Дело № 2-770/2018
УИД 24RS0007-01-2018-00145-02
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 октября 2018 года с. Богучаны Красноярского края
Богучанский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Казак А.Н.,
с участием старшего помощника прокурора Богучанского района Мокшиной Н.Н.,
представителя ответчика Администрации Богучанского района Красноярского края Коневой Т.С., действующей на основании доверенности от 03.05.2018 года,
при секретаре Макарец Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Богучанского района Красноярского края в интересах Головина А.Н. к Администрации Богучанского района Красноярского края о возложении обязанности предоставления во внеочередном порядке специализированного жилого помещения
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Богучанского района в интересах Головина А.Н. обратился в суд с иском администрации Богучанского района Красноярского, в котором просил суд о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения. Требования мотивировал тем, что Головин А.Н., <данные изъяты> года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного за ним жилого помещения не имеет, по договору социального найма жилье ему не предоставлялось, в настоящее время Головин А.Н. проживает на территории Богучанского района, нуждается в жилье. 23.09.2014 он был включен Министерством образования Красноярского края в краевой список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на получение жилья, однако, жильем не обеспечен. В связи с этим прокурор просит возложить на администрацию Богучанского района Красноярского края обязанность предоставить Головина А.Н. <данные изъяты> года рождения на территории Богучанского района Красноярского края благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающее установленным санитарным, техническим правилам и нормам, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, исходя из общей площади 33 квадратных метра с допусками, установленными п. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка».
В судебном заседании старший помощник прокурора Богучанского района Красноярского края Мокшина Н.Н., настаивала на удовлетворении исковых требований прокурора Богучанского района Красноярского края, заявленных в интересах Головина А.Н. в полном объеме, по основаниям, приведенным в исковом заявлении.
Материальный истец в зал суда не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Администрации Богучанского района Красноярского края Конева Т.С., действующая на основании доверенности от 03.05.2018 года, явившаяся в судебное заседание, предъявленные процессуальным истцом к ответчику исковые требования не признала в полном объеме, просила суд отказать в их удовлетворении, в связи с тем, что в настоящее время отсутствует финансирование ответчика на произведение трат на указанные цели и, как следствие, отсутствуют в распоряжении ответчика денежных средств на данные цели.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика РУО Администрации Богучанского района Красноярского края в зал суда своего представителя не направил, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки своих представителей суду не сообщил, возражений относительно предъявленных процессуальным истцом к ответчику требований в суд не представил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Министерство образования Красноярского края в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, представил в суд возражения относительно предъявленных процессуальным истцом к ответчику требований, в которых просил суд отказать в их удовлетворении, в связи с тем, что органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на территории которого находится местожительства материального истца, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Предоставление жилых помещений указанным лицам осуществляется в порядке очередности, сформированной в соответствии со списком. Уполномоченные органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Государственные полномочия включают в себя приобретение в муниципальную собственности, строительство жилых помещений и предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, на основании судебных решений. В полномочия Министерства входит формирование и ведение списка, а полномочия по предоставлению жилого помещения указанной выше категории граждан возложены на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края. Головин А.Н., 03.11.1998 года рождения, решением краевой комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа от 23.09.2014 года признан нуждающимся в получении жилого помещения, поставлен на учет в Министерстве в качестве нуждающегося в жилом помещении, тем самым право Головина А.Н. на предоставление жилого помещения не нарушено. Право материального истца на предоставление жилья не может быть реализовано в нарушение установленного порядка обеспечения детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, определенного законодательством Красноярского края, в нарушение законных прав и интересов других лиц, имеющих аналогичный статус и вставших на учет ранее. При этом действующее законодательство ограничительных и обязательных сроков предоставления жилья данной категории не содержит.
При таких обстоятельствах, суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание вышеуказанных лиц.
Выслушав старшего помощника прокурора Богучанского района Красноярского края Мокшину Н.Н., представителя ответчика Администрации Богучанского района Красноярского края Коневу Т.С., исследовав материалы дела, проанализировав нормы федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с п. 8 ст. 92 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании ч. 1 ст. 109.1. ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В список включаются указанные лица, достигшие возраста 14 лет.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу п.1, п. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 «О защите прав ребенка» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно доставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются в виде жилых домов и квартир (п. 1).
Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещении детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения – 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления).
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров.С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров.
При предоставлении индивидуального жилого дома, расположенного на территории сельского населенного пункта, допускается превышение размера общей площади жилого помещения, определенного исходя из нормы предоставления, но не более веем в два раза (п. 14).
Статья 1 Закона Красноярского края № 9-4225 от 24.12.2009 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого» предусматривает наделение на неограниченный срок исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края (органов местного самоуправления) государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 «О защите прав ребенка» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае установления факта невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях.
Передаваемые государственные полномочия включают в себя, в том числе, приобретение в муниципальную собственность жилых помещений в целях их однократного предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем осуществления закупки жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; строительство жилых помещений в целях их однократного предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем осуществления закупки работ по строительству жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; приобретение в муниципальную собственность, строительство жилых помещений и предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, на основании решений судебных органов; заключение договоров найма специализированных жилых помещений и однократное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решений о предоставлении жилых помещений уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования.
Согласно ст. 2 данного Закон Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции, в том числе: а) своевременно предоставляют бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий; б) уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования осуществляет формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; в) уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования, заключает соглашения е органами местного самоуправления по реализации переданных государственных полномочий; г) контролируют осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий, а также использование предоставленных на эти цели финансовых средств.
Как установлено судом, Головин А.Н. <данные изъяты> года рождения относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Его мать – Головина А.Н. умерла 26.09.2013 года, его отец был вписан в свидетельство о рождении со слов матери.
Договор социального найма жилого помещения с Головиным А.Н. и его родителями не заключался, право собственности на какие-либо жилые помещения за Головиным А.Н. и его родителями не зарегистрированы. Сведения о закреплении за Головиным А.Н. какого-либо жилого помещения в материалах дела отсутствуют.
Головин А.Н. зарегистрирован по адресу п. <данные изъяты> Однако, на территории Таежнинского сельского совета жилья по договору социального найма не имеет.
В настоящее время фактически временно проживает в общежитии КГПОУ Красноярский монтажный колледж, в котором проходит обучение.
23.09.2014 года Головин А.Н. был поставлен на соответствующий учет и внесен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений. По состоянию на 08.06.2018 года порядковый номер Головина А.Н. в списке 2024.
Разрешая при таких обстоятельствах исковые требования, суд исходит из того, что Головин А.Н. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет в соответствии с указанным Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ право па дополнительные гарантии по социальной поддержке, фактически проживает на территории Богучанского района Красноярского края, не имеет закреплённого жилого помещения, по договору социального и специализированного найма жилое помещение ему не предоставлялось, в собственности жилого помещения не имеет, однако, нуждается в нем. Как лицо соответствующей категории, Головин А.Н. состоит в Министерстве образования Красноярского края на учете, включен в список таких лиц, нуждающихся в жилье, однако, до настоящего времени жилым помещением на основании договора найма специализированного жилого помещения администрацией Богучанского района не обеспечен, чем нарушаются его права, в связи с чем требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
При этом, руководствуясь положениями ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка», суд приходит к выводу, что на Министерство образования Красноярского края возложена обязанность финансирования из краевого бюджета денежных средств для приобретения и предоставления во внеочередном порядке Головину А.Н. жилого помещения специализированного жилищного фонда, а на администрацию Богучанского района, как на исполнительный орган местного самоуправления, возложена обязанность по обеспечению Головина А.Н. за счёт средств краевого бюджета жилым помещением в соответствии с нормой предоставления.
Соответственно суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на администрацию Богучанского района обязанности по предоставлению Головину А.Н. жилого помещения, поскольку последний относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей и имеет в соответствии с указанным Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, - фактически проживает на территории Богучанского района, жилья не имеет, им не обеспечен, однако, нуждается, в установленном порядке жилое помещение за ним не закреплено. Головин А.Н. до 23 лет фактический заявил о своем желании реализовать право на получение жилого помещения, как лицо соответствующей категории, состоит в Министерстве образования Красноярского края на учете, включен в список таких лиц, нуждающихся в жилье, однако, до настоящего времени жилым помещением на основании договора найма специализированного жилого помещения администрацией Богучанского района не обеспечен, чем нарушаются его права. Обязанность предоставить Головину А.Н. жилое помещение лежит именно на администрации Богучанского района в силу переданных ей государственных полномочий и не исполнена, при этом, реализация указанного права Головина А.Н. не может быть поставлена в зависимость от каких-либо условий, в том числе наличия или отсутствия других лиц, стоящих в очереди на получение жилого помещения и обладающих аналогичным правом, либо отсутствия в распоряжении ответчика денежных средств на указанные цели.
Положениями Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в ранее действовавшей редакции предусматривалось, что лицам соответствующей категории жилые помещения предоставлялись органами исполнительной власти вне очереди, площадью не ниже установленных социальных норм.
Однако, Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, порядка предоставления жилых помещений были внесены изменения.
В соответствии с подлежащими применению по данному спору приведенными выше нормами права жилое помещение должно быть предоставлено материальному истцу именно по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда, а площадь предоставляемого помещения соответствовать требованиям положений п. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка».
Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих определенных временных затрат, так как законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений лицам соответствующей категории, в рамках которой ответчик в своей деятельности по обеспечению жильем будет исходить не только из бюджетного финансирования, но и будет обязан соблюсти установленную процедуру приобретения жилья в муниципальную собственность при её отсутствии в наличии.
В соответствии с положениям cт. 3333.6 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Учитывая изложенное, взыскание с администрации Богучанского района государственной пошлины в доход местного бюджета не будет соответствовать вышеприведенной норме права и как следствие, ответчик подлежит освобождению от взыскания с него государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Богучанского района Красноярского края в интересах Головина А.Н. удовлетворить.
Возложить на администрацию Богучанского района Красноярского края обязанность предоставить Головина А.Н. 03.11.1998 года рождения на территории Богучанского района Красноярского края благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающее установленным санитарным, техническим правилам и нормам, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, исходя из общей площади 33 квадратных метра с допусками, установленными п. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд через Богучанский районный суд Красноярского края, в течение месяца с момента принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий А.Н. Казак