Решение по делу № 2-5886/2017 ~ М-6161/2017 от 16.11.2017

Дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

06 декабря 2017 года                                                                 <адрес>

Ханты – Мансийский районный суд <адрес>-Югры в составе:

председательствующего судьи Вахрушева С.В.,

при секретаре Кошкаровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фоминой Валентины Семеновны к Департаменту социального развития <адрес>-Югры о понуждении к присвоению звания «Ветеран труда»,

установил:

истец Фомина Валентина Семеновна обратилась в суд с иском к ответчику - Департаменту социального развития <адрес>-Югры (далее по тексту Депсоцразвития ХМАО-Югры) о понуждении к присвоению звания «Ветеран труда».

Исковые требования мотивированы тем, что истец Фомина В.С., имея трудовой стаж более 20 лет, обратилась в Депсоцразвития ХМАО-Югры с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». Депсоцразвития ХМАО-Югры в письме от ДД.ММ.ГГГГ отказал в присвоении звания, указав, что знак «Ударник 11 пятилетки» не является ведомственной наградой. Не соглашаясь с принятым решением, истец просит суд признать незаконным отказ в присвоении звания «Ветеран труда» и обязать ответчика присвоить ей звание «Ветеран труда», взыскать судебные расходы.

Истец Фомина В.С., надлежаще извещённая о времени и месте судебного заседания, на рассмотрение дела не явилась, в иске ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие (л.д. 6).

Ответчик Депсоцразвития ХМАО-Югры, надлежаще извещённый о времени и месте судебного заседания, участие своего представителя на рассмотрении дела не обеспечил, о причинах его неявки суд не известил, возражений на иск не представил.

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ч.ч.4, 5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие сторон.

Суд, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, Фомина В.С. обратилась в Депсоцразвития ХМАО-Югры с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда».

Истец Фомина В.С. имеет трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 20 лет, что подтверждается её трудовой книжкой (л.д.10-19), справкой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20).

В связи с заключением брака, фамилия истца изменена на «Фомина», что подтверждается свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> (л.д. 9).

ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР и ЦК профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности Фомина (Стрельникова) В.С. награждена знаком «Ударник одиннадцатой пятилетки» (л.д.8).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ -<адрес> Депсоцразвития ХМАО-Югры в присвоении истцу Фоминой В.С. звания «Ветеран труда» было отказано, поскольку знак «Ударник одиннадцатой пятилетки» не является ведомственной наградой в соответствии с постановлением Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ -п (л.д.21-23).

Не согласившись с данным решением, истец обратилась в суд.

Суд, установив фактические обстоятельства дела, при принятии решения руководствуется следующими основаниями.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

За гражданами, которые по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 388-ФЗ).

Таким образом, федеральным законодателем определён круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Приведённая норма согласуется с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации.

Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации, указавшим, что Закон «О ветеранах», устанавливающий общие основания присвоения звания «Ветеран труда», относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7). Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такое правовое регулирование направлено на учёт трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.

Между тем, постановлением Правительства <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об утверждении Перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечня наград, почётных званий <адрес> - Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда» <адрес> - Югры и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда <адрес> - Югры сужен перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах», определив исчерпывающий перечень наград, почётных званий, ведомственных знаков отличия в труде, среди которых отсутствует такой ведомственный знак отличия в труде, как знак «Ударник одиннадцатой пятилетки».

В случае, если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»).

Таким образом, утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», несмотря на то, что субъект Российской Федерации в соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации несёт расходные обязательства по отношению к ветеранам труда.

Кроме того, по смыслу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ, перечень которых является исчерпывающим.

Таким образом, исходя из изложенного, субъекты Российской Федерации не вправе определять исчерпывающий перечень наград, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда», поскольку иное бы противоречило федеральному законодательству.

Перечень орденов, медалей, почетных званий, награждение которыми выступает в качестве условия приобретения статуса ветерана труда, а равно условия и порядок награждения определены Положением о государственных наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания «Ветеран труда» подлежат учёту и ведомственные знаки отличия в труде.

Согласно Постановлению ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ от ДД.ММ.ГГГГ «О всесоюзном социалистическом соревновании за успешное выполнение и перевыполнении заданий одиннадцатой пятилетки», Постановлению Совета Министров СССР, ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке подведения итогов всесоюзного социалистического соревнования за успешное выполнение и перевыполнение заданий одиннадцатой пятилетки», Положению о едином общесоюзном знаке «Ударник одиннадцатой пятилетки», утвержденному Постановлением Президиума ВЦСПС и Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ № П-8/289, ведомственными наградами, знаками, дипломами награждались трудящиеся за достижения высоких показателей в повышении эффективности и качества работы, досрочное выполнение заданий и социалистических обязательств.

Таким образом, знак «Ударник одиннадцатой пятилетки» является ведомственной наградой за отличия в труде.

Правовой смысл пп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» подразумевает, что к числу лиц, награжденных ведомственными наградами за отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.

ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР и ЦК профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности Фомина (Стрельникова) В.С. награждена знаком «Ударник одиннадцатой пятилетки», имеет трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 20 лет.

При таких обстоятельствах суд исходит из того, что законодатель субъекта Российской Федерации, утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» незаконно сузил перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда, а также то, что знак «Ударник одиннадцатой пятилетки» является ведомственной наградой за отличия в труде, истец имеет право на присвоение звания «Ветеран труда», как лицо, награждённое ведомственной наградой за отличия в труде.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на присвоение звания «Ветеран труда», а действия ответчика, выразившиеся в отказе в присвоении звания «Ветеран труда», противоречат требованиям закона.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, которые согласно ст.88 ГПК РФ, состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

При этом специального заявления стороны о распределении судебных расходов не требуется.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату юридических услуг в разумных пределах. Согласно представленной квитанции истец на составление искового заявления заплатил 7 000 рублей (л.д.24), за нотариальное удостоверение копий документов истец заплатила 200 рублей. Учитывая объём, сложность и характер оказанных юридических услуг, суд полагает подлежащими взысканию с ответчика расходы по оплате юридических услуг, при этом признав их чрезмерными и снизив их размер до 2 500 рублей.

Поскольку истцом при обращении с иском в суд оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей (л.д. 7), исчисленная в соответствии со ст.333.19 Налогового кодекса РФ, она подлежит взысканию ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

удовлетворить полностью иск Фоминой Валентины Семеновны к Департаменту социального развития <адрес>-Югры о понуждении к присвоению звания «Ветеран труда».

Признать незаконным отказ Департамента социального развития <адрес>-Югры от ДД.ММ.ГГГГ - (протокол от ДД.ММ.ГГГГ ) присвоить Фоминой Валентине Семеновне звание «Ветеран труда».

Обязать Департамент социального развития <адрес>-Югры присвоить Фоминой Валентине Семеновне звание «Ветеран труда».

Взыскать в порядке распределения судебных расходов с Департамента социального развития <адрес> - Югры в пользу Фоминой Валентины Семеновны сумму оплаченных юридических услуг в размере 2 500 рублей, сумму оплаченных услуг по нотариальному оформлению копий документов в размере 200 рублей, сумму оплаченной при обращении в суд государственной пошлины в размере 300 рублей, а всего 3 000 (три тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в апелляционном порядке в суд <адрес>-Югры через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение составлено и принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий            подпись                   С.В. Вахрушев

Копия верна:

Судья Ханты-Мансийского

районного суда                                                                                      С.В.Вахрушев

2-5886/2017 ~ М-6161/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Фомина Валентина Семеновна
Ответчики
Департамент социального развития ХМАО-Югры
Суд
Ханты-Мансийский районный суд
Судья
Вахрушев С.В.
16.11.2017[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.11.2017[И] Передача материалов судье
21.11.2017[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.11.2017[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.11.2017[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.12.2017[И] Судебное заседание
11.12.2017[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.12.2017[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.12.2017[И] Дело оформлено
12.01.2018[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее