К делу №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 октября 2014 года г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе
председательствующего – судьи Зубкова Г.А.,
при секретаре судебного заседания Бешуковой С.Б.,
с участием истца ФИО2,
представителя ответчика – ФИО8 – ФИО4 (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к ФИО9 о признании незаконным бездействия при назначении пенсии и взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в Майкопский городской суд с иском к ФИО10 о признании незаконным бездействия при назначении пенсии и взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что приказом прокурора Республики Адыгея № от ДД.ММ.ГГГГ он был принят на должность помощника прокурора <адрес>, с присвоением классного чина в августе 1994 года. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец занимал должность заместителя прокурора <адрес> Республики Адыгея, а с ДД.ММ.ГГГГ - помощника прокурора <адрес>.
В связи с большой нагрузкой и интенсивностью работы, и вызванной на этом фоне болезнью, истец ДД.ММ.ГГГГ подал рапорт об увольнении из органов прокуратуры по собственному желанию, и на основании приказа прокурора Республики Адыгея № от ДД.ММ.ГГГГ г.был уволен с должности помощника прокурора <адрес>.
Согласно данному приказу выслуга для установления доплат за выслугу лет на момент увольнения составила 17 лет 2 месяца 18 дней, выслуга для назначения пенсии - 15 лет 2 месяца 13 дней.
После увольнения с государственной гражданской службы истец обращался с запросами в архив г.Петропавловска - Камчатского о предоставлении документов, подтверждающих работу исполняющего обязанности народного судьи Ленинского районного народного суда г.Петропавловска -Камчатского в период привлечения к выполнению общественных обязанностей в качестве народного заседателя, и документов за период работы в правовой инспекции труда Камчатского областного Совета профсоюзов.
Получив по своим запросам копии документов о периодах работы в профсоюзных органах и суде, истец дважды обращался в комиссию по установлению выслуги лет и назначении пенсии по госслужбе о включении в выслугу лет период исполнения обязанностей народного судьи, а также периоды работы в должности правового инспектора труда Камчатского облсовпрофа, в должности юриста в Петропавловском высшем инженерном морском училище и в Майкопском районном Совете народных депутатов.
Письмом от 27.06 2014 года истцу было разъяснено, что на основании п.2.2 Положения о доплате за выслугу лет прокурорским работникам от 22.04.2002г. №22 в выслугу лет (Стаж работы) могут быть засчитаны иные, не предусмотренные настоящим Положением периоды работы в других ведомствах при условии, что работник имеет соответствующее должностным обязанностям высшее образование и опыт работы в прежней должности в другом ведомстве, которые явились основанием для принятия его на службу в конкретное подразделение. Период исполнения обязанностей народного судьи в стаж работы включен быть не может, поскольку работа исполняющего обязанности народного судьи осуществлялась по совместительству.
Считает отказ прокуратуры незаконным ввиду того, что период работы исполняющим обязанности народного судьи с 6 июня по 6 октября 1988 года подлежал включению в выслугу лет для назначения пенсии по госслужбе на основании Положения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 30 мая 1985 года №493 и Инструкции, утвержденной приказом МВД СССР от 15 октября 1974 года №295, п.2.3.2 Положения «О порядке и условиях определения выслуги лет судей для установления ежемесячной доплаты за выслугу лет», утвержденного в соответствии со ст.19 Закона РФ от 26.06.1992 №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».
Согласно ст. 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в редакции от 25.07 2002 №116-ФЗ, от 30.06.2003 №86-ФЗ в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с п.«а» ст.13 настоящего Закона засчитывается: военная служба; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах и ведомствах.
Считает, что в соответствии с указанной нормой закона подлежит включению в выслугу лет по государственной гражданской службе также период работы в должности исполняющего обязанности заведующего юридическим отделом Майкопского районного Совета народных депутатов, период работы в правовой инспекции Камчатского областного Совета профсоюзов правовым инспектором труда, период работы в Камчатском областном Совете профсоюзов.
Стаж работы в других ведомствах, с учетом периода работы исполняющим обязанности народного судьи Ленинского районного суда г.Петропавловска -Камчатского, юрисконсультом в Петропавловск-Камчатском высшем инженерном морском училище, правовым инспектором труда Камчатского областного Совета профсоюзов. исполняющим обязанности заведующего юридическим отделом Майкопского районного Совета народных депутатов, до распада СССР, составляет: 6 месяцев в - народном суде, 6 месяцев 26 дней,- в морском училище Министерства рыбного хозяйства РСФСР, 2 года 6 месяцев 14 дней,- в правовой инспекции труда Камчатского облсовпрофа, 1 месяц 15 дней,- в Майкопском районном Совете народных депутатов Республики Адыгея, а всего,- 3 года 8 месяцев 25 дней.
Просил признать незаконным бездействие прокуратуры Республики Адыгея по назначению пенсии и не включению в стаж работы, дающий право на выслугу лет для назначения пенсии периоды работы в должности исполняющего обязанности народного судьи Ленинского районного народного суда г.Петропавловска - Камчатского, юрисконсульта Петропавловск - Камчатского высшего инженерного морского училища, правового инспектора труда Камчатского областного Совета Профсоюзов, исполняющего обязанности заведующего юридическим отделом Майкопского районного Совета народных депутатов Республики Адыгея, обязать включить указанные периоды в стаж работы (выслугу лет) для назначения пенсии и обязать прокуратуру Республики Адыгея назначить пенсию с момента первого обращения за назначением пенсии, с 10 июня 2014 года, исходя из средней заработной платы помощника прокурора <адрес>, рассчитанной за последний период работы в прокуратуре, продолжительностью в 5 лет; - признать право на пенсию при увольнении со службы из органовпрокуратуры ДД.ММ.ГГГГ, по достижении возраста 45 лет и наличии общего трудового стажа более 25 лет (30 лет 7 месяцев 2 дня), из которых не менее 12 лет 6 месяцев (15 лет 2 месяца 13 дней) и взыскать компенсацию морального вреда в размере 30000 руб.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика против иска возражал, просил в его удовлетворении отказать на том основании, что указанные истцом периоды работы не могут быть включены в стаж работы, необходимый для назначения пенсии прокурорским работникам в соответствии с Положением об исчислении выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 942.
Выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд считает, что в удовлетворении иска надлежит отказать по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в органах прокуратуры Республики Адыгея в качестве помощника прокурора района (города). При увольнении из органов прокуратуры было установлено, что выслуга для установления доплат за выслугу лет на момент увольнения составила 17 лет 2 месяца 18 дней, а выслуга для назначения пенсии - 15 лет 2 месяца 13 дней.
После увольнения истец дважды обращался в комиссию Прокуратуры Республики Адыгея по установлению выслуги лет и назначению пенсии по вопросу включения в стаж работы, необходимый для назначения пенсии в соответствии с законом РФ «О прокуратуре», периодов работы на иных должностях:
- в должности исполняющего обязанности народного судьи Ленинского районного народного суда г.Петропавловска - Камчатского, будучи народным заседателем указанного суда;
- в качестве юрисконсульта Петропавловск - Камчатского высшего инженерного морского училища;
- правового инспектора труда Камчатского областного Совета Профсоюзов, реорганизованного в Федерацию Профсоюзов Камчатки;
- исполняющего обязанности заведующего юридическим отделом Майкопского районного Совета народных депутатов Республики Адыгея.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" пенсионное обеспечение прокуроров, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей.
Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» - статья 5- предусмотрено право указанной категории лиц на пенсию за выслугу лет, а также по инвалидности.
В силу пункта а части 1 ст. 13 данного закона право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
В соответствии с Положением об исчислении выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 942, настоящее Положение определяет особенности исчисления выслуги лет назначения и выплаты пенсий прокурорам, следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям.
Пунктом 3 Положения определено, что право на пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Положением, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации, его первый заместитель, заместители, советники, старшие помощники и помощники, старшие помощники по особым поручениям и помощники по особым поручениям, все нижестоящие прокуроры, их первые заместители, заместители, старшие помощники и помощники, помощники по особым поручениям, начальники управлений и отделов органов прокуратуры и их заместители, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов и их семьи.
Согласно п. 1.1. Положения в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" засчитываются периоды службы (работы, учебы) на день увольнения из системы органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации:
в должностях, указанных в пункте 3 настоящего Положения, со дня назначения на должность, а также в качестве стажеров и помощников следователей;
в должности судьи;
указанные в статье 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
учтенные до 24 декабря 1993 г. в установленном для прокуроров и следователей, научных и педагогических работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации порядке при начислении доплаты за выслугу лет;
в таможенных органах в качестве сотрудников, имеющих специальные звания;
в органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания;
в центральном и территориальных партийных органах и их аппаратах (кроме работы в должностях по хозяйственному и техническому обслуживанию), а также на освобожденных выборных должностях в парткомах органов прокуратуры до 14 марта 1990 г. при условии, что этому периоду непосредственно предшествовала и за ним непосредственно следовала служба (работа) в органах или учреждениях прокуратуры;
в Министерстве юстиции Российской Федерации, его территориальных органах и подведомственных федеральных органах исполнительной власти в качестве лиц, замещавших государственную должность Российской Федерации, а также государственные должности федеральной государственной службы и должности федеральной государственной гражданской службы;
в Следственном комитете Российской Федерации в должностях, по которым предусмотрено присвоение специального звания.
Кроме того, на основании п. 1.2 Положения в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается также время обучения по юридической специальности, независимо от его формы, в образовательном учреждении высшего или среднего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, в общей сложности в пределах 5 лет из расчета 2 месяца учебы за 1 месяц службы.
Как указывает истец, период исполнения им обязанностей народного судьи Ленинского районного народного суда г.Петропавловска - Камчатского, будучи народным заседателем указанного суда, подлежит включению в стаж работы как период нахождения в должности судьи (абз. 3 п. 1.1. Положения), а остальные периоды работы – в качестве работы в органах государственной власти и управления – абз. 4 п. 1.1 Положения и ст. 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии со ст. 27 Закона РСФСР от 8 июля 1981 года "О судоустройстве РСФСР" в случае временного отсутствия народного судьи исполнение его обязанностей по представлению министра юстиции автономной республики, начальника отдела юстиции исполнительного комитета краевого, областного, городского Совета народных депутатов может быть возложено решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов на одного из народных заседателей этого суда.
Вместе с тем, суд считает, что поскольку истец в установленном законом порядке судьей в указанный период не избирался, а лишь временно, будучи народным заседателем, исполнял обязанности народного судьи в период его нетрудоспособности, то, соответственно период временного замещения судьи не может быть засчитан в выслугу лет по абз. 3 п. 1.1. Положения.
Кроме того, как указывает истец, обязанности народного судьи он исполнял в течение двух месяцев – в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ
Между тем, согласно ст. 70 закона "О судоустройстве РСФСР" народные заседатели призываются к исполнению своих обязанностей в судах в порядке очередности не более чем на две недели в году, кроме случаев, когда продление этого срока вызывается необходимостью закончить рассмотрение судебного дела, начатого с их участием.
Из представленных материалов усматривается, что согласно приказу отдела юстиции Камчатского облисполкома от 23.05.1988г. № 56-к народному судье ФИО5 предоставлен очередной отпуск в количестве 88 рабочих дней на период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом отдела юстиции Камчатского облисполкома от 23.05.1988г. № 59-к, в связи с предоставлением народному судье ФИО5 очередного отпуска исполнение ее обязанностей были возложены на истца.
Из приказа отдела юстиции Камчатского облисполкома от 14.11.1988г. № 130-к усматривается, что в связи с болезнью народного судьи ФИО5 исполнение ее обязанностей с 06.10.1988г. возложены на народного заседателя ФИО6
Тем самым, представленными документами не подтверждается факт исполнения истцом обязанностей народного судьи именно в указанный им период – с 06.06.1988г. по 06.10.1988г., поскольку доказательств того, что в установленный срок замещаемый им судья не вышел на работу, а истец исполнял ее обязанности вплоть до 06.10.1988г. истцом суду не предоставлено.
Доводы истца о том, что поскольку период исполнения народным заседателем обязанностей народного судьи засчитывается в выслугу лет для назначении пенсии судьям и, соответственно, аналогичным образом должен засчитываться и работникам прокуратуры, суд считает несостоятельными, поскольку данное правило установлено Положением «О порядке и условиях определения выслуги лет судей для установления ежемесячной доплаты за выслугу лет», принятым Советом судей Российской Федерации в соответствии со ст.19 Закона РФ от 26.06.1992 №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», которое распространяется только в отношении указанной категории лиц и не может быть применено к работникам прокуратуры.
Кроме того, обосновывая заявленные требования, истец указывает, что периоды работы в качестве юрисконсульта Петропавловск - Камчатского высшего инженерного морского училища, правового инспектора труда Камчатского областного Совета Профсоюзов и исполняющего обязанности заведующего юридическим отделом Майкопского районного Совета народных депутатов Республики Адыгея подлежат включению в стаж на основании ст. 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", как время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах.
Согласно указанной норме в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается, в числе прочих, … время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы…
По смыслу приведенной нормы, в стаж для назначения пенсии по указанному основанию включается не всякая работа в органах государственной (муниципальной) власти и управления, а только лишь та, при которой гражданин занимая данные должности остается на военной (иной приравненной) службе.
Поскольку истцом не представлено (и не могло быть представлено), что в периоды работы в качестве юрисконсульта Петропавловск - Камчатского высшего инженерного морского училища, правового инспектора труда Камчатского областного Совета Профсоюзов, а также исполняющего обязанности заведующего юридическим отделом Майкопского районного Совета народных депутатов Республики Адыгея он оставался на военной службе, то указанные периоды работы не подпадают под действие абз. 4 п. 1.1. Положения, в связи с чем оснований для включения спорного периода в выслугу лет истца не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска ФИО2 к ФИО11 о признании незаконным бездействия прокуратуры Республики Адыгея по назначению пенсии в части не включения в стаж работы, дающий право на выслугу лет для назначения пенсии периоды работы в должности исполняющего обязанности народного судьи <адрес> народного суда <адрес>, юрисконсульта Петропавловск - Камчатского высшего инженерного морского училища, правового инспектора труда <адрес> ФИО1 Профсоюзов, исполняющего обязанности заведующего юридическим отделом <адрес> ФИО1 народных депутатов Республики Адыгекя и обязании включить указанные периоды в стаж работы (выслугу лет) для назначения пенсии и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, исходя из средней заработной платы помощника прокурора <адрес>, рассчитанной за последний период работы в прокуратуре, продолжительностью в 5 лет – отказать.
В иске ФИО2 к ФИО12 о признании права на пенсию при увольнении со службы из органов прокуратуры ДД.ММ.ГГГГ, по достижении возраста 45 лет и наличии общего трудового стажа более 25 лет (30 лет 7 месяцев 2 дня), из которых не менее 12 лет 6 месяцев (15 лет 2 месяца 13 дней), а также во взыскании компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 07.10.2014 г.
Председательствующий - подпись - Г.А. Зубков
Копия верна:
Судья Г.А. Зубков