РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 декабря 2015 года Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Подольской А.А.
При секретаре судебного заседания Шабер И.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а- 448/15 по административному иску Александровой О.А., Вербенец В.А., Денисовой С.Ю. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л :
Александрова О.А., Вербенец В.А., Денисовой С.Ю. обратились в Самарский областной суд с административный исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, с категорией земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для целей, не связанных со строительством- под размещение склада строительных материалов, расположенного по адресу: Самарская <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 3 849 328,56 рублей.
Свои требования заявители обосновали тем, что данный земельный участок принадлежит истцам на праве общей долевой собственности ( по 1/3 доли у каждой).
Кадастровая стоимость земельного участка утверждена актом об определении кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 26.12.2013 г. в размере 9 693 438,44 руб.
Согласно отчету об оценки, выполненного ООО «<данные изъяты>» его рыночная стоимость составила 3 849 328,56 рублей.
На основании изложенного, заявитель считает, что в соответствии со статьей 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
В судебном заседании представитель административных истцом Зарифова И.И., действующая на основании доверенности от 14.08.2015 г., заявленные требования поддержала в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении, просила установить кадастровую стоимость в соответствии с отчетом об оценке, а не по результатам экспертизы.
Правительство Самарской области своего представителя в судебное заседание не направили, письменного отзыва не представили.
Представители Управления Росреестра по Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области не обеспечили участие в суде своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, представили отзывы, в которых просили отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель администрации г.о. Жигулевск Агабекян Л.Р., действующая на основании доверенности от 02.10.2015г. полагает более достоверной рыночную стоимость, определенную на основании результатов экспертного заключения.
В соответствии со ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Дело рассмотрено в порядке главы 25 КАС РФ.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования административных истиц в части установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости подлежат удовлетворению частично, с учетом заключения судебной экспертизы, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Федеральным стандартом оценки «Определение кадастровой стоимости» (ФСО N 4), утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 N 508, определено понятие кадастровой стоимости.
Согласно пункту 3 ФСО N 4 под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» утвержден порядок проведения государственной кадастровой оценки земли.
Согласно пункту 10 названных Правил проведения государственной кадастровой оценки земель органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Из материалов дела усматривается, что Александрова О.А., Вербенец В.А., Денисова С.Ю. являются сособственниками земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, с категорией земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для целей, не связанных со строительством- под размещение склада строительных материалов, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно положениям статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Кадастровая стоимость земельного участка определена кадастровым органом в соответствии с п.2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утв. Приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 12.08.2006г. № 222, поскольку земельный участок поставлен на кадастровый учет 26.12.2013г. и актом определения кадастровой стоимости, составленным ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, по состоянию на 26.12.2013 года определена его кадастровая стоимость, которая составила 9 693 438,44 руб.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Данной нормой также предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 3 и статьей 4 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается деятельность оценщиков - юридических лиц и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), - направленная на установление в отношении объектов оценки их рыночной или иной стоимости и выполняемая для потребителей этих услуг (заказчиков).
В силу статьи 12 отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
В силу статьи 3 названного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции.
Истцом в обоснование своих требований представлен отчет об оценке № по определению рыночной стоимости спорного земельного участка, выполненный ООО «<данные изъяты>», из которого усматривается, что итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № на дату оценки – 26.12.2013 года - составляет 3 849 328,56 рублей.
В рамках судебного разбирательства была назначена и проведена судебная экспертиза.
Согласно заключению эксперта ООО «<данные изъяты>», выполненного на основании определения суда, итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 26.12.2013 года составляет 4 047 078 рублей.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя об установлении кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка равной его рыночной стоимости, установленной в результате судебной экспертизы.
Заключение эксперта, отвечает требованиям ст.79, 82, 84 КАС Российской Федерации, эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, у суда не имеется оснований подвергать сомнению выводы эксперта.
При этом суд полагает, что нет оснований для удовлетворения требований об установлении кадастровой стоимости в соответствии с отчетом об оценке, как просит административный истец, поскольку выводы судебного эксперта ничем не опровергнуты, он не заинтересован в исходе дела.
Из разъяснений, сделанных в п. 24. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" следует, что законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание.
В связи с этим суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, размер рыночной стоимости земельного участка судом принимается в соответствии с выводом эксперта.
Установление кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 « О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения в суд является 21.08.2015г., что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
Руководствуясь ст.180, ст. 249 КАС РФ
РЕШИЛ:
Административный иск Александровой О.А., Вербенец В.А., Денисовой С.Ю. удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, с категорией земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для целей, не связанных со строительством- под размещение склада строительных материалов, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 4 047 078 рублей.
Дата подачи заявления в суд – 21.08. 2015года.
Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию Самарского областного суда
Решение суда в окончательной форме изготовлено 08.12.2015г.
Председательствующий: подпись
Копия верна.
Судья
Секретарь