Дело № 2-386/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 апреля 2018 года | г. Новосибирск |
Октябрьский районный суд города Новосибирска в составе:
председательствующего судьи | Илларионова Д.Б. |
секретаря | Зудиной К.А. |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краснянской Марины Валерьевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Октябрьском районе г.Новосибирска о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Краснянская М.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Октябрьском районе г.Новосибирска о понуждении к совершению действий, просит:
- обязать УПФР в Октябрьском районе г. Новосибирска включить в страховой стаж Краснянской М.В. период ухода за ребенком - с /дата/ по /дата/, в качестве работы в Районах Крайнего Севера с даты первоначального назначения пенсии - /дата/;
- обязать УПФР в Октябрьском районе г. Новосибирска включить в страховой стаж для расчета индивидуального пенсионного коэффициента Краснянской М.В. период ухода за ребенком - с /дата/ по /дата/, в качестве работы в Районах Крайнего Севера с даты первоначального назначения пенсии - /дата/;
- обязать применить УПФР в Октябрьском районе г.Новосибирска применить повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии со статьей 17 Федерального закона № 400-ФЗ от /дата/ с даты первоначального назначения пенсии - /дата/
В обоснование исковых требований указано, что Краснянская М.В. с /дата/ является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ст. 32 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При назначении страховой пенсии истцу не установлено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии со статьей 17 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года, не учтен для расчета индивидуального пенсионного коэффициента период ухода за ребенком с /дата/ по /дата/ в качестве работы в Районах Крайнего Севера (согласно трудовой книжки истец осуществляла трудовую деятельность с /дата/ по /дата/ в качестве мастера участка в СМУ-4 треста «Магаданпромстрой», и с /дата/ по /дата/ в качестве кладовщика, мастера в УПТК АО «КолымаГЭСстрой»), не применено повышенное отношение заработков.
Истец указывает, что в соответствии с положениями п.п. 1, 2 ст. 36 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях», который вступил в законную силу с 01.01.2015г., за исключением частей 14 и 15 17 настоящего Федерального закона, которые вступили в силу с 01 января 2016 года. Согласно п. 3 ст. 36 Закона со дня вступления в законную силу Федерального закона №400-Фз «О страховых пенсиях» Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (п. 4 ст. 36 ФЗ №400-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» размера страховой пенсии по старости определяется по формуле, одним из показателей которой является ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент.
В силу п. 10 ст. 15 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды имевшие место до 01 января 2015 года, определяется в свою очередь по формуле, одним из показателей которой является размер страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), исчисленный по состоянию на 31.12.2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Пунктом 2 ст. 14 Федерального закона №173-ФЗ предусмотрена формула, по которой определяется размер страховой части трудовой пенсии по старости. В данной форме учитывается такой показатель как сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статья 29.1 настоящего закона), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости.
Данный показатель определяется по формуле, приведенной в п. 1 ст.29.1 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», учитывающей, в свою очередь, такой показатель как часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со ст. 30 данного Федерального закона.
Статьей 30 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. (в ред. ФЗ от 24.07.2009г. №213-ФЗ, действующей с 01.01.2010 г.), предусматривается, что при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный капитал по определенной формуле, которая учитывает расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей.
Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2009 №213-ФЗ) расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 6 настоящей статьи.
В п. 3 ст. 30 приведена формула, по которой может быть определен размер трудовой пенсии. Одним из показателей данной формулы является среднемесячный заработок застрахованного лица.
Этим же п. ст. 30 установлено следующее отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, учитывается в размере не свыше 1,2; для лиц, проживавших по состоянию на 01 января 2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям (п. 2 ст. 28 настоящего ФЗ), в которых установлены районный коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица учитывается в повышенных размерах.
Тем же п. 3 ст. 30 ФЗ №173-ФЗ предусмотрено, что во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих, непроизводственных отраслей.
Учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абзацем седьмым настоящего пункта, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностям. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.
В случаях когда предоставлены сведения о заработной плате с выплатами разных по размеру районных коэффициентов, для учета в повышенном размере указанного отношения заработков принимается последней по времени получения районный коэффициент, начисленный к предоставленной заработной плате в период работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях.
Вышеприведенная редакция ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсия» действовала с 01.01.2010 года, до этого времени редакция данной статьи предусматривала в п 2 порядок определения расчетного размера трудовой пенсии по формуле РП = СК х ЗР Х СЗП, с учетом такого показателя как ЗР – среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы либо за любые 60 месяцев и отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП).
При этом также учитывалось повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате. Норма, ранее (до 01.01.2010), содержавшаяся в п. 2 ст. 30, содержится в настоящее время в п. 3 ст.30 ФЗ от 17.12.2001 года №1 – ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2009 года №213-ФЗ).
С учетом изменения с 01.01.2010 года редакции ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях» применяется утвержденное постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 22 апреля 2003 года №22 по согласованию с Пенсионным фондом РФ разъяснение Минтруда РФ от 22.04.2003 года №3 в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей.
Истец ссылается на разъяснения п.п. «в» п. 28 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 11.12.2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 года и 26.09.1967 о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 №1029, к районам Крайнего Севера, отнесена Магаданская область. До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФРС предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена им до достижения возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж работы по специальности.
Истец Краснянская М.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения была извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. 30).
Представитель истца представитель ФЛ1, действующая на основании доверенности (л.д. 27), в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.
Ответчик о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, направил отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования не признал, указав, что при определении права на досрочное назначение пенсии в стаж, дающий такое право, в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона № 173-Ф3 был засчитан период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в РКС с /дата/ по /дата/ (всего 02-10- 04), стаж истца превысил необходимые 15 лет и пенсия истцу была назначена досрочно в возрасте 50 лет.
При определении права на получение повышенной фиксированной выплаты в соответствии с частью 4 статьи 17 Закона № 400-ФЗ периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком не учитываются, стаж истца не достигает 15 лет, поэтому право отсутствует.
Норма об установлении повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии (ныне повышенной фиксированной выплаты страховой пенсии) женщинам, проработавшим не менее 15 лет в районах Крайнего Севера введена Федеральным законом от 01.12.2007 № 312-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 01.01.2008 года впервые и, соответственно, отсутствуют правовые основания для распространения положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2П в части исчисления страхового и «северного» стажа, выработанного застрахованными лицами до 01.01.2002 г ранее действовавшим нормам (в том числе с учетом периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, имевшего место до 06.10.1992).
Повышенная фиксированная выплата ранее истцу с момента назначения пенсии, была назначена необоснованно и с /дата/ размер пенсии приведен в соответствие с действующим законодательством. Вопрос о возврате полученной суммы не ставится, т.к. вина пенсионера отсутствует, но оснований для назначения повышенной фиксированной выплаты нет.
Повышенное соотношение заработков применяется для женщин, достигших возраста 50 лет, независимо от их места жительства, если они по состоянию на /дата/ проживали в РКС либо по состоянию на /дата/ имеют стаж работы в РКС не менее 15 лет.
Пленум Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 в пункте 28 разъясняет, что: отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) по общему правила учитывается в размере не свыше 1,2.
Поскольку оценка пенсионных прав граждан на основании статьи 30 Федерального закона N 173-Ф3 производится по состоянию на 1 января 2002 года, исходя из пункта 3 статьи 30 Федерального закона N 173-Ф3 отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1.4: 1,7; 1,9) может учитываться: лицам, проживавшим по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в указанном случае возможность учета заработков в повышенном размере Закон не ставит в зависимость от того, приобрели они на эту дату право на трудовую пенсию или нет, а также выехали они из указанных районов после 1 января 2002 года или остались там проживать: мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 1 января 2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных пет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию - 55 и 50 лет соответственно для мужчин и для женщин). При этом отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в указанных выше » размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.»
Истец по состоянию на 01.01.2002 года проживала и работала в г. Новосибирске /дата/ была уволена из ОАО «КолымаЭНЕРГО» в связи с выездом из районов крайнего Севера, имела стаж специальный продолжительностью 09-05-10, следовательно, права на повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной зарплате по России не имеет.
Суд, заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, приходит к следующему.
Судом установлено, что в период /дата/ по /дата/ Краснянская М.В. работала в районах Крайнего Севера, о чем ответчику при обращении была предоставлена справка государственного архива Магаданской области №-К м от /дата/, в которой указан отпуск по уходу за ребенком с /дата/ по /дата/ года.
Вместе с тем, в стаж работы в РКС для установления повышенной фиксированной выплаты, предусмотренной ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не был учтен, стаж определено как 12 лет 02 мес. 05 дней, что, по мнению ответчика, недостаточно для установления соответствующей выплаты при условии наличия специального стажа не менее 15 лет, что подтверждается ответом УПФР в Октябрьском районе г. Новосибирска от /дата/ № на имя Краснянской М.В. по ее заявлениям от /дата/ (л.д. 18).
Ответчик указал в данном ответе, что при назначении пенсии истцу необоснованно была установлена повышенная фиксированная выплата. С /дата/ размер пенсии приведен в соответствие и составляет 11656 руб. 11 коп., в том числе, общеустановленная фиксированная выплата 4805, 11 руб.
Ответчиком не оспаривается факт отнесения места работы истца в спорный период отпуска по уходу за ребенком в соответствии с Постановлением Совета министров СССР от /дата/ N 12 «О внесении изменений и дополнении в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от /дата/ №» относится к районам Крайнего Севера.
Из материалов дела следует, что Краснянская М.В., /дата/ г.р., с /дата/ является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (пункт 6 части 1 статьи 32 действующего Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Как указывает ответчик, при определении права на досрочное назначение пенсии в стаж, дающий такое право, в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального Закона №173-Ф3 истцу был засчитан период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в районах Крайнего Севера с /дата/ по /дата/, стаж истца превысил необходимые 15 лет и пенсия истцу была назначена досрочно в возрасте 50 лет. Размер пенсии истца после перерасчета с /дата/ составляет 11 656, 11 руб. Расчет и порядок исчисления размера пенсии по п. 3 ст. 30 Федерального Закона № 173-Ф3 истцом не оспаривались.
Истец полагает, что ей должна быть исчислена пенсия в соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 года №400 «О страховых пенсиях» с включением в страховой стаж периода работы в условиях Крайнего Севера с применением повышения фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 года.
Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости лиц (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, устанавливается в сумме 2 562 рублей в месяц. Другими пунктами этой статьи предусмотрены случаи, когда фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии устанавливается в повышенном размере.
Согласно п. 7 ст. 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривалось, что лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рублей в месяц. Впервые изменения, предусматривающие повышенный размер базовой части трудовой пенсии по старости (аналог действовавшего на момент назначения истцу пенсии фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости) указанной категории лиц, были введены Федеральным законом от 01.12.2007 N 312-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Данная социальная гарантия для лиц, работавших в районах Крайнего Севера, в форме повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии сохраняется и на момент рассмотрения спора, что обусловлено положениями ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 50 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.
Отказ в признании за истцом права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости обусловлен примененным органом пенсионного фонда толкованием норм законодательства, как препятствующих отнесению к времени работы в районах Крайнего Севера в целях применения ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
С таким толкованием согласиться нельзя. При разрешении данного спора суд учитывает приводившееся неоднократно Конституционным Судом Российской Федерации (в том числе в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П) толкование норм пенсионного законодательства, как не допускающее отказ в признании прав, приобретенных гражданами на основании законодательства, действовавшего в период их работы в определенных условиях, в связи с последующими изменениями такого законодательства.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 Кодекса законов о труде РСФСР предусматривала включение в специальный трудовой стаж периодов нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком. С принятием указанного Закона, вступившего в законную силу 06 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в специальный трудовой стаж.
В период нахождения в отпуске по уходу за ребенком истец сохраняла трудовые отношения по занимаемой должности в учреждении, территориально отнесенном к районам Крайнего Севера, ей выплачивалось соответствующее пособие исходя из заработка, что свидетельствует о сохранении всех гарантий, в том числе гарантии исчисления стажа работы в льготном исчислении.
Согласно пункту 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с п. 7 Разъяснений «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС N 375/24-11 от 29 ноября 1989 года, время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий, при выплате единовременного вознаграждения или надбавок к заработной плате за выслугу лет и стаж работы по специальности и вознаграждения за годовые результаты работы предприятия; в стаж работы по специальности при установлении окладов работникам просвещения, здравоохранения, библиотечным работникам и некоторым другим специалистам; при предоставлении льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в Карельской АССР, Коми АССР, Архангельской области; в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком была увеличена до достижения им возраста трёх лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачёту в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утверждённые Законом СССР от 15.07.1970; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трёх лет.
Из приведенных правовых норм, действовавших в спорные периоды, следует, что время нахождения работника в отпуске по уходу за ребенком сначала до полутора, а затем до трех лет подлежало зачету в общий и специальный стаж наравне с периодами непосредственного исполнения трудовых функций.
Спорный период нахождения истца в отпусках по уходу за детьми начинался до /дата/.
Также отсутствуют какие-либо основания для различного исчисления специального стажа при оценке права на досрочное назначение трудовой пенсии истицы и права на получение повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости. Положения п. 7 ст. 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также положения ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" каких-либо особых правил исчисления стажа в целях оценки соответствующих прав не содержат, а по общему правилу время нахождения в отпусках по уходу за детьми подлежит включению в стаж работы в районах Крайнего Севера.
При включении в страховой стаж периодов нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком, стаж работы в районах Крайнего Севера составит более 15 лет, следовательно, истец на дату назначения пенсии /дата/ приобрела право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
В связи с чем, исключение ответчиком с /дата/ спорного периода для установления соответствующей выплаты, является незаконным и необоснованным, тем самым нарушены права истца, в связи с чем, суд находит подлежащими удовлетворению требования истца о возложении на ответчика обязанности применить повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии Краснянской Марины Валерьевны, /дата/ г.р., в соответствии с Федеральным законом №400-ФЗ от 28.12.2013 года с даты /дата/
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о применении повышенного соотношения заработков для расчета индивидуального пенсионного коэффициента.
В ответе УПФР в Октябрьском районе г. Новосибирска от /дата/ № указано, что повышенное отношение заработков применяется для лиц, независимо от места их жительства – мужчин, достигших возраста 55 лет, и женщин, достигших возраста 50 лет, если они по состоянию на 1 января 2002 года проработали не менее 15 календарных дней в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностям и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
По состоянию на /дата/ общий трудовой стаж истца составлял 11 лет 0 месяцев 1 день.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.п. «в» п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) по общему правилу учитывается в размере не свыше 1,2.
Поскольку оценка пенсионных прав граждан на основании статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ производится по состоянию на 1 января 2002 года, исходя из пункта 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1,4; 1,7; 1,9) может учитываться:
лицам, проживавшим по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в указанном случае возможность учета заработков в повышенном размере Закон не ставит в зависимость от того, приобрели они на эту дату право на трудовую пенсию или нет, а также выехали они из указанных районов после 1 января 2002 года или остались там проживать;
мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 1 января 2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию - 55 и 50 лет соответственно для мужчин и для женщин). При этом отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации следует иметь в виду, что среднемесячный заработок застрахованного лица исчисляется с учетом фактически начисленной заработной платы, т.е. в том числе и с учетом районного коэффициента, установленного на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, а повышенное отношение заработков (ЗР/ЗП не свыше 1,4; 1,7; 1,9) - с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти), поскольку в силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона N 167-ФЗ финансовое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию, включая трудовые пенсии, осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, средства которого в силу пункта 1 статьи 16 этого же Федерального закона являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации федеральная государственная собственность и управление ею находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец по состоянию на 01.01.2002 года не осуществляла трудовую деятельность, в РКС или на территории, отнесенной к РКС (/дата/ была уволена из ОАО «КолымаЭНЕРГО» в связи с выездом из районов Крайнего Севера), что подтверждается копией трудовой книжки (л.д. 13), не имела требуемого специального стажа.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истец не имеет права на повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате по России, в связи с чем, исковое требование об обязании ответчика УПФР в Октябрьском районе г. Новосибирска включить в страховой стаж для расчета индивидуального пенсионного коэффициента Краснянской М.В. с учетом применения повышенного отношения заработка, период ухода за ребенком - с /дата/ по /дата/, в качестве работы в Районах Крайнего Севера с даты первоначального назначения пенсии - /дата/ удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Краснянской Марины Валерьевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Октябрьском районе г.Новосибирска о понуждении к совершению действий, удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Октябрьском районе г.Новосибирска включить в стаж Краснянской Марины Валерьевны, /дата/ г.р., период ухода за ребенком с /дата/ по /дата/ в качестве работы в Районах Крайнего Севера с даты первоначального назначения пенсии – /дата/
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Октябрьском районе г.Новосибирска применить повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии Краснянской Марины Валерьевны, /дата/ г.р., в соответствии с Федеральным законом №400-ФЗ от 28.12.2013 года с даты /дата/
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда с подачей жалобы через Октябрьский районный суд г. Новосибирска.
Председательствующий (подпись)