Судья - Поносова И.В.
Дело № 33 - 12347 /619
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Няшина В.А. Судей Позолотиной Н.Г., Елецких О.Б. при секретаре Боголюбовой Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 23 января 2013 года дело по апелляционной жалобе администрации г.Перми на решение Кировского районного суда г.Перми от 26 октября 2012 г., которым постановлено: Признать незаконным бездействие администрации города Перми, выразившееся в невключении Ануфриевой Т.Н. в список граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка. Обязать администрацию города Перми включить Ануфриеву Т.Н. в список граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка.
Заслушав доклад судьи Няшина В.А., проверив дело, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА :
05.07.2012 года Ануфриева Т.Н. обратилась в администрацию г.Перми с заявлением о постановке на учет в целях предоставления садового земельного участка. Письмом Департамента земельных отношений администрации города Перми от 30.07.2012 года № СЭД-21-01-58-124 на обращение Ануфриевой Т.Н. о постановке на учет в целях предоставления садового земельного участка, разъяснено, что действующим законодательством не предусмотрена постановка граждан на учет в целях предоставления садового земельного участка.
Ануфриева Т.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Перми, выразившегося в отказе в признании Ануфриевой Т.Н. нуждающейся в получении садовых земельных участков и не включении ее в список с момента обращения. Просила обязать администрацию города Перми устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод заявителя -признать Ануфриеву Т.Н. нуждающейся в получении садовых земельных участков и включить ее в список с момента обращения.
Судом постановлено приведенное выше решение. В апелляционной жалобе администрация г.Перми просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что заявителю для решения вопроса о постановке на учет следовало обратиться в орган местного самоуправления по месту жительства, то есть в администрацию Кировского района г.Перми. Администрация г.Перми является ненадлежащим ответчиком.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Стенин Ю.Л. просит оставить решение без изменения.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Установив фактические обстоятельства дела и правильно применив закон, суд пришел к обоснованному выводу о невыполнении администрацией г.Перми возложенных на нее обязанностей.
В соответствии со ст. 13 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Согласно ст. 58 Устава города Перми, администрация города - исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных ему федеральными законами и законодательством Пермской области (края). Департамент земельных отношений администрации города является функциональным подразделением администрации города. Осуществляет полномочия администрации города Перми по управлению и распоряжению земельными и лесными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми, и участками, собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством (Положение о департаменте земельных отношений администрации города Перми, утв. решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210).
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что администрацией города Перми -органом местного самоуправления, не исполнена обязанность по регистрации и учету заявления Ануфриевой Т.Н. о предоставлении садового земельного участка и включения ее в соответствующий список. Указанным бездействием администрации города Перми нарушены права заявителя, гарантированные указанным выше законом.
Суд правильно отметил, что федеральное законодательство возлагает обязанность на органы местного самоуправления по регистрации и учету заявлений граждан о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и формирование списков граждан, подавших такое заявление. При этом, регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Нормы Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" не устанавливает каких-либо оснований отказа и ограничений для включения заявителей в соответствующие списки.
Ссылку Департамента земельных отношений администрации г.Перми на то, что действующим законодательством не предусмотрена постановка граждан на учет в целях предоставления садового земельного участка, а также, что заявителю необходимо представить документы, подтверждающие нуждаемость в получении садового земельного участка, суд обоснованно счел несоответствующей нормам Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", поскольку ст. 13 названного Закона предусмотрено ведение списков граждан, подавших заявления. Пункт 3 ст. 13 Закона, которым было установлено, что наличие у гражданина на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или бессрочного (постоянного) пользования садового, огородного или дачного земельного участка является основанием для отказа в предоставлении такого участка, если предоставление приведет к превышению установленных предельных норм предоставления земельных участков или если гражданин совершил сделку по отчуждению предоставленного ранее бесплатно земельного участка - утратил силу в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2007 N 118-ФЗ.
Суд обоснованно указал на то, что отсутствие разработанного порядка регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, не может служить основанием для неисполнения возложенной законом обязанности по регистрации и учету заявления о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, в связи с чем возложил на администрацию г.Перми как орган местного самоуправления включить заявителя в соответствующий список.
Доводы жалобы, что обязанность не могла быть возложена на администрацию г.Перми, что обеспечение граждан дачными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан, в данном случае администрации Кировского района г.Перми, на территории которого зарегистрирован заявитель, не влекут отмену решения. Суд правильно исходил из того, что администрация города - исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения (ст.58 Устава города Перми). Администрации районов города входят в структуру администрации города как ее территориальные органы (ст.60 Устава), создаются в целях обеспечения управления внутригородскими районами. Местом жительства заявителя является г.Пермь, а администрация города является органом местного самоуправления, в связи с чем обоснованно занимает процессуальное положение заинтересованного лица по данному делу. Другие доводы жалобы касаются порядка формирования дачных некоммерческих объединений, предоставления земельных участков и отсутствия на территории города соответствующих земель. Указанные обстоятельства не имеют непосредственного отношения к предмету судебного разбирательства о включении заявителя в льготный список граждан и не являются основанием для отмены решения. Иных оснований, влекущих необходимость отмены решения, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу администрации г.Перми на решение Кировского районного суда г.Перми от 26 октября 2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи: