РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 февраля 2019 года г. Н.Новгород
Московский районный суд г.Н.Новгорода в составе: председательствующего судьи Лопатиной И.В., при секретаре Тениной А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению
Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области к Автономной некоммерческой организации «Научно-просветительский центр "Фазорэль" о ликвидации организации, исключении из
Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным иском к АНО «Научно-просветительский центр "Фазорэль" о ликвидации организации, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, указывая следующее. Во исполнение распоряжения Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области (далее - Главное управление) от 16.10.2017 *-р в период с 26.10.2017 по 23.11.2017 проведена плановая выездная проверка Организации на предмет соответствия деятельности уставным целям и задачам, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, за период с 26.10.2014 по 25.10.2017. В ходе проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации, отраженные в акте проверки * от 23.11.2017, а именно:
1. В нарушение пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 \9 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в учредительных документах (уставе Организации) не содержится описание символики Организации.
2. В уставе Организации содержится недостоверная информация об учредителях Организации, осуществляющих управление деятельностью Организации.
По результатам проведенной плановой проверки в отношении Организации вынесено предупреждение (предписание) от 23.11.2017 № *, установлен срок устранения нарушений - до 02.03.2018. На основании заявлений уполномоченного представителя Организации срок устранения нарушений по предупреждению (предписанию) от 23.11.2017. * неоднократно продлевался.
Предупреждение (предписание) от 23.11.2017 * в установленном законом порядке не обжаловалось. Для устранения нарушений, выявленных в ходе проведения проверки, Организации необходимо внести изменения в учредительные документы (устав Организации). Организация действует на основании устава, утвержденного Общим собранием учредителей Организации 17.05.2017г.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, а также в материалах учетного дела Организации, учредителями Организации являются три физических лица: Липина Е. А.; Липин А. В.; Казак Л. М.. В материалах учетного дела имеется протокол заседания Общего собрания учредителей Организации от 22.12.2008, согласно которому на заседании принято решение удовлетворить заявление Козак Л.М. о прекращении ее полномочий учредителя. При этом по состоянию на 22.12.2008г. законодательством Российской Федерации не была предусмотрена возможность выхода учредителя из состава автономной некоммерческой организации.
По состоянию на 22.12.2008, учредитель Организации (Козак JI.M.) не могла выйти из состава учредителей Организации, поскольку возможность изменения состава учредителей автономной некоммерческой организации, в том числе возможность изменения сведений о них в Едином государственном реестре юридических лиц, является новеллой ГК РФ, изменения в который вступили в силу с 01.09.2014. Следовательно, в уставе Организации содержится недостоверная информация об учредителях Организации, осуществляющих управление деятельностью Организации.
Кроме того, в нарушение пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в учредительных документах (уставе Организации) не содержится описание символики Организации. При этом в материалах учётного дела, а также на доверенности, предоставленной при проведении проверки, на печати Организации имеется символика Организации.
Следовательно, для устранения нарушений, выявленных в ходе проведения проверки Организации, необходимо единогласное решение учредителей о внесении изменений в устав Организации.
Согласно сведениям, представляемым Организацией, установить местонахождение одного из учредителей Организации (Казак Л.M.) для участия в Общем собрании учредителей либо выходе из состава учредителей представителям Организации не удалось. При этом государственная регистрация изменений, вносимых в сведения об учредителях в связи с выходом из состава учредителей на основании решений органов управления Организации, принятых до 01.09.2014, невозможна без подачи лица, выходящего из состава учредителей, в регистрирующий орган заявления внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц после указанной даты.
Организацией в Главное управление 05.04.2018 направлялось заявление (вх. *) о возможности ведения дальнейшей деятельности (в том числе внесения изменений в устав Организации) двумя учредителями Организации не единогласно, а большинством учредителей Организации. Главным управлением 11.05.2018 направлен ответ, что согласно нормам действующего законодательства Российской Федерации, а также положениям устава организации, утверждение устава в новой редакции двумя из трех учредителей организации не представляется возможным. Указано на возможность ликвидации организации в судебном порядке.
В Главное управление 11.12.2018 (вх. *) поступило письмо Организации об инициировании процедуры ликвидации Организации в связи тем, что устранить нарушения, выявленные по результатам проверки, не представляется возможным.Срок действия полномочий Директора «Организации истекает 25.12.2018 и учредители Организации не могут провести перевыборы, так как данный вопрос в соответствии с уставом Организации отнесен исключительной компетенции общего собрания учредителей и принимается единогласным решением.
Административный истец просит ликвидировать Автономную некоммерческую организацию «Научно- просветительский центр «ФАЗОРЭЛЬ» (ОГРН 1025202615910), исключить АНО «Научно- просветительский центр «ФАЗОРЭЛЬ» (ОГРН 1025202615910) из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представитель административного истца Главного управления Министерства юстиции РФ по Нижегородской области в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика – АНО «Научно- просветительский центр «ФАЗОРЭЛЬ» в суд не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Представители заинтересованных лиц Межрайонной ИФНС России * по Нижегородской области, ИФНС России по Московскому району г.Н.Новгорода в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Суд в соответствии с ч.4 ст. 263 Кодекса административного судопроизводства РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в силу следующего.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, в том числе право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).
Согласно пункту 6 статьи 123.24 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо может по своему усмотрению выйти из состава учредителей автономной некоммерческой организации. По решению учредителей автономной некоммерческой организации, принятому единогласно, в состав ее учредителей могут быть приняты новые лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, лицо, выходящее из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц, представляет в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.
Используемое понятие учредитель в деятельности автономной некоммерческой организации имеет специальный правовой характер, особенности правового положения которого по управлению автономной некоммерческой организации предусматриваются уставом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 123.24 ГК РФ устав автономной некоммерческой организации должен, в том числе, содержать сведения о составе, порядке образования и компетенции органов автономной некоммерческой организации, а также иные предусмотренные законом сведения.
Согласно пункту 1 статьи 123.25 Гражданского кодекса Российской Федерации управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном уставом, утвержденным ее учредителями.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В силу пункта 1.1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта РФ в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», уполномоченным органом или его территориальным органом.
Согласно пунктам 66, 68 части 6 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 *, функции по регистрации и контролю за деятельностью общественных, религиозных объединений и иных некоммерческих организаций осуществляет Главное управление Минюста России по Нижегородской области.
Судом установлено, что Нижегородской регистрационной палатой Администрации города Нижнего Новгорода 27.03.2002 зарегистрирована Научно-просветительская исследовательская Автономная некоммерческая организация «ФАЗОРЭЛЬ». Присвоен ОГРН *. Распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области № * от 31.12.2008 принято решение об осуществлении государственной регистрации изменений, вносимых в устав, а также в полное наименование Организации - Автономная некоммерческая организация «Научно- просветительский центр «ФАЗОРЭЛЬ». Присвоен учетный номер *.
Во исполнение распоряжения Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области (далее - Главное управление) от 16.10.2017 *-р в период с 26.10.2017 по 23.11.2017 проведена плановая выездная проверка Организации на предмет соответствия деятельности уставным целям и задачам, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, за период с 26.10.2014 по 25.10.2017. В ходе проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации, отраженные в акте проверки * от 23.11.2017, а именно:
1. В нарушение пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 \9 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в учредительных документах (уставе Организации) не содержится описание символики Организации.
2. В уставе Организации содержится недостоверная информация об учредителях Организации, осуществляющих управление деятельностью Организации.
По результатам проведенной плановой проверки в отношении Организации вынесено предупреждение (предписание) от 23.11.2017 *, установлен срок устранения нарушений - до 02.03.2018. На основании заявлений уполномоченного представителя Организации срок устранения нарушений по предупреждению (предписанию) от 23.11.2017. N* неоднократно продлевался:
- заявление от 06.02.2018 вх. * - срок устранения нарушений продлен до 25.05.2018 (письмо Главного управления от 09.02.2018 *);
- заявление от 24.05.2018 вх. * - срок устранения нарушений продлен до 25.07.2018 (письмо Главного управления от 30.05.2018 *);
- заявление от 25.07.2018 вх. *. - срок устранения нарушений продлен до 30.09.2018 (письмо Главного управления от 27.07.2018 *);
- заявление от 17.09.2018 вх. * - срок устранения нарушений продлен до 18.02.2019 (письмо Главного управления от 18.09.2018 *).
Предупреждение (предписание) от 23.11.2017 * в установленном законом порядке не обжаловалось. Для устранения нарушений, выявленных в ходе проведения проверки, Организации необходимо внести изменения в учредительные документы (устав Организации). Организация действует на основании устава, утвержденного Общим собранием учредителей Организации 17.05.2017г.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, а также в материалах учетного дела Организации, учредителями Организации являются три физических лица: Липина Е. А.; Липин А. В.; Казак Л. М.. В материалах учетного дела имеется протокол заседания Общего собрания учредителей Организации от 22.12.2008, согласно которому на заседании принято решение удовлетворить заявление Козак Л.М. о прекращении ее полномочий учредителя. При этом по состоянию на 22.12.2008 законодательством Российской Федерации не была предусмотрена возможность выхода учредителя из состава автономной некоммерческой организации.
По состоянию на 22.12.2008, учредитель Организации (Козак JI.M.) не могла выйти из состава учредителей Организации, поскольку возможность изменения состава учредителей автономной некоммерческой организации, в том числе возможность изменения сведений о них в Едином государственном реестре юридических лиц, является новеллой ГК РФ, изменения в который вступили в силу с 01.09.2014. Следовательно, в уставе Организации содержится недостоверная информация об учредителях Организации, осуществляющих управление деятельностью Организации.
Кроме того, в нарушение пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в учредительных документах (уставе Организации) не содержится описание символики Организации. При этом в материалах учётного дела, а также на доверенности, предоставленной при проведении проверки, на печати Организации имеется символика Организации.
Следовательно, для устранения нарушений, выявленных в ходе проведения проверки Организации, необходимо единогласное решение учредителей о внесении изменений в устав Организации.
Согласно сведениям, представляемым Организацией, установить местонахождение одного из учредителей Организации (Казак Л.M.) для участия в Общем собрании учредителей либо выходе из состава учредителей представителям Организации не удалось. При этом государственная регистрация изменений, вносимых в сведения об учредителях в связи с выходом из состава учредителей на основании решений органов управления Организации, принятых до 01.09.2014, невозможна без подачи лица, выходящего из состава учредителей, в регистрирующий орган заявления внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц после указанной даты.
Организацией в Главное управление 05.04.2018 направлялось заявление (вх. *) о возможности ведения дальнейшей деятельности (в том числе внесения изменений в устав Организации) двумя учредителями Организации не единогласно, а большинством учредителей Организации. Главным управлением 11.05.2018г. направлен ответ, что согласно нормам действующего законодательства Российской Федерации, а также положениям устава организации, утверждение устава в новой редакции двумя из трех учредителей организации не представляется возможным. Указано на возможность ликвидации организации в судебном порядке.
В Главное управление 11.12.2018 (вх. *) поступило письмо Организации об инициировании процедуры ликвидации Организации в связи тем, что устранить нарушения, выявленные по результатам проверки, не представляется возможным.Срок действия полномочий Директора «Организации истекает 25.12.2018 и учредители Организации не могут провести перевыборы, так как данный вопрос в соответствии с уставом Организации отнесен исключительной компетенции общего собрания учредителей и принимается единогласным решением.
До настоящего времени указанные нарушения не устранены.
Допущенные АНО «Научно-просветительский центр "Фазорэль" нарушения дают основание для ее ликвидации и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 264 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ "░░░░░░░░", ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░