дело № 3а-644/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Казань 21 декабря 2018 года
Верховный Суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Ю.А. Старшой,
при секретаре судебного заседания Е.Е. Карповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Павла Евгеньевича Зарытова к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Исполнительному комитету муниципального образования «город Бугульма» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
П.Е. Зарытов является собственником:
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей) площадью 2399 квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес> поставленного на государственный кадастровый учет 27 марта 2009 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей) площадью 7767 квадратных метров с кадастровым номером .... расположенного по адресу: <адрес>, поставленного на государственный кадастровый учет 12 января 2015 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения центра по подготовке и переподготовке водителей транспортных средств) площадью 2805 квадратных метров с кадастровым номером .... расположенного по адресу: <адрес> поставленного на государственный кадастровый учет 12 января 2015 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером .... определена по состоянию на 1 января 2015 года, введена в действие с 1 января 2016 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года № 2846-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)» и составляет 3 687 550 рублей 88 копеек.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером .... определена по состоянию на 12 января 2015 года в соответствии с пунктами 2.4, 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222, рассчитана на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года № 2846-р и составляет 11 941 840 рублей 17 копеек.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером .... определена по состоянию на 10 марта 2015 года в соответствии с пунктами 2.4, 2.3.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222, рассчитана на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года № 2846-р и составляет 8 350 541 рубль 10 копеек.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером .... в размере 881 000 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года; земельного участка с кадастровым номером 16:46:040101:2444 в размере 2 854 000 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 12 января 2015 года; земельного участка с кадастровым номером .... в размере 990 000 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 10 марта 2015 года.
Одновременно административным истцом заявлено требование о возложении на административных ответчиков обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о вновь установленной кадастровой стоимости земельных участков.
В судебное заседание поступило заявление представителя административного истца А.Г. Гилязова, в котором он просит административный иск удовлетворить.
От представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан М.Т. Сабирзанова поступило заявление, в котором он просит в удовлетворении административного иска отказать.
П.Е. Зарытов, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования «город Бугульма» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились. Сведений об уважительности причин неявки представителей Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительного комитета муниципального образования «город Бугульма» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан не имеется. От остальных лиц, участвующих в деле, поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
На основании части 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение своих доводов административным истцом суду представлены отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков за № 168/18, № 167/18 от 17 июля 2018 года, № 169/18 от 13 августа 2018 года, подготовленные обществом с ограниченной ответственностью «Эксперт-Сервис» по инициативе П.Е. Зарытова, согласно которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 1 января 2015 года составила 881 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 12 января 2015 года составила 2 854 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 10 марта 2015 года составила 990 000 рублей.
На основании ходатайства представителя административного ответчика судом по делу проведена экспертиза для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости земельных участков, соответствия отчетов об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости земельных участков, в отношении которых утверждена оспариваемая кадастровая стоимость.
Согласно заключению № 3а-644/2018/РН от 10 декабря 2018 года эксперта общества с ограниченной ответственностью «Ди энд Эл Оценка» Л.М. Желновой отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков за № 168/18, № 167/18 от 17 июля 2018 года, № 169/18 от 13 августа 2018 года, подготовленные обществом с ограниченной ответственностью «Эксперт-Сервис» по инициативе П.Е. Зарытова, согласно которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 1 января 2015 года составила 881 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 12 января 2015 года составила 2 854 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 10 марта 2015 года составила 990 000 рублей, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и методологии.
При этом эксперт пришел к выводу о том, что величина рыночной стоимости спорных земельных участков определена в них неправильно.
Вместе с тем, отвечая на поставленный судом вопрос, эксперт определил рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером ...., которая по состоянию на 1 января 2015 года, согласно заключению, составляет 1 149 121 рубль; рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером .... которая по состоянию на 12 января 2015 года, согласно заключению, составляет 3 720 393 рубля; рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером ...., которая по состоянию на 10 марта 2015 года, согласно заключению, составляет 1 343 595 рублей.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В пункте 19 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» Верховным Судом Российской Федерации разъяснено, что обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Согласно части 2 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта должно содержать описание и результаты исследований с указанием примененных методов, сделанные в результате его выводы по поставленным перед экспертом вопросам и обоснование этих выводов.
Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 3 данной статьи суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).
По мнению суда, заключение № 3а-644/2018/РН от 10 декабря 2018 года эксперта общества с ограниченной ответственностью «Ди энд Эл Оценка» Л.М. Желновой соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о судебно-экспертной деятельности.
Заключение содержит результаты анализа наиболее эффективного использования земельных участков, исследования сегмента рынка, а также анализа остальных внешних факторов, не относящихся непосредственно к объектам оценки, но влияющих на их стоимость. Корректировки к объектам - аналогам проведены по наиболее существенным ценообразующим факторам, их применение обоснованно, а также подтверждено ссылками на достоверные источники или математические формулы, расчеты не содержат математических, методических и арифметических ошибок и являются правильными.
Судом не усматриваются нарушения экспертом положений статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» при изложении заключения по его форме и содержанию.
Доказательств, опровергающих указанную в заключении судебной экспертизы рыночную стоимость принадлежащих П.Е. Зарытову на праве собственности земельных участков и сведений об их рыночной стоимости в ином размере, административным истцом и административным ответчиком не представлено.
При оценке заключения № 3а-644/2018/РН от 10 декабря 2018 года эксперта общества с ограниченной ответственностью «Ди энд Эл Оценка» Л.М. Желновой в совокупности с другими доказательствами по делу у суда не возникло сомнения в его правильности или обоснованности.
В пункте 24 Постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» Пленум Верховного Суда Российской Федерации указал, что законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание.
В связи с этим суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объектов недвижимости.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суду на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, надлежит принять решение об определении кадастровой стоимости названных земельных участков в размере их рыночной стоимости, установленной заключением № 3а-644/2018/РН от 10 декабря 2018 года эксперта общества с ограниченной ответственностью «Ди энд Эл Оценка» Л.М. Желновой.
Частью 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Учитывая, что П.Е. Зарытов обратился в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности земельных участков 24 сентября 2018 года, указанные сведения о кадастровой стоимости подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Вместе с тем, требование об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков предъявлено административным истцом также к Исполнительному комитету муниципального образования «город Бугульма» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан, который в данном случае не является органом, утвердившим оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости или осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, и, следовательно, не должен отвечать по требованиям административного истца, в связи с чем в удовлетворении административного искового заявления к данному административному ответчику должно быть отказано.
В то же время, не подлежат удовлетворению требования П.Е. Зарытова о возложении обязанности на административных ответчиков внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о вновь установленной кадастровой стоимости земельных участков, поскольку согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ соответствующая обязанность у органа государственной регистрации прав возникает в силу закона при установлении такой стоимости судом и в порядке, предусмотренном указанной нормой.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Павла Евгеньевича Зарытова об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить частично.
Определить кадастровую стоимость:
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей) площадью 2399 квадратных метров с кадастровым номером .... расположенного по адресу: <адрес>, в размере 1 149 121 рубль по состоянию на 1 января 2015 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей) площадью 7767 квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес> в размере 3 720 393 рубля по состоянию на 12 января 2015 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения центра по подготовке и переподготовке водителей транспортных средств) площадью 2805 квадратных метров с кадастровым номером .... расположенного по адресу: <адрес> в размере 1 343 595 рублей по состоянию на 10 марта 2015 года.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 24 сентября 2018 года.
В удовлетворении административного искового заявления Павла Евгеньевича Зарытова к Исполнительному комитету муниципального образования «город Бугульма» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков отказать.
В удовлетворении административного искового заявления Павла Евгеньевича Зарытова к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Исполнительному комитету муниципального образования «город Бугульма» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан о возложении обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о вновь установленной кадастровой стоимости земельных участков отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Судья Ю.А. Старшая
Справка: решение принято судом в окончательной форме 26 декабря 2018 года.
Судья Ю.А. Старшая