РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос.Безенчук 10 сентября 2015 года
Безенчукский районный суд Самарской области в составе:
Председательствующего судьи Кудрявовой Е.В.
при секретаре Астафьевой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Администрации муниципального района Безенчукский к отделу судебных приставов Безенчукского района об освобождении от уплаты исполнительного сбора
установил:
Администрация муниципального района Безенчукский Самарской области обратилась в суд с иском к отделу судебных приставов Безенчукского района по Самарской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указывая, что 03.03.3015г. судебным приставом-исполнителем ОСП Безенчукского района ФССП России по Самарской области вынесено Постановление о взыскании исполнительного сбора в сумме <данные изъяты>., наложенного в процессе исполнения исполнительного документа о предоставлении Семиной Я.Н., благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого помещения, не ниже установленных социальных норм.
Администрацией м.р. Безенчукский были предприняты все меры для добровольного своевременного исполнения исполнительного документа, она не уклонялась от исполнения, наоборот, уведомила пристава-исполнителя об объективной невозможности в установленный срок предоставить жилое помещение и направила в Министерство строительства Самарской области письма о выделении денежных средств, необходимых для исполнения решений судов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Ссылаясь на то, что Администрация м.р. Безенчукский осуществляет государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств за счет бюджета Самарской области и не может повлиять на сроки выделения указанных средств, истец просил суд освободить Администрацию м.р.Безенчукский от взыскания исполнительского сбора.
В судебном заседании представитель администрации, действующая на основании доверенности Титова Л.А. поддержала доводы искового заявления, указывая, что обеспечение жильем детей-сирот, к которым относится Семина Я.Н., осуществляется за счет средств и в пределах субвенций, специально предоставляемых в бюджет Безенчукского района Самарской области из бюджета Самарской области и Федерального бюджета. Взыскание исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель мотивирует тем, что администрация в первоначально установленный срок не исполнила в добровольном порядке требования, указанные в исполнительном листе, и не представила доказательства, подтверждающие уважительность причин их неисполнения. Вместе с тем постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено без учета вины администрации, которая до настоящего времени не имеет возможности в полном объеме исполнить свои обязательства перед взыскателем.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В бюджете Безенчукского района в соответствии со статьей 15 Бюджетного кодекса РФ и бюджетной классификацией РФ раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Администрации м.р. Безенчукский для обеспечения жилыми помещениями детей –сирот предварительно выделено в ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> средства областного бюджета и <данные изъяты> – средства федерального бюджета. Указанные денежные средства на счет муниципального образования в настоящее время еще не поступили. При поступлении денежных средств Семиной Я.Н.. будет приобретено жилое помещение в соответствии с исполнительным документом.
Судебный пристав исполнитель Безенчукского ОСП Сахтерова О.Ю. в судебное заседание не явилась, направила в суд отзыв и ходатайство рассмотрении дела в ее отсутствие.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с положениями ст.112 ФЗ от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 настоящей статьи если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации – пятидесяти тысяч рублей. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Устанавливая меры взыскания штрафного характера, законодатель с учетом особенностей предмета регулирования может предусматривать различные формы вины и распределение бремени ее доказывания. При этом он должен соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации общие принципы юридической ответственности, которые, по существу, относятся к основам правопорядка и оказывают непосредственное влияние на конституционно-правовой статус физических и юридических лиц в Российской Федерации. По смыслу статей 49, 50, 52 - 54 и 64 Конституции Российской Федерации, наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения - один из принципов юридической ответственности.
Исполнительский сбор, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч.3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ст.401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Судом установлено, что решением Безенчукского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. на Администрацию м.р. Безенчукский возложена обязанность по предоставлению Семиной Я.Н., жилого помещения по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
На основании выданного Безенчукским районным судом Самарской области исполнительного листа серии ФС № судебным приставом-исполнителем ОСП Безенчукского района ДД.ММ.ГГГГ. возбуждено исполнительное производство №.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства, Администрации м.р. Безенчукский предложено в пятидневный срок в добровольном порядке исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в указанный срок и непредставления доказательств невозможности его исполнения вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с должника будет взыскан исполнительский сбор в размере пятидесяти тысяч руб.
В установленный судебным приставом-исполнителем срок исполнительный документ должником исполнен не был.
Признав причины неисполнения исполнительного документа неуважительными, судебный пристав-исполнитель ОСП Безенчукского района ФССП России по Самарской области постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. взыскал с Администрации м.р. Безенчукский исполнительский сбор в размере <данные изъяты>
Суд полагает, что м.р. Безенчукский не имеет возможности в установленный судебным приставом-исполнителем срок, исполнить решение суда по не зависящим от администрации обстоятельствам, поскольку, как установлено судом, денежные средства для обеспечения детей-сирот жильем в виде межбюджетного трансферта из областного бюджета и федерального бюджета в 2014г. поступили в сумме 12767040 руб., что недостаточно для исполнения возложенных на администрацию обязанностей по обеспечению жильем детей- сирот. В 2014 году были предоставлены жилые помещении детям- сиротам в количестве 12 чел. в рамках, ранее возбужденных исполнительных производств на основании решений суда.
В 2015 году в целях формирования муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и последующего предоставления гражданам данной категории Администрацией муниципального района Безенчукский планируются приобрести жилые помещения во вновь построенном жилом доме, расположенном в <адрес>.
Из материалов дела следует, что согласно договора № от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного между министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области и Администрацией муниципального района Безенчукский Самарской области о предоставлении и расходовании в 2015 году субвенций из областного бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий Самарской области по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе формируемой за счет средств федерального бюджета. Согласно данного муниципальному району Безенчукский предоставлены субвенции в размере 13203432руб.- средства областного бюджета и 3300858 руб.- средства федерального бюджета. Судом установлено, что указанные средства в бюджет м.р. Безенчукский в настоящее время не поступили.
Кроме того, суд учитывает, что ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 года N 9-135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" указывает о праве, а не об обязанности дополнительно использовать собственные материальные ресурсы для включения в муниципальный специализированный жилищный фонд жилых помещений, находящиеся в муниципальной собственности.
С учетом вышеизложенного и исходя из фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что требование, содержащееся в исполнительном документе не было исполнено в связи с обстоятельствами, не зависящими от должника, и вина администрации муниципального района Безенчукский как должника в исполнительном производстве и как главного распорядителя бюджетных средств, предназначенных на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в неисполнение требований вступившего в законную силу решения суда в пользу взыскателя Семиной ФИО8 отсутствует.
Суд полагает, что администрация м.р. Безенчукский Самарской области приняла все зависящие от нее меры для исполнения исполнительного документа, ее вины в неисполнении в срок исполнительного документа не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░