Дело №а-5199/2015 год
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2015 года
Московский районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Вартач-Вартецкой И. 3.
При секретаре ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к ОСП <адрес> № <адрес>, УФССП по <адрес> о признании незаконным бездействия, понуждении к выполнению определенных действий
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к ОСП <адрес> № <адрес>, мотивируя свои требования тем, что в производстве ОСП <адрес> № <адрес> находится исполнительное производство № * в отношении должника Мокшецка М. А., по которому она является взыскателем. На протяжении длительного периода времени ей ничего неизвестно о состоянии исполнительного производства и действиях постоянно сменяющихся судебных приставов-исполнителей по принудительному исполнению судебного решения.
* года она обратилась с письменным заявлением в адрес руководителя ОСП <адрес> № <адрес> об ознакомлении ее с материалами исполнительного производства, однако до настоящего времени ее заявление не рассмотрено, она не ознакомлена с материалами исполнительного производства.
Просит признать незаконным бездействие руководителя ОСП <адрес> № <адрес> в части рассмотрения и безусловного удовлетворения ее заявления об ознакомлении с материалами исполнительного производства, обязать руководителя ОСП <адрес> № <адрес> безотлагательно ознакомить ее с материалами исполнительного производства № *.
В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования полностью поддержала, дополнила, что она является взыскателем по исполнительному производству в отношении должника ФИО3 на сумму * рублей, никаких взысканий в ее пользу с * года судебными приставами не производилось. В связи с чем она написала заявление об ознакомлении с материалами исполнительного производства * года, однако до настоящего времени ей не предоставили возможность ознакомиться с материалами исполнительного производства, хотя она неоднократно приходила к судебным приставам и была на приеме у старшего судебного пристава отдела ФИО4 Никаких ответов на ее заявление не получала. В настоящее время про исполнение указанного исполнительного производства а также его местонахождение ей ничего неизвестно.
Представитель административного истца ФИО5 по устной доверенности требования поддержал, пояснил, что * года ФИО1 написала заявление об ознакомлении с исполнительным производством в отношении должника ФИО3 на сумму взыскания * рублей, однако до настоящего времени ей не предоставлена возможность с ним ознакомиться, при неоднократном обращении в службу судебных приставов никакой информации по исполнительному производству получить не удалось. Указанное бездействие нарушает права и законные интересы взыскателя ФИО1
В судебном заседании представитель административного ответчика ОСП <адрес> № г., старшего судебного пристава ОСП <адрес> № <адрес> ФИО6 против удовлетворения заявленных требований возражал, пояснил, что действительно ФИО1 написала * года заявление об ознакомлении с материалами исполнительного производства в отношении должника ФИО3 и ей на это заявление был дан ответ * года, направленный по почте, доказательств вручения ответа у них не имеется. Само исполнительное производство они предоставить не могут, так как не могут его найти, возможно оно утрачено или где-то завалялось, возможно в суд подано заявление о получении дубликата исполнительного листа, но доказательств этому предоставить не могут. Скорее всего ФИО1 с ним не закомилась. Могут предоставить только распечатанную из компьютера сводку по исполнительному производству и копии постановлений о наложении ареста на денежные средства, находящиеся в банке или иной кредитной организации от * года.
Административный соответчик УФССП России по <адрес> в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, в связи, с чем суд рассматривает административное дело в его отсутствие.
Заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явилась, о дате и времени слушания дела извещена надлежащим образом, в связи с чем суд рассматривает административное дело в ее отсутствие.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные документы, суд приходит к следующему.
Как указано в п. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет в частности: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункты 1, 2, 3 и 4 части 9 ст. 226 КАС РФ).
При этом в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из сводки по исполнительному производству и материалов дела, * года в ОСП <адрес> (впоследствии – ОСП <адрес> № <адрес>) по исполнительному листу, выданному Ленинградским районным судом <адрес> * № * от * года по делу *года было возбуждено исполнительное производство № * в отношении должника ФИО3 о взыскании в пользу ФИО1 денежных средств в размере * рублей.
Определением Ленинградского районного суда <адрес> от * года произведена замена стороны - взыскателя ФИО7 по делу № * по иску ФИО8 к ФИО3, ФИО9, ФИО7, ФИО1 о признании недействительной сделки договора купли-продажи от * года квартиры по адресу: К*, ул. З*, д. * кв. * между ФИО3 и ФИО7, договора купли-продажи от * года указанной квартиры между ФИО7 и ФИО1, применении последствий недействительности сделки – договора купли-продажи квартиры от * года, признании права собственности ФИО1 на квартиру не возникшим, признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права собственности на спорную квартиру на ФИО1, признании за ФИО8 права собственности на 1/2 доли квартиры, на правопреемника – ФИО1.
Исполнительное производство № * в отношении должника ФИО3 на сумму * рублей административным ответчиком – ОСП <адрес> № <адрес> в суд не представлено, в связи с чем суд рассматривает дело по представленным доказательствам.
Частью 1 ст. 50 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
Соответственно, взыскатель по своему усмотрению реализует свое право знать о ходе исполнительного производства посредством его ознакомления с материалами исполнительного производства, заявления ходатайств.
Бездействие имеет место, когда соответствующим органом или должностным лицом не исполнены возложенные на них законом или иным нормативным правовым актом обязанности.
Обязанность судебного пристава-исполнителя по предоставлению возможности сторонам исполнительного производства реализовать свои права предусмотрены ст. 12 ФЗ "О судебных приставах". В частности согласно абз. 3 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель предоставляет сторонам исполнительного производства (далее - стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии.
Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций (ст. 13. ФЗ "О судебных приставах").
Как следует из пояснений стороны административного истца, ФИО1 * года обратилась в ОСП <адрес> № <адрес> с письменным заявлением об ознакомлении с материалами исполнительного производства № * в отношении должника ФИО3
Согласно пояснений представителя административного ответчика ОСП <адрес> № <адрес> ФИО6, указанное исполнительное производство они найти не могут, однако * года ФИО1 был дан письменный ответ о возможности ее ознакомления с материалами исполнительного производства № * в приемное время: вторник с * до * обед с * до *, четверг с * до * по адресу: К*, ул. Д*каб.*.
В доказательство направления указанного ответа № * в адрес административного истца, административным ответчиком представлена копия списка корреспонденции, направляемой почтовой связью от * года, в котором в качестве адресата-получателя служебного письма № * от * года значится ФИО10
Кроме того, из ответа и реестра отправления почтовой корреспонденции следует, что данное письмо адресовано ФИО10 – а не заявителю ФИО1, т.е. иному лицу. Кроме того, указанный список корреспонденции не содержит сведений о том, какой именно корреспонденцией направлено адресату указанное письмо – простой или заказной, а также в нем отсутствует фамилия, имя, отчество и подпись отправителя и фамилия, имя и отчество должностного лица, принявшего указанную корреспонденцию к отправке, отсутствует отметка и накладные ФГУП «Почта России» о приеме к отправке указанной почтовой корреспонденции почтовым отделением. В связи с чем указанный ответ и список почтовой корреспонденции не являются достоверными бесспорными доказательствами как направления именно административному истцу ответа о возможности ознакомления с исполнительным производством ФИО1 так и получения ею данного ответа.
ФИО1 указала, что не получала никакого ответа на свое заявление.
Однако наличие самого ответа с указанием в нем, что ответ дается на заявление от * года и указание адреса ФИО1 в ответе судом расцениваются как рассмотрение ее заявления, в связи с чем бездействия в части нерассмотрения заявления суд не усматривает.
Вместе с тем, доводы о направлении ответа не являются доказательством отсутствия бездействия по неознакомлению административного истца с исполнительным производством. Доводы о возможной утрате исполнительного производства также в судебном заседании не подтверждены, доказательств утраты исполнительного производства не представлено, не представлено доказательств того, что судебными приставами предпринимались меры к восстановлению исполнительного производства, обращению в суд с заявлением о получении дубликата исполнительного листа.
Тогда как согласно п. 1.3. Положения об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств, утвержденных Приказом ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ N 455 при выявлении фактов утраты материалов исполнительных производств незамедлительно принимаются меры по их восстановлению, а также иные меры, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами ФССП России.
Согласно пункта 2.1. Положения об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств, утвержденных Приказом ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ N 455 обязанность по восстановлению материалов исполнительных производств, утраченных при ненадлежащей организации оперативного хранения завершенных в делопроизводстве оконченных исполнительных производств возлагается на структурное подразделение территориального органа ФССП России, на исполнении у которого находились данные исполнительные производства – т.е. в данном случае на ОСП <адрес> № <адрес>.
В силу положений пункта 2.2. вышеуказанного положения начальник отдела - старший судебный пристав структурного подразделения территориального органа ФССП России организует восстановление материалов исполнительных производств, в том числе: дает поручение судебному приставу-исполнителю об обращении в суд либо иной уполномоченный орган с заявлением о выдаче дубликата (копии) исполнительного документа; по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель выдает либо направляет в адрес взыскателя (либо его представителя) справку об утрате исполнительного документа.
При этом в силу п. 2.3.5. Положения меры по восстановлению материалов неоконченных исполнительных производств, отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств, в том числе сводных исполнительных производств, принимаются незамедлительно, в том числе путем сбора копий документов, полученных из базы данных АИС ФССП России, от сторон исполнительного производства, регистрирующих органов, кредитных организаций и иных лиц.
Должностное лицо структурного подразделения территориального органа ФССП России, выявившее факт утраты материалов исполнительных производств, незамедлительно докладывает об этом докладной запиской начальнику отдела - старшему судебному приставу структурного подразделения территориального органа ФССП России (пункт 3.1. Положения об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств).
Доказательств совершения вышеназванных действий административным ответчиком не представлено, соответственно не имеется доказательств утраты исполнительного производства.
Между тем, согласно п. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания законности своих действий (бездействия) лежит на административном ответчике ОСП <адрес> № <адрес>.
Таковых доказательств стороной административного ответчика не представлено. Т.е. доказательств объективной невозможности ознакомления с материалами исполнительного производства ФИО1 стороной административного ответчика не представлено, а судом не установлено.
Указанное обстоятельство свидетельствует о наличии бездействия ОСП <адрес> № <адрес>, выразившейся в непредоставлении без уважительных причин материалов исполнительного производства для ознакомления ФИО1
Статьями 12, 13 Федерального закона "О судебных приставах" от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ установлено, что судебный пристав-исполнитель обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. При этом процессуальным лицом, непосредственно совершающим все действия в ходе исполнительного производства, является судебный пристав-исполнитель. Именно судебный пристав-исполнитель может осуществить процедуру ознакомления должника с материалами исполнительного производства. Исходя из системного анализа законодательства следует, что сроки для предоставления сторонам материалов исполнительного производства для ознакомления должны быть разумными, не препятствующими участникам реализовать свое право на обжалование.
Доказательств того, что судебным приставом-исполнителем ОСП <адрес> № <адрес> взыскателю ФИО11 в разумные сроки была предоставлена возможность ознакомиться с материалами исполнительного производства в материалы дела не представлено, как не представлено и доказательств ознакомления взыскателя с материалами исполнительного производства до настоящего времени.
В связи с чем суд, руководствуясь ст. 50 Федерального закона N 229-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об исполнительном производстве", ч. 1 ст. 12 и ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ "О судебных приставах", приходит к выводу о нарушении прав и законных интересов ФИО1 по исполнительному производству в части бездействия по неознакомлению взыскателя с материалами исполнительного производства № в период времени с сентября 2015 года по день вынесения решения суда, что является недопустимым.
Доводы представителя административного ответчика ОСП <адрес> № <адрес> об отсутствии со стороны должностного лица нарушений как закона, так и интересов взыскателя, несостоятельны, поскольку в данном случае нарушено субъективное право взыскателя на ознакомление с материалами исполнительного производства, в целях информированности о проводимых судебными приставами исполнительных действий и мер принудительного исполнения, направленных на исполнение исполнительного документа, чего взыскатель в настоящее время лишен.
В связи с изложенным, административные исковые требования ФИО1 о признании незаконным бездействие судебных приставов-исполнителей ОСП <адрес> № <адрес> по неознакомлению ее с исполнительным производством № * в период с * года подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований. Учитывая длительное неознакомление ФИО1 с материалами исполнительного производства, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда в части ознакомления – 5 дней с даты вступления решения суда в законную силу, полагая указанный срок разумным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие руководителя ОСП <адрес> № <адрес> в части неудовлетворения заявления ФИО1 об ознакомлении с материалами исполнительного производства * обязать должностных лиц ОСП <адрес> № <адрес> ознакомить ФИО1 с материалами исполнительного производства * Должник ФИО3, взыскатель ФИО1 в течение 5 дней с даты вступления решения в законную силу.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд <адрес> в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья
Согласовано
Вартач-Вартецкая И.З.
Председатель Московского
районного суда <адрес> ФИО13