АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-2521/2011
19 мая 2011 года
Арбитражный суд в составе судьи Бойко О.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Спириным Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Чебоксары,
к индивидуальному предпринимателю Степанову Юрию Васильевичу, д. Новое Буяново Янтиовского района Чувашской Республики,
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от заявителя – Ядрёнкина О.В. по доверенности от 01.01.2011 № 01-03,
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Степанова Юрия Васильевича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Заявитель указал, что 04.04.2011 в ходе проверки соблюдения предпринимателем лицензионных условий при осуществлении пассажирских перевозок выявлены нарушения лицензионных требований и условий, а именно: не организовано проведение инструктажей по безопасности дорожного движения; путевая документация ведётся с нарушениями (в путевых листах не указывается фактическое время выезда и возврата автобуса в гараж, не указываются показании спидометра при возвращении в гараж, не указывается полностью адрес предпринимателя: улица и номер дома, номер телефона, в заголовочной части путевого листа отсутствует печать или штамп предпринимателя, журнал регистрации путевых листов не ведётся); не организовано проведение послерейсового медицинского осмотра водителя; не организовано техническое обслуживание автобусов (журнал учёта проведения технического обслуживания не ведётся); не организовано проведение ежемесячных сверок с территориальным органом ГИБДД о дорожно-транспортных происшествиях; не организован контроль за технического состояния автобуса при возвращении в гараж; не организовано повышение профмастерства водителей по ежегодной 20-часовой программе.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Предприниматель в судебное заседание не явился.
В порядке статей 123, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие предпринимателя.
Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Степанов Юрий Васильевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 304213433600031.
18.03.2003 предпринимателю выдана лицензия № АСС-21-018036 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек.
Из материалов дела следует, что Управлением государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведена проверка соблюдения предпринимателем лицензионных условий при осуществлении перевозки пассажиров автотранспортом. По итогам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 04.04.2011 № 000110. В данном протоколе указано, что предпринимателем допущены нарушения лицензионных требований и условий, а именно: не организовано проведение инструктажей по безопасности дорожного движения; путевая документация ведётся с нарушениями (в путевых листах не указывается фактическое время выезда и возврата автобуса в гараж, не указываются показании спидометра при возвращении в гараж, не указывается полностью адрес предпринимателя: улица и номер дома, номер телефона, в заголовочной части путевого листа отсутствует печать или штамп предпринимателя, журнал регистрации путевых листов не ведётся); не организовано проведение послерейсового медицинского осмотра водителя; не организовано техническое обслуживание автобусов (журнал учёта проведения технического обслуживания не ведётся); не организовано проведение ежемесячных сверок с территориальным органом ГИБДД о дорожно-транспортных происшествиях; не организован контроль за технического состояния автобуса при возвращении в гараж; не организовано повышение профмастерства водителей по ежегодной 20-часовой программе.
Согласно статье 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежат лицензированию.
В силу статьи 2 данного Закона лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В пункте 4 Положения о лицензировании, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 (далее – Положение о лицензировании), перечислены лицензионные условия и требования при осуществлении перевозок пассажиров. В частности, к таким условиям относятся:
- соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт «б»);
- соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров (подпункт «в»).
В силу статей 20 и 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 3.4.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.95 № 27, организация обязана обеспечивать водителей информацией об условиях движения и работы на маршруте путём проведения инструктажей, в организации должен осуществляться учёт сведений о проведении указанных инструктажей.
Как видно из материалов дела, предпринимателем не организовано проведение указанных инструктажей, отсутствует журнал учёта проведения инструктажей.
Согласно пунктам 5, 6, 12, 17 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона. Сведения о транспортном средстве включают: показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо); дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку. В заголовочной части путевого листа проставляются печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании. Собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов.
В представленных путевых листах не указывается фактическое время выезда и возврата автобуса к месту стоянки, не указываются показании одометра при возвращении к месту стоянки, не указывается полностью адрес предпринимателя: улица и номер дома, номер телефона. В заголовочной части путевых листов отсутствует штамп предпринимателя, журнал регистрации путевых листов не ведётся.
Пунктом 2.3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса России от 08.01.1997 № 2, установлено, что владельцы автобусов обязаны организовать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автобусов.
Проведение послерейсовых медицинских осмотров предпринимателем не организовано. В путевом листе от 25.03.2011 № 66 отсутствуют отметки о прохождении водителем послерейсового медосмотра.
В соответствии с пунктом 2.5.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лиценривонии перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утверждённых приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 № 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счёт организации и проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств в порядке и сроки, предусмотренные Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденным Минавтотрансом РСФСР 20.09.84.
Вышеуказанным Положением регламентирована периодичность проведения технического обслуживания транспортных средств.
Поведение технического обслуживания автобусов предпринимателем не организовано, журнал учёта технического обслуживания не ведётся.
Разделом III Правил учёта дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647 установлено, что владельцы транспортных средств учитывают дорожно-транспортные происшествия с учётом принадлежащих им транспортных средств независимо от места их совершения по форме, установленной Минтрансом России; ежемесячно сверяют с органами ГИБДД сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.
Предпринимателем не проводятся ежемесячные сверки с органами ГИБДД о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих ему транспортных средств, журналы сверок не ведутся.
Согласно пункту 2.5.4 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса России от 30.03.1994 № 15 при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки.
Как видно из представленного путевого листа от 25.03.2011 № 66 предпринимателем не организован контроль технического состояния автобусов по возвращению к месту стоянки.
В силу пунктов 2.2, 2.3.5 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2 к основным требованиям по обеспечению надёжности водителей в процессе их профессиональной деятельности относится организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей. Владельцы автобусов организуют проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства, включающие проверку знания Правил дорожного движения, правил перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, изучение типичных дорожно-транспортных ситуаций повышенной опасности, основ безопасного управления автобусом в сложных дорожных и метеорологических условиях, приемов оказания доврачебной помощи пострадавшим, порядка эвакуации пассажиров при дорожно-транспортном происшествии.
Повышение профмастерства водителей предпринимателем не организовано, документы, подтверждающие прохождение обучения водителями отсутствуют.
Таким образом, суд пришёл к выводу, что предприниматель совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от трёх тысяч до четырёх тысяч рублей.
Вина предпринимателя заключается в том, что он при необходимой степени осмотрительности и заботливости имел возможность для соблюдения требований законодательства, но не предпринял для соблюдения требования Закона необходимых мер.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, заявителем не допущено. Протокол составлен в присутствии предпринимателя, права и обязанности, предусмотренные статьёй 25.1 КоАП РФ, ему разъяснены.
С учётом того, что имеет место множественное нарушение лицензионных требований и условий, суд считает необходимым назначить предпринимателю административное наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167 – 170, 176, 202 – 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
индивидуального предпринимателя Степанова Юрия Васильевича, 30.05.1969 года рождения, уроженца дер. Новое Буяново Янтиковского района Чувашской АССР, зарегистрированного по адресу: Чувашская Республика, Янтиковский район, дер. Новое Буяново, ул. Чапаева, д. 7, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304213433600031, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей (три тысячи руб. 00 коп.).
Административный штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: наименование получателя - УФК по Чувашской Республике (УГАДН по Чувашии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), банк получателя: ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ г. Чебоксары, расчетный счет: 40101810900000010005, ИНН - 2128011031, КПП - 213001001, ОКАТО - 97401000000 (г. Чебоксары), БИК - 049706001, КБК - 10611690040040000140, назначение платежа - прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в течение десяти дней с момента его принятия.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья О.И. Бойко