АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ижевск Дело № А71-7234/2011
А28
23 августа 2011г.
Резолютивная часть решения объявлена 23 августа 2011г.
Полный текст решения изготовлен 23 августа 2011г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи О.В. Иютиной
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.С. Сидоровой
рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, г. Ижевск
о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего Бондарева Александра Анатольевича, г. Королев по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ
в присутствии представителей
от заявителя: главный специалист- эксперт Шайхразиева А.А. по доверенности № 79 от 08.11.2010г.;
от лица, привлекаемого к ответственности: не явился, ходатайство о рассмотрении в отсутствие.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее -Управление) обратилось в арбитражный суд с требованием о привлечении конкурсного управляющего МУП ЖКХ «Энергетик», п. Балезино Бондарева Александра Анатольевича к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Управление поддержало требования, изложенные в заявлении.
Конкурсный управляющий МУП ЖКХ «Энергетик» Бондарев А.А. в судебное заседание не явился, направил отзыв на заявление. Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156, 205 АПК РФ в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, извещенного надлежащим образом.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
у с т а н о в и л:
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 апреля 2009г. Муниципальное унитарное предприятие жилищно- коммунального хозяйства «Энергетик» муниципального образования «Балезинский район» (далее- МУП ЖКХ «Энергетик»), п. Балезино признано неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, в отношении должника введена процедура внешнего управления сроком на 18 месяцев, исполнение обязанностей внешнего управляющего должника возложено на Бондарева Александра Анатольевича. Определением суда от 07.09.2009г. внешним управляющим МУП ЖКХ «Энергетик» утвержден Бондарев Александр Анатольевич, член Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих Центрального федерального округа», г. Москва.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.04.2010г. по делу А71-8210/2008-Г2 МУП ЖКХ «Энергетик», п. Балезино признано несостоятельным (банкротом). В отношении должника открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев. Конкурсным управляющим должника утвержден Бондарев Александр Анатольевич.
При ознакомлении 22.06.2011г. с материалами дела № А71-8210/2008-Г2 о банкротстве МУП ЖКХ «Энергетик» представителем Управления обнаружено, что: в нарушение п. 1 ст. 12, п. 1 ст. 13, п. 4 ст. 20.3 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127- ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», п.п. «а» п.4 Общих правил подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004г. № 56, в адрес органа по контролю (надзору) - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике не направлено уведомление о проведении собраний кредиторов МУП ЖКХ «Энергетик», назначенных на 24.08.2010г., 12.10.2010г., 27.01.2011г., 29.03.2011г., в результате чего орган по контролю (надзору) был лишен права на участие в собрании кредиторов и выступления по вопросам повестки собрания кредиторов; в нарушение п. 1 ст. 143 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» отчет от 24.08.2010г. о деятельности конкурсного управляющего представлен собранию кредиторов с нарушением трехмесячного срока с даты открытия конкурсного производства; в нарушение п.п. «д» п. 3, п.п. «б» п. 5 Общих правил проведения собраний кредиторов журналы регистрации участников собраний от 24.08.2010г., 12.10.2010г., 27.01.2011г., 29.03.2011г. не содержат сведений о времени регистрации участников собрания, о статусе участника собрания кредиторов, об адресе места нахождения участника собрания кредиторов.
По факту совершения конкурсным управляющим Бондаревым А.А. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, Управлением составлен протокол об административном правонарушении от 19.07.2011 г.
Оценив представленные доказательства, заслушав представителя Управления, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.
Как установлено в п. 1 ст. 13 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» надлежащим уведомлением признается направление конкурсному кредитору, в уполномоченный орган, а также иному лицу, имеющему в соответствии с данным Федеральным законом право на участие в собрании кредиторов, сообщения о проведении собрания кредиторов по почте не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять дней до даты проведения собрания кредиторов.
Согласно п.п. «а» п. 4 Общих правил подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004г. № 56, при организации проведения собраний кредиторов арбитражный управляющий уведомляет о проведении собрания конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, а также иных лиц, имеющих право на участие в собрании кредиторов.
По норме ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» под органом по контролю (надзору) понимается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009г. № 457, данный федеральный орган исполнительной власти осуществляет функции по контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков.
В нарушение п. 1 ст. 12, п. 1 ст. 13 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», п.п. «а» п. 4 Общих правил подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов конкурсным управляющим Бондаревым А.А. сообщения о проведении собраний кредиторов, которые состоялись 24.08.2010г., 12.10.2010г., 27.01.2011г., 29.03.2011г., в адрес органа по контролю (надзору) не направлялись.
Согласно протоколов собраний кредиторов МУП ЖКХ «Энергетик» от 24.08.2010г., 12.10.2010г., 27.01.2011г., 29.03.2011г. представитель органа по контролю (надзору) на данных собраниях не присутствовал.
В соответствии с п. 1 ст. 143 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
Конкурсным управляющим Бондаревым А.А. отчет о своей деятельности представлен собранию кредиторов 24.08.2010г., то есть с нарушением трехмесячного срока с момента открытия конкурсного производства на основании решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.04.2010г. по делу № А71-8210/2008-Г2.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 3 Общих правил подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собрания кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004г. № 56, при подготовке к проведению собрания кредиторов арбитражный управляющий, в том числе заполняет журнал регистрации участников собрания кредиторов (по установленной форме) в соответствии с данными реестра требований кредиторов на дату проведения собрания.
При регистрации участников собрания кредиторов арбитражный управляющий вносит в журнал регистрации участников собрания кредиторов необходимые сведения о каждом конкурсном кредиторе и уполномоченном органе, количестве принадлежащих ему голосов и его представителе, об участниках собрания кредиторов без права голоса (подпункт "б" пункта 5 вышеуказанных Общих правил).
Типовые формы бюллетеня для голосования и журнала регистрации участников собрания кредиторов утверждены Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2004г. № 235. Журнал регистрации участников собрания кредиторов должен соответствовать приложению № 1, в котором предусмотрено указание времени регистрации участника собрания кредиторов, отметки о статусе участника собрания, адресе местонахождения (для юридического лица).
Представленные в материалы дела журналы регистрации участников собрания кредиторов от 24.08.2010г., 12.10.2010г., 27.01.2011г., 29.03.2011г. по форме не соответствуют установленным типовым формам. В данных журналах не указано время регистрации участников собрания кредиторов, статус участников собрания, а также адрес места нахождения участников собрания кредиторов.
Согласно п. 4 ст. 20.3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» при проведении процедур банкротства арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификации на срок от шести месяцев до трех лет за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Факт совершения конкурсным управляющим Бондаревым А.А. административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, материалами административного дела подтвержден.
В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Поскольку отчет конкурсного управляющего о своей деятельности должен быть представлен собранию кредиторов не позднее 13 июля 2010г. (три месяца с момента открытия конкурсного производства), то моментом начала течения срока давности привлечения к административной ответственности по указанному нарушению будет следующий день – 14 июля 2010г.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что по вменяемому нарушению п. 1 ст. 143 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» срок давности привлечения к административной ответственности истек, поэтому конкурсный управляющий привлечению к административной ответственности не подлежит.
По нарушениям, выразившимся в не уведомлении органа по контролю (надзору) о проведении собраний кредиторов 24.08.2010г., 12.10.2010г., 27.01.2011г., 29.03.2011г. и в ненадлежащем ведении журналов регистрации участников собраний кредиторов от тех же дат, срок давности привлечения к административной ответственности не истек, неисполнение конкурсным управляющим Бондаревым В.В. указанных обязанностей влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
Формой вины арбитражного управляющего является неосторожность. Исходя из положения ст.2.2. КоАП РФ, из обстоятельств данного дела, исходя из того, что арбитражный управляющий проводит процедуру банкротства не впервые, суд приходит к выводу - вина арбитражного управляющего заключается в том, что он предвидел возможность наступления вредных последствий своего бездействия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть. Арбитражный управляющий пренебрежительно отнесся к исполнению своих обязанностей, предусмотренных п. 1 ст. 12, п. 1 ст. 13 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», п.п. «а» п. 4, п.п. «д» п. 3, п.п. «б» п. 5 Общих правил подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов.
На основании изложенного и материалов дела суд приходит к выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего Бондарева А.А. состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
Осуществляя правовое регулирование отношений по неспособности должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнению обязанностей по уплате обязательных платежей, государство подтверждает особое внимание к таким отношениям.
Целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов (ст.2 ФЗ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Целью законодательства о банкротстве является защита интересов собственников.
По своей сути банкротство – это строго регламентированная процедура ведения хозяйственной деятельности должника после возбуждения в отношении него процедуры банкротства. Строгой регламентации в ходе банкротства также подвержены и все действия арбитражного управляющего.
Такая регламентация объясняется обеспечением защиты прав собственников-кредиторов.
Придание государством защите собственности правового значения подтверждается включением в Конституцию РФ положений, направленных на защиту собственности (ст.ст.8, 9, 35, 36, 44 Конституции).
Таким образом, нарушая нормы ФЗ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», арбитражный управляющий посягает на интересы собственников имущества, как кредиторов МУП ЖКХ «Энергетик».
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности Управлением не допущено. Протокол об административном правонарушении от 19.07.2011г. составлен в присутствии арбитражного управляющего Бондарева А.А.
Суд полагает возможным с учетом характера допущенных правонарушений применить к арбитражному управляющему Бондареву А.А. санкцию, предусмотренную ч.3 ст.14.13. КоАП РФ, в размере – 2 500 руб. При назначении санкции в данном размере суд учитывает необходимость соотношения баланса частного и публичного интересов.
Суд приходит к выводу о невозможности применения к допущенным арбитражным управляющим нарушениям положений о малозначительности исходя из следующего.
Согласно ст. 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу п.18.1. Постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях
В силу п.18 данного Постановления при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Суд приходит к выводу, что допущенные нарушения оказывают существенную угрозу охраняемым общественным отношениям по защите собственности.
Положения части 3 статьи 14.13 КоАП Российской Федерации, предусматривающие ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов (Определение Конституционного Суда РФ от 21.04.05г. № 122-О)
Согласно ст. 309 ГК обязательства должны исполняться надлежащим образом. Согласно ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить установленные налоги и сборы. Из нормоположений следует общее правило - обязательства должны исполняться в полном объеме. Вместе с тем, государством предусмотрено исключение из правила для случая возбуждения в отношении должника процедуры банкротства. В этом случае государство допускает возможность исполнения должником обязательств не в полном объеме, что следует из содержания понятия конкурсного производства. В силу ст.2 ФЗ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов.
Суд приходит к выводу, что допуская нарушение Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», арбитражный управляющий еще более ухудшает положение кредиторов, которые и так в силу закона могут рассчитывать лишь на соразмерное удовлетворение своих интересов.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. ст. 29.9 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
1.Привлечь арбитражного управляющего Бондарева Александра Анатольевича, 13.02.1964 года рождения, уроженца г. Темиртау Карагандинской области, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя 304501827200059, к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере две тысячи пятьсот рублей.
2. Административный штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней с даты вступления решения в законную силу в доход бюджета РФ с указанием следующих реквизитов: получатель УФК по Удмуртской Республике (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике), банк получателя – ГРКЦ НБ Удмуртской Республики Банка России г.Ижевск, БИК – 049401001, ИНН – 1835062672, КПП – 183501001, расчетный счет – 40101810200000010001, КБК – 32111690040040000140, ОКАТО – 94401000000.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru.
Судья О.В. Иютина