РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 августа 2012 года г. Сочи
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующий судья Ефанов В.А.
при секретаре Ващенко А.Н.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Черных Т.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Сочи о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Черных Т.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Сочи Краснодарского края о признании права на досрочную трудовую пенсию.
В обоснование своих требований истица в иске указала, что 21 февраля 2012 года ей подано заявление в УПФ РФ г. Сочи о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», входящий № 99139/12 с приложением всех необходимых документов. Согласно вышеназванной норме закона, право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Однако, ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тем, что УПФ РФ г. Сочи из специального стажа были незаконно исключены периоды работы: с 01.11.1999 года по 16.02.2003 года, с 01.03.2003 года по 15.02.2004 года, с 01.03.2004 года по 04.03.2005 года, с 05.03.2005 года по 01.04.2005 года, с 02.04.2005 года по 30.09.2011 года, что подтверждается выпиской из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан об отказе в назначении пенсии от 16 апреля 2012 года № 14/5. В общей сложности из ее специального стажа было исключено 11 лет 06 месяцев 26 дней. Как следует, из выписки из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ г. Сочи от 16.04.2012 года № 14/5, ее специальный стаж на момент ее обращения с заявлением в УПФ РФ г. Сочи для права на досрочную пенсию составляет 20 лет 02 месяца 06 дней (при требуемом специальном стаже 30 лет). С учетом зачтенного специального стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости, составляющего 20 лет 02 месяца 06 дней, и с учетом специального стажа, незаконно исключенного комиссией УПФ РФ г. Сочи, ее специальный стаж для права на досрочную трудовую пенсию по старости составляет более 30 лет на момент обращения с заявлением о досрочном назначении пенсии в УПФ РФ г. Сочи и составляет 32 года 2 дня. Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости у нее возникло уже в 2010 году. Однако, не зная об этом, она обратилась с заявлением в УПФ РФ г. Сочи 21.02.2012 года. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, поэтому считаю, что УПФ РФ г. Сочи должна быть назначена мне пенсия с 21.02.2012 года - то есть со дня ее обращения. В период с 01.11.1999 года по 16.02.2003 года и с 01.03.2003 года по 15.02.2004 года, а также с 01.03.2004 года по 04.03.2005 года она работала в Военном санатории «Аврора» Министерства обороны РФ в должности медицинской сестры медицинского отделения. Данный период исключен из специального стажа по тому основанию, что учреждение в котором она работала, не относится к учреждениям здравоохранения и не предусмотрено Номенклатурой Учреждений здравоохранения № 395 от 03.11.1999 года и Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 и Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. В период с 05.03.2005 года по 01.04.2005 года, с 02.04.2005 года по 30.09.2011 года и в настоящее время она работаю в должности медицинской сестры по приему вызовов и передаче их выездной бригаде в МУЗ г. Сочи «Станция скорой медицинской помощи». Указанный период исключен из специального стажа, так как наименование должности не предусмотрено Списками должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781. Считает решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ г. Сочи в части исключения из ее специального стажа периодов работы: с 01.11.1999 года по 16.02.2003 года, с 01.03.2003 года по 15.02.2004 года, с 01.03.2004 года по 04.03.2005 года, с 05.03.2005 года по 01.04.2005 года, с 02.04.2005 года по 30.09.2011 года незаконными и нарушающими ее права на досрочную пенсию по старости.
В судебном заседании истица в полном объеме поддержала исковые требования, пояснила вышеизложенное, просила суд требования удовлетворить. Кроме этого пояснила, что работая в скорой помощи, она выезжает с бригадами скорой помощи, поэтому она считает, что она занимается лечебной деятельностью.
Представитель ответчика - Управления пенсионного фонда РФ в Центральном районе города Сочи, исковые требования не признал и изложил позицию об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца, которые аналогичны изложенным в отказе комиссии отдела назначения и перерасчета пенсий и отзыве на исковое заявление.
Выслушав мнение сторон, изучив письменные материалы дела, суд находит требования подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ч. 2 ст. 39 Конституции РФ, законодатель определяет и порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ч.1 ст. 15 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм.
Согласно ст.ст. 1,2 Трудового Кодекса РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ - основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ним отношений, признаются свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, равенство прав и возможностей работников.
В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Статья 41 (ч.1) Конституции РФ закрепляет право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В Российской Федерации принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
В соответствии с указанными Конституционными положениями Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, в частности устанавливается право на получение пенсии за выслугу лет (особый вид специального трудового стажа) в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью.
По смыслу ст.ст. 2-3, 27-28 Федерального Закона во взаимосвязи с другими его положениями, право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.
Из записей в трудовой книжке установлено, что истица в периоды времени с 05.03.2005 года по 01.04.2005 года, с 02.04.2005 года по 30.09.2011 года работала в должености медсестры по приему вызовов и передаче выездной бригаде по внешнему совместительству в МУЗ г. Сочи «Станция скорой помощи».
Согласно пункту 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, которым может быть досрочно назначена трудовая пенсия по старости, утверждены Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 и от 29 октября 2002 г. N 781.
В указанных Списках должности Черных Т.А. работала в спорные периоды, не поименованы, а потому включение этих периодов в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, не допускается (Определение ВС РФ от 16.07.2010 года №16-В10-11).
Черных Т.А. в периоды времени с 01.11.1999 года по 16.02.2003 года, с 01.03.2003 года по 15.02.2004 года, с 01.03.2004 года по 04.03.2005 года работала в качестве медсестры в санатории «Аврора», однако указанные периоды не были включены в специальный стаж.
В силу подпункта 20 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пункт 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях» закрепляет условия сохранения приобретенного гражданами на основании законодательства действующего до вступления этого закона в силу, права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц с особыми условиями труда.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях».
До вступления в законную силу ФЗ № 173 пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось Списком профессий и должностей работников здравоохранения, чья работа дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 года №464, Списком должностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066 (в редакции от 19 февраля 2001 года № 130). В связи с этим, периоды работы до 1 января 2002 года исчисляются с применением льготного порядка предусмотренного этими нормативными актами.
На основании п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.99г. №1066, в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком от 06.09.91г. № 464, после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами от 22.09.99г. № 1066.
21.02.2012 г. истица обратилась в УПФР по вопросу досрочного назначения трудовой пенсии по старости, однако в назначении досрочной пенсии ей было отказано, что подтверждается выпиской из протокола от 16.04.2012 г.
Комиссия УПФР, отказывая в досрочном назначении пенсии, исключила из специального стажа указанные выше периоды.
В целях обеспечения правильного применения положения Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» дал следующие разъяснения: п. 9. «В случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)».
В период времени с 01.11.1999 года по 16.02.2003 года, с 01.03.2003 года по 15.02.2004 года, с 01.03.2004 года по 04.03.2005 года, истица работала в должности медсестры в санатории «Аврора», непосредственно осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, что подтверждается уставом санатория, справкой от 28.05.2012 года, и иными доказательствами по делу.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым включить указанные периоды работы истицы в санатории «Аврора» в специальный стаж, однако, несмотря на этом, для назначения досрочной трудовой пенсии истице нахватает стажа, так как суд не учитывает периоды работы истицы в МУЗ г. Сочи «станция скорой медицинской помощи».
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Черных Т.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Сочи о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, удовлетворить в части.
Включить в специальный стаж дающий право на досрочное назначение пенсии по старости Черных Т.А. периоды: с 01.11.1999 года по 16.02.2003 года; с 01.03.2003 года по 15.02.2004 года и с 01.03.2004 года по 04.03.2005 года.
В удовлетворении остальных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья
Мотивированное решение изготовлено и подписано судьей 10.08.2012 года.