дело № 2а-1892/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«26» сентября 2017 года
Ленинский районный суд г. Костромы в составе
председательствующего судьи Н.С. Иоффе,
при секретаре Е.А. Цветковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Администрации Костромской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Костромской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области об освобождении от исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Костромской области (далее Администрация) обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Костромской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав, что постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области от 20.07.2015 г. возбуждено исполнительное производство №-ИП об обязанности Администрации Костромской области предоставить Айзятулловой Т.Р. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Галич Костромской области. В постановлении Администрации установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Администрацией судебному приставу-исполнителю направлено уведомление о невозможности исполнения в 5-дневный срок требования, вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, которое получено судебным приставом-исполнителем 04.09.2015 г. 10.09.2015 г. судебным приставом-исполнителем в отношении Администрации вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. 03.09.2015 г. правовым управлением Администрации в департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области направлено письмо о необходимости приобретения жилого помещения для взыскателя. Определением Свердловского районного суда г. Костромы от 31.03.2017 г. утверждено мировое соглашение, в соответствии с которым Администрация Костромской области обязуется предоставить взыскателю по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Костромской области на территории города Костромы, Костромской области. Распоряжением Администрации Костромской области от dd/mm/yy №-ра Айзятулловой Т.Р. предоставлено жилое помещение по адресу: .... На основании указанного распоряжения Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области с Айзятулловой Т.Р. заключен договор найма специализированного жилого помещения. Право собственности Костромской области на квартиру зарегистрировано dd/mm/yy, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Таким образом, Администрацией Костромской области были совершены в пределах полномочий все возможные действия, подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке. Согласно платежному поручению от 11.05.2016 г. № 998 исполнительский сбор, наложенный на Администрацию Костромской области в размере 50 000 руб. уплачен 17.05.2016 г. Учитывая отсутствие виновных действий (бездействия) по исполнению решений суда, а также его фактическое исполнение, Администрация Костромской области в порядке ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» просит освободить от уплаты наложенного судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора.
В судебное заседание стороны не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Исследовав и оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд находит требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 г. №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
При рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора подлежат выяснению вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства (Определение Верховного Суда РФ от 17.11.2015 г. № 50-КГ15-20).
Судом установлено, что решением Свердловского районного суда г. Костромы от 22.10.2014 г. на Администрацию Костромской области возложена обязанность предоставить Айзятулловой Т.Р. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения на территории г. Галич Костромской области.
20.07.2015 г. постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области в отношении Администрации Костромской области было возбуждено исполнительное производство №-ИП, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований.
03.09.2015 г. Администрация Костромской области направила в адрес судебного пристава-исполнителя уведомление о невозможности исполнить требования исполнительного документа и предоставить взыскателю благоустроенное жилое помещение в 5-ти дневный срок.
Постановлением судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области от 10.09.2015 г. с Администрации Костромской области взыскан исполнительский сбор 50 000 руб.
Согласно платежному поручению от 11.05.2016 г. № 998 исполнительский сбор, наложенный на Администрацию Костромской области в размере 50 000 руб. уплачен 17.05.2016 г.
На основании государственного контракта от dd/mm/yy № в собственность Костромской области было приобретено жилое помещение, расположенное по адресу: .... Право собственности Костромской области на данное жилое помещение было зарегистрировано dd/mm/yy, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 06.10.2016 г.
В связи с отсутствием жилых помещений специализированного жилищного фонда Костромской области на территории г. Галич Костромской области было принято решение предложить Айзятулловой Т.Р. рассмотреть возможность обеспечения ее жилым помещением на территории г. Костромы Костромской области путем заключения мирового соглашения.
dd/mm/yy Айзятуллова Т.Р. дала согласие на заключение договора специализированного найма жилого помещения на квартиру, расположенную по адресу: по адресу: ....
Определением Свердловского районного суда г. Костромы от 31.03.2017 г. утверждено мировое соглашение, в соответствии с которым взыскатель отказывается от требований к должнику о предоставлении жилого помещения на территории г. Галич Костромской области, в свою очередь должник обязуется предоставить взыскателю по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Костромской области на территории города Кострома Костромской области.
Распоряжением администрации Костромской области от 24.07.2017 г. №137-ра «Об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду Костромской области и предоставлении жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения» Айзятулловой Т.Р. предоставлено жилое помещение по адресу: ....
dd/mm/yy Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области с Айзятулловой Т.Р. заключен договор найма специализированного жилого помещения №.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что предоставление жилых помещений осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона Костромской области от 19.12.2005 г. №348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области.
Постановлением администрации Костромской области от 29.12.2009 г. №438-а утвержден Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок взаимодействия).
В соответствии с п. 1 Порядка взаимодействия настоящий порядок регулирует взаимодействие исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 2 Порядка взаимодействия на департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области возложены функции по приобретению жилых помещений или участию в долевом строительстве многоквартирных домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществлению государственной регистрации договоров долевого участия в строительстве многоквартирных домов, осуществлению совместно с департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области регистрации права собственности Костромской области на приобретенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения.
Согласно п. 3 Порядка взаимодействия Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области:
в течение трех рабочих дней после получения свидетельства о государственной регистрации права собственности Костромской области на приобретенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - жилые помещения), вносит соответствующие сведения в Реестр государственного имущества Костромской области;
в течение пяти рабочих дней со дня внесения сведений в реестр государственного имущества Костромской области направляет информацию о жилых помещениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области
Функции по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по осмотру жилых помещений, получению согласия на предоставление им конкретного жилого помещения осуществляет департамент по труду и социальной защите населения Костромской области (пункт 4 Порядка взаимодействия)
После получения письменного согласия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, готовит совместно с Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области проект распоряжения администрации Костромской области о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд Костромской области и предоставлении жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения (далее - распоряжение о предоставлении жилого помещения), обеспечивает его согласование в соответствии с Регламентом администрации Костромской области, утвержденным постановлением губернатора Костромской области от 05.12.2012 г. №277 «О Регламенте администрации Костромской области».
В соответствии с п. 5 Порядка взаимодействия департамент имущественных и земельных отношений Костромской области на основании распоряжения о предоставлении жилого помещения заключает с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договор найма специализированного жилого помещения в срок, установленный в распоряжении о предоставлении жилого помещения.
Принимая во внимание, что финансирование предоставления жилого помещения Айзятулловой Т.Р. должно производиться за счет средств бюджета Костромской области, исполнение требования исполнительного документа возможно на основании муниципального контракта на приобретение жилого помещения специализированного жилого фонда, заключение которого требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков.
Контрактная система закупок, а также ограниченность бюджетного финансирования предопределяют наличие объективных причин и отсутствие вины должника в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок.
Анализ совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, позволяет суду сделать вывод о том, что Администрацией Костромской области были совершены в пределах полномочий все возможные действия, подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке. Однако, в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения было невозможно вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.
На основании изложенного, суд считает необходимым освободить Администрацию Костромской области от уплаты исполнительского сбора.
Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Администрации Костромской области удовлетворить.
Освободить Администрацию Костромской области от уплаты исполнительского сбора, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области от 10.09.2015 г. по исполнительному производству №-ИП.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца.
Судья Н.С. Иоффе