копия
Дело № 2-2153/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 апреля 2015 года Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Смирновой И.С.,
при секретаре Сысновой В.В.,
с участием помощника Красноярского природоохранного прокурора ФИО2,
представителей ответчика ООО «Первый кирпичный завод»: директора ФИО4, ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Первый кирпичный завод» о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений природоохранного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Красноярский природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Первый кирпичный завод» о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений природоохранного законодательства. Требования мотивированы тем, что основным видом деятельности ответчика является производство и реализация кирпича и прочих строительных изделий. На момент проведения плановой проверки в ООО «Первый кирпичный завод» по адресу: <адрес>, мероприятия по надзору было установлено, что у предприятия отсутствует подтверждение размеров санитарно-защитной зоны, возможность установления окончательной санитарно-защитной зоны, что является нарушением требований п.п. 2.1, 2.2, 2.3, 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", поскольку с юго-западной стороны предприятие граничит с авторемонтными организациями, далее на расстоянии 30 м. гаражный массив, на расстоянии 70 м. одноэтажный жилой <адрес>, в 116 м. трехэтажный жилой <адрес>; с северо-восточной стороны на расстоянии 22 м. располагается здание с торговыми и авторемонтными организациями, далее проезжая часть <адрес>, на расстоянии 140 м. одноэтажный жилой <адрес>; с восточной стороны на расстоянии 50 м. – проезжая часть <адрес>, на расстоянии 186 м. одноэтажный жилой <адрес> ответчика разработан проект нормативов ПДВ, утвержденный Енисейским управлением Ростехнадзора ДД.ММ.ГГГГ № 62-1/187, предприятием получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ДД.ММ.ГГГГ №, действующее по ДД.ММ.ГГГГ года, а также разработан проект санитарно-защитной зоны производственной территории, на который в соответствии с заключением от ДД.ММ.ГГГГ № Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю установлены размеры и границы расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны производственной территории от территории промплощадки во всех направлениях – 50 метров. По результатам проведенных расчетов рассеивания загрязняющих веществ от выбросов предприятия – значение максимальной приземной концентрации диоксида азота составило более 0,1 доли ПДК на границе жилой застройки. Вместе с тем, ответчиком в нарушение положений плана-графика контроля загрязнения атмосферного воздуха и воздействия физических факторов на границе санитарно-защитной зоны промплощадки не проводятся лабораторные и инструментальные исследования на границе СЗЗ и в зоне влияния выбросов промплощадки. В этой связи, Красноярский природоохранный прокурор просит в соответствии с проектом санитарно-защитной зоны общества обязать ответчика провести лабораторные и инструментальные исследования на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния выбросов ООО «Первый кирпичный завод» с целью оценки влияния на среду обитания человека и его здоровье, установления окончательной санитарно-защитной зоны в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании помощник Красноярского природоохранного прокурора ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме по вышеизложенным основаниям, указав, что проект санитарно-защитной зоны составлен для ответчика центром гигиены, делающим лабораторные исследования, точки, где нужно проводить замеры определены, одно ответчик до настоящего времени бездействует.
Представители ответчика ООО «Первый кирпичный завод»: директор ФИО4, ФИО3, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, в судебном заседании с исковыми требованиями согласились, признали факт нарушения требований природоохранного законодательства, пояснили, что после банкротства от предприятия, поделенного на 15 частей, остался только один цех, который находится в настоящий момент в затруднительном материальном положении. Приглашенные с СЭС сотрудники не смогли определиться в точках, где необходимо делать замеры. Просили увеличить срок для устранения допущенных нарушений природоохранного законодательства.
Третьи лица Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края, Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю в зал суда своих представителей не направили, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.
Третье лицо ЦЛАТИ по Енисейскому региону в зал суда своего представителя не направило, о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, представило письменный отзыв на иск, где указало, что в рамках аналитического обеспечения государственного экологического надзора и плановой проверки специалистами ЦЛАТИ по Енисейскому региону в апреле и августе 2012 года, октябре 2014 года проводились отбор проб и выполнение анализов промышленных выбросов от источников загрязнения атмосферы цеха сушки кирпича и цеха обжига кирпича ООО «Первый кирпичный завод», о чем составлены протоколы.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Согласно ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. В соответствии с требованиями п. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу ст. 1 «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002г., под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация. консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно п. 2 ст. 52 ФЗ «Об охране окружающей среды», в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.
В силу ст. 16 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ года, свидетельству о государственной регистрации юридического лица серии №, ООО «Первый кирпичный завод» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за №, юридический адрес: <адрес>.
Как установлено в судебном заседании, основными видами деятельности ответчика ООО «Первый кирпичный завод» являются производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины, добыча глины и каолина, оптовая торговля прочими строительными материалами (п. 2.2. Устава ООО «Первый кирпичный завод» (л.д. 31)).
В 2014 году Красноярской природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, Филиала ЦЛАТИ по Енисейскому региону ФБУ ЦЛАТИ по СФО – г. Красноярска, Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю была проведена проверка в отношении ООО «Первый кирпичный завод» соблюдения природоохранного законодательства. В ходе проведенной проверки были установлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: предприятием в соответствии с проектом санитарно-защитной зоны общества не проводятся лабораторные и инструментальные исследования на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния выбросов ООО «Первый кирпичный завод» с целью оценки влияния на среду обитания человека и его здоровье, установления окончательной санитарно-защитной зоны.
Согласно справке главного специалиста-эксперта отдела надзора по коммунальной гигиене Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю по результатам совместной проверки по вопросам охраны атмосферного воздуха от ДД.ММ.ГГГГ года, промплощадка ООО «Первый кирпичный завод» расположена в левобережной части г. Красноярска, в <адрес>. Площадь территории составляет около 1,47 га. На территории расположены цеха сушки и обжига кирпича, котельная, гараж-стоянка автотранспорта. ООО «Первый кирпичный завод» граничит: с юго-западной стороны предприятие граничит с авторемонтными организациями, далее на расстоянии 30 м. гаражный массив, на расстоянии 70 м. одноэтажный жилой <адрес>, в 116 м. трехэтажный жилой <адрес>; с северо-восточной стороны на расстоянии 22 м. располагается здание с торговыми и авторемонтными организациями, далее проезжая часть <адрес>, на расстоянии 140 м. одноэтажный жилой <адрес>; с восточной стороны на расстоянии 50 м. – проезжая часть <адрес>, на расстоянии 186 м. одноэтажный жилой <адрес>; с южной стороны на расстоянии 24 м. здание автосервиса, далее на расстоянии 54 м. хоккейная коробка, на расстоянии 76 м. – девятиэтажный жилой <адрес>.
Для ответчика разработан проект нормативов ПДВ, утвержденный Енисейским управлением Ростехнадзора ДД.ММ.ГГГГ №, предприятием получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ДД.ММ.ГГГГ №, действующее по ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно справке об участии в проверке Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время на предприятии ООО «Первый кирпичный завод» учтено 9 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, из них организованных – 4 (печь, работающая на твердом топливе, 3 трубы цеха сушки кирпича и труба цеха обжига), неорганизованных – 5 (угольный склад, угледробилка, пересыпка глины, сварочный пост). При работе предприятия в атмосферу поступают 13 загрязняющих веществ: диоксиды азота, оксид азота, диоксид серы, углерод, оксид углерода, гидрофторид, бенз(а)пирен, керосин, диЖелезо триоксид, оксид хрома, марганец и его соединения, пыль неорганическая с содержанием SiO2 от 20% до 70 %, пыль неорганическая с содержанием SiO2 менее 20%.
По результатам проведенных расчетов рассеивания загрязняющих веществ от выбросов предприятия – значение максимальной приземной концентрации диоксида азота составило более 0,1 доли ПДК на границе жилой застройки, что подтверждается протоколами о взятии проб и образцов Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ года, отбора проб № 37г-ПВ от ДД.ММ.ГГГГ и анализа № 46г-ПВ от ДД.ММ.ГГГГ и заключением к нему Филиала ЦЛАТИ по Енисейскому региону ФБУ ЦЛАТИ по СФО – г. Красноярска.
На основании изложенного, судом установлено, что ООО «Первый кирпичный завод» является источником воздействия на среду обитания и здоровья человека.
Для ООО «Первый кирпичный завод» разработан проект санитарно-защитной зоны производственной территории, на который в соответствии с заключением от ДД.ММ.ГГГГ № Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю установлены размеры и границы расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны производственной территории от территории промплощадки во всех направлениях – 50 метров.
В соответствии с планом-графиком контроля загрязнения атмосферного воздуха и воздействия физических факторов на границе санитарно-защитной зоны промплощадки ООО «Первый кирпичный завод», последнему для установления окончательной санитарно-защитной зоны 1 раз в полгода необходимо проводить замеры эквивалентных и максимальных уровней звука в контрольных точках 1,2,3,4; 30 раз в году необходимо проводить исследования содержания (концентрации) диоксида серы, пыли неорганической с содержанием двуокиси кремния 70-20 %, диоксида азота в атмосферном воздухе с подветренной и наветренной стороны промплощадки.
В мае 2014 года Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю по обращению ФИО5 проведено административное расследование в отношении ООО «Первый кирпичный завод», по результатам которого установлено нарушение санитарного законодательства, а также условия, создающие угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний людей, а именно п. 4.1.1, 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», п. 2.4 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий» в части проведения лабораторных и инструментальных исследований на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния выбросов с целью оценки влияния на среду обитания человека и его здоровье.
За совершение выявленных нарушений ООО «Первый кирпичный завод» привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ.
Для устранения выявленных нарушений должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, выдано предписание об устранении выявленных нарушений, срок исполнения которого – ДД.ММ.ГГГГ.
Однако в указанный в предписании срок вышеуказанные мероприятия выполнены ответчиком не были.
При проведении внеплановой выездной проверки с целью контроля выполнения указанного предписания установлено не выполнение в установленный срок пунктов предписания, а именно: предприятием в соответствии с проектом санитарно-защитной зоны общества не проводятся лабораторные и инструментальные исследования на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния выбросов ООО «Первый кирпичный завод» с целью оценки влияния на среду обитания человека и его здоровье, установления окончательной санитарно-защитной зоны, что является нарушением требований п.п. 4.1.1, 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», п. 2.4 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», п.п. 2.1, 2.2, 2.3, 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
Проекты санитарно-защитной зоны (далее СЗЗ) утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Согласно п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 74 (далее СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивается уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, разрабатывает проект обоснования размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер СЗЗ по классификации должен быть обоснован проектом санитарно-защитной с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
СЗЗ промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) СЗЗ, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) – на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров (п. 2.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемическим правилам и нормативам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, эксплуатационной документации.
В соответствии с частью 5 приложения № «О порядке выдачи санитарно-эпидемиологических заключений», Утвержденным Приказом Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок», выдачу санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию в субъектах Российской Федерации осуществляют руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – главный государственный санитарный врач и его заместители и руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации и их заместители.
Согласно п. 2.5. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 74, организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
В силу п. 3.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 74, проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона) (3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (в ред. Изменения N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 61).
В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования (п. 5.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Деятельность Ответчика является источниками воздействия на среду обитания, так как в ходе производственной деятельности производит выбросы 13 видов вредных веществ во внешнюю среду. Кроме этого на предприятии выбрасываются выхлопные газы при работе транспортных средств являющихся концерогенными.
В силу п. 4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами.
Пунктом 2.10. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно - защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 38, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный N 4459, предусмотрено, что для действующих предприятий проект организации санитарно-защитной зоны должен быть обязательным документом.
В составе проекта организации, озеленения и благоустройства санитарно-защитных зон представляется документация в объеме, позволяющем дать оценку проектных решений о соответствии их санитарным нормам и правилам.
Пункт 2.4 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий» предусматривает, что производственный контроль включает, в том числе, осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье.
Неисполнение требований п.п. 2.1, 2.2, 2.3, 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятия, сооружений и иных объектов», п. 2.4 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий» нарушает благоприятные условия жизнедеятельности населения, характеризующее такое состояние среды обитания, при котором может возникнуть вредное воздействие ее факторов на человека и отсутствие возможности для восстановления нарушенных функций организма человека, так как по своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Поводом для обращения Красноярского природоохранного прокурора в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации явилось неустранение выявленных нарушений санитарного законодательства, что установлено в ходе внеплановой проверки по выполнению предписания.
Указанные обстоятельства в ходе судебного разбирательства подтверждены, доказательств устранения допущенных нарушений стороной ответчика не представлено.
Своими действиями ООО «Первый кирпичный завод» нарушает права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В этой связи, суд признает наличие противоправного бездействия ООО «Первый кирпичный завод» по устранению нарушений норм санитарно-эпидемиологического законодательства, в части проведения лабораторных и инструментальных исследований на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния выбросов ООО «Первый кирпичный завод» с целью оценки влияния на среду обитания человека и его здоровье, установления окончательной санитарно-защитной зоны, что в свою очередь нарушает ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ, так как нарушается право неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, которая согласно ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ включает в себя совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющей условия жизнедеятельности человека, и возлагает на ответчика обязанность устранить нарушения санитарных правил в указанной части.
С учетом конкретных обстоятельств, объяснений сторон, суд полагает возможным установить для ООО «Первый кирпичный завод» срок до ДД.ММ.ГГГГ для устранения допущенных нарушений норм санитарного законодательства, принимая во внимание разумность его пределов, а также объективную необходимость защиты прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.
Кроме того, согласно ст. 103 ГПК РФ, с ООО «Первый кирпичный завод» подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в размере <данные изъяты>.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Первый кирпичный завод» в соответствии с проектом санитарно-защитной зоны общества провести лабораторные и инструментальные исследования на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния выбросов ООО «Первый кирпичный завод» с целью оценки влияния на среду обитания человека и его здоровье, установления окончательной санитарно-защитной зоны в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Первый кирпичный завод» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: И.С. Смирнова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 15 апреля 2015 года.
Копия верна
Судья И.С. Смирнова