строка | 63 |