РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 сентября 2018 года Новоусманский районный суд Воронежской области в составе: председательствующей судьи Самойловой Л.В.,
при секретаре Карпове А.Ю.,
с участием представителя истца Сычевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кривопусковой Галины Николаевны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, обязании предоставить земельный участок в собственность бесплатно,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Кривопускова Г.Н. обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконными действий Департамента имущественных и земельных отношений, выразившихся в отказе предоставить истцу в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства, возложении обязанности по предоставлению в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с п. 5 ч.1 ст.13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 года №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области. В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является матерью девятерых детей, в связи с чем имеет право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка в соответствии с положениями ст.13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 года №25-ФЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области». Согласно Распоряжения Управы Советского района городского округа г.Воронеж № 1421-р от 30.12.2011 года и уведомления №565 от 30.12.2011 года она была принята на учет в качестве имеющей право на бесплатное получение земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства на территории городского округа г.Воронежа в Управе Советского района города Воронежа с даты подачи заявления 21.12. 2011 года. Письмом Департамента имущественных и земельных отношений от 20.01.2018 года она была уведомлена о предстоящем предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. В установленный срок ею в адрес Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области было направлено согласие на получение данного участка и копии документов, подтверждающих льготный статус «многодетный гражданин». Однако, письмом ДИЗО от 30.03.2018 года ей было отказано в предоставлении в собственность бесплатно указанного земельного участка по тем основаниям, что ее семья сменила место регистрации и в настоящее время значится зарегистрированой по адресу: <адрес>. Также ее дополнительно проинформировали, что для рассмотрения вопроса о возможности предоставления в собственность бесплатно земельного участка под индивидуальное жилищное строительство ей следует обратиться с соответствующим заявлением по месту постоянной регистрации. Полагая свои права нарушенными, она обратилась в суд.
В судебное заседание административный истец Кривопускова Г.Н. не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца Крипопусковой Г.Н. по доверенности Сычева Н.В. заявленные доверителем требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика ДИЗО Воронежской области, а также представители третьих лиц - администрации Новоусманского МР, администрации Отрадненского с/п в судебное заседание не явились. О дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представлены возражения, приобщенные к материалам дела.
При указанных обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании п. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей по состоянию на 21.11.2011 года) граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
С 1 марта 2015 года случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно установлены статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления : земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно. Статьей 4 Закона Воронежской области от 13.05.2008г. № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» в редакции закона Воронежской области от 25.06.2012г. № 85-ОЗ, действующей на день обращения истца с указанным заявлением, настоящий Закон Воронежской области в соответствии с федеральным и областным законодательством в соответствии с п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ устанавливает случаи бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 13 Закона Воронежской области от 13.05.2008г. № 25-ОЗ (п.5) установлены категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе, право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области имеют граждане, имеющие трех и более детей.
Частью 2.1 ст. 13 названного Закона предусмотрено, что к гражданам, имеющим трех и более детей, указанным в статье 8.1 настоящего Закона Воронежской области и в пункте 5 части 1 настоящей статьи, в целях настоящего Закона Воронежской области относятся граждане, являющиеся родителями (одинокими родителями), на содержании которых находятся постоянно зарегистрированные по месту жительства совместно с ними трое и более несовершеннолетних их детей и(или) детей его (ее) супруга (супруги), включая детей старше 18 лет, получающих образование в очной форме в образовательных организациях, до окончания обучения, но не более чем до достижения ими 23-летнего возраста, и (или) являющиеся опекунами (попечителями), на содержании которых находятся трое и более несовершеннолетних детей. В случаях, предусмотренных пунктами 5 - 5.2 части 1 настоящей статьи, земельный участок предоставляется одному из родителей или опекуну (попечителю) (ч. 3 ст. 13).
При осуществлении уполномоченными органами учета граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области, земельные участки предоставляются гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет ( ч 6 ст.13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 N 25-ОЗ"О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области").
Учет граждан, имеющих право на бесплатное получение земельных участков в собственность, осуществлялся в управах районов городского округа город Воронеж в соответствии с Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 13.11.2008г. № 1536 «Об утверждении правил учета граждан, обратившихся для постановки на очередь на бесплатное получение земельных участков в собственность, на территории городского округа город Воронеж», действующего на день постановки истца на учет и утратившего силу в связи с изданием постановления администрации городского округа город Воронеж от 15.07.2013г. № 640, вступившего в силу после официального опубликования (опубликовано в газете «Берег» - 18.07.2013г.).
Согласно названных Правил Правила учета граждан, обратившихся для постановки их на очередь на бесплатное получение земельных участков в собственность для целей индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства, разработаны в соответствии с положениями статей 12 и 13 Закона Воронежской области от 13.05.2008г. № 25-ОЗ. На учет в качестве имеющих право на бесплатное получение земельных участков в собственность подлежат постановке граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования «Городской округ город Воронеж». Ведение учета граждан, имеющих право на бесплатное получение земельных участков в собственность, осуществляется управами районов городского округа город Воронеж. Граждане, состоящие на учете в управах районов городского округа город Воронеж, до принятия настоящего Положения подлежат включению в составляемые списки в порядке очередности с календарной даты подачи ими соответствующих заявлений. Списки граждан, изъявивших желание на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, утверждаются постановлением руководителя управы района городского округа город Воронеж и направляются в Главное управление государственного имущества Воронежской области ежеквартально.
Согласно Положения, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 08.05.2009г. № 365, (п. 1.1) ДИЗО является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции, а также в области лицензирования отдельных видов деятельности, производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Воронежской области. (п.1.3) ДИЗО является правопреемником Главного управления государственного имущества Воронежской области.
Порядком ведения реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, утвержденным Постановлением правительства Воронежской области от 25.09.2012г. № 845, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Воронежской области от 13.05.2008г. № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области», в целях реализации прав многодетных граждан на бесплатное предоставление земельных участков, определено, что ведение Реестра осуществляют департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, органы местного самоуправления Воронежской области, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ. Реестр является информационной системой, содержащей зафиксированные на материальном носителе в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» сведения о многодетных гражданах, подавших заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и документы, указанные в части 3 статьи 13.1 Закона, в отношении которых принято решение о включении в Реестр.
Постановлением правительства Воронежской области от 25.09.2012г. № 845 предписано ДИЗО в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления привести реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, в соответствие прилагаемому Порядку.
Постановлением правительства Воронежской области от 03.10.2012г. № 886 утвержден Порядок формирования и ведения перечня земельных участков, подлежащих бесплатному предоставлению в собственность граждан, имеющих трех и более детей, на территории Воронежской области, который определяет процедуры формирования и ведения перечня земельных участков, подлежащих бесплатному предоставлению в собственность граждан, имеющих трех и более детей, на территории Воронежской области департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области из земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также из земельных участков, находящихся в городском округе город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена. В целях формирования Перечня Департамент не позднее 15-го числа первого месяца каждого квартала запрашивает в администрации городского округа город Воронеж информацию о земельных участках, находящихся в городском округе город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена, свободных от прав третьих лиц в соответствии с видами разрешенного использования (индивидуальное жилищное строительство, ведение садоводства, ведение огородничества, ведение личного подсобного хозяйства). Включение земельных участков в Перечень осуществляется после проведения работ по формированию земельных участков и осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Перечень земельных участков подлежит утверждению приказом Департамента, правовым актом органа местного самоуправления не позднее последнего дня каждого квартала по форме, определяемой приказом Департамента. Перечень земельных участков подлежит утверждению приказом Департамента, правовым актом органа местного самоуправления не позднее последнего дня каждого квартала по форме, определяемой приказом Департамента.
Проанализировав обстоятельства данного дела, вышеназванные нормы права, а также положения ст. ст. 39.1 - 39.2 Земельного кодексаРоссийской Федерации, ст. 13.1 Закона Воронежской области от 13.05.2008 года N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" (введенную Законом Воронежской области от 08.06.2012 года N 65-ОЗ), постановление Правительства Воронежской области от 25.09.2012 года N 845 "Об утверждении порядка ведения реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области", суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца по следующим основаниям:
Как усматривается из материалов дела Кривопускова Галина Николаевна является матерью девятерых детей: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения(«ребенок-инвалид»), ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи с чем ее семья относится к категории «многодетная семья», определенной в целях <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории <адрес>", и отвечает требованиям, установленным статьями 12 и 13 настоящего <адрес>.
Таким образом, право Кривопусковой Г.Н. на предоставление бесплатно земельного участка для ИЖС на территории Воронежской области у неё имеется в силу закона и ответчиком не оспаривается, что прямо следует из того, что согласно Распоряжения Управы Советского района городского округа г.Воронеж № 1421-р от 30.12.2011 года и уведомления №565 от 30.12.2011 года Кривопускова Г.Н. была принята на учет в качестве имеющей право на бесплатное получение земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства на территории городского округа г.Воронежа в Управе Советского района города Воронежа с даты подачи заявления 21.12. 2011 года и числится в реестре на день рассмотрения данного дела судом.
При этом 20 января 2018 года Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области уведомил Кривопускову Г.Н. о предстоящем предоставлении земельного участка площадью 900 кв.м с кадастровым номером 36:16:2101001:1510, расположенного по адресу:Воронежская область, Новоусманский район, с. Александровка, 3-я очередь малоэтажного жилья в с. Александровка, в связи с чем Кивопусковой Г.Н. было предложено в течение 10 дней с момента получения настоящего уведомления предоставить в адрес Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области письменное согласие, либо письменный отказ на предоставление вышеуказанного земельного участка, а также копии документов, подтверждающих льготный статус «многодетный гражданин».
Все необходимые документы и письменное согласие Кривопусковой Г.Н. были направлены своевременно.
Основания же последующего отказа в предоставлении Кривопусковой Г.Н. земельного участка, изложенные в уведомлении Департамента имущественных и земельных отношений от 30 марта 2018 года за № 52-17-4815 з со ссылкой на то, что для рассмотрения вопроса о возможности предоставления в собственность бесплатно земельного участка под индивидуальное жилищное строительство Кривопусковой Г.Н. следует обратиться с соответствующим заявлением по месту постоянной регистрации, суд расценивает как противоречащие Закону Воронежской области от 13.05.2008 года N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области", поскольку данный отказ нарушает порядок предоставления многодетным гражданам земельных участков в собственность бесплатно, предусмотренный положениями ст. 13.1 Закона Воронежской области от 13.05.2008 г. № 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области", в соответствии с которыми уполномоченные органы в пределах их компетенции в течение 30 календарных дней со дня утверждения перечня земельных участков направляют многодетным гражданам, включенным в Реестр, заказным письмом с уведомлением о вручении предложение в срок не позднее 10 календарных дней со дня получения предложения представить в данный уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления свое письменное согласие на получение в собственность указанного в предложении земельного участка либо письменный отказ от предложенного земельного участка (п.8).
В случае согласия многодетного гражданина на получение в собственность указанного в предложении земельного участка уполномоченные органы в пределах их компетенции в течение 15 календарных дней со дня получения письменного согласия принимают решение о предоставлении земельного участка многодетному гражданину, которое направляет многодетному гражданину заказным письмом с уведомлением о вручении (п. 9 в ред. закона Воронежской области от 19.06.2015 № 117-ОЗ).
В случае отказа многодетного гражданина от предложенного ему земельного участка или непредставления письменного согласия на получение в собственность указанного в предложении земельного участка либо письменного отказа от предложенного земельного участка в установленный частью 8 настоящей статьи срок данный земельный участок предлагается другим многодетным гражданам, включенным в Реестр, в порядке очередности (п.10).
Многодетному гражданину, отказавшемуся от предложенного земельного участка или не представившему письменное согласие на получение в собственность указанного в предложении земельного участка либо письменный отказ от предложенного земельного участка, предлагаются другие земельные участки из перечня земельных участков.
В случае отсутствия на территории поселения или городского округа свободных земельных участков с письменного согласия многодетного гражданина ему может быть предоставлен земельный участок на территории другого муниципального образования.
Таким образом порядок предоставления бесплатно земельных участков в собственность многодетным семьям предусматривает последовательность действий, согласно которой после получения согласия многодетного гражданина на получение земельного участка в собственность уполномоченный орган обязан принять решение о предоставлении земельного участка многодетному гражданину.
При этом Закон Воронежской области от 13.05.2008 г. № 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" не предусматривает возможность и основания для отказа в представлении бесплатно в собственность земельного участка гражданину, включенному в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, в том числе и по такому основанию как изменение места регистрации.
При этом следует учитывать, что исходя из буквального толкования абзаца 2 части 1 ст. 13. Закона Воронежской области от 13.05.2008 года №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области», на ответчика возложена обязанность ежеквартально утверждать перечень земельных участков, подлежащих бесплатному предоставлению в собственность.
При соблюдении ответчиком сроков, порядка формирования и включения в утвержденный перечень земельных участков, подлежащих бесплатному предоставлению в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, Кривопускова Г.Н. имела бы возможность реализовать свое право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с п. 5 ч.1 ст.13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 года №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» до изменения места регистрации. Вместе с тем уведомление о предоставлении земельного участка поступило Кривопусковой Г.Н. спустя 7 лет после принятия на учет в качестве имеющей право на бесплатное получение земельного участка. При этом изменение места регистрации в пределах Воронежской области не прекращает право Кривопусковой Г.Н., как многодетной матери, имеющей девятерых детей, на бесплатное получение земельного участка.
Руководствуясь ст. ст.175- 180 КАС- РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 30.03.2018 года об отказе в предоставлении Кривопусковой Галине Николаевне в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 900 кв. м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> как гражданину, имеющему трех и более детей.
Признать за Кривопусковой Галиной Николаевной право на получение в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства как гражданину, имеющему трёх и более детей.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области предоставить Кривопусковой Галине Николаевне в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства площадью 900 кв. м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, имеющему трех и более детей.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: