Дело 2-250/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе судьи Аберкон И.В., при секретаре Шишикиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте Республики Коми 14 февраля 2019 года гражданское дело по искуВенедиктова Э.В. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми «Ухтинский межтерриториальный родильный дом» об обязании внести изменения в сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми (межрайонное) об обязании включить периоды работы в специальный стаж в льготном исчислении,обязании включить периоды прохождения курсов повышения квалификации и периоды командировок в специальный стаж в календарном исчислении, взыскании судебных расходов,
Установил:
Венедиктов Э.В. обратился в суд с иском
- к ГБУЗ РК «Ухтинский межтерриториальный родильный дом» (далее также -УМРД) об обязании внести изменения в сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, представленные ранее за него (Венедиктова Э.В.), указав код особых условий труда « » за следующие периоды работы: с 01.01.2006г. по 10.10.2006г. – в должности отделения Ухтинского межтерриториального родильного дома, с 11.10.2006г. по 16.09.2007г. – в должности отделением Ухтинского межтерриториального родильного дома; с 18.02.2008г. по 19.01.2010г. – в должности отделения, (далее – спорные периоды);
- к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми (межрайонное) (далее по тексту – УПФР по г. Ухте) об обязании включить в стаж работы, связанной с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в льготном исчислении: 1 год работы как 1 год и 6 месяцев, следующие периоды работы: с 01.01.2006г. по 10.10.2006г. – в должности отделения Ухтинского межтерриториального родильного дома, с 11.10.2006г. по 16.09.2007г. – в должности отделением Ухтинского межтерриториального родильного дома; с 18.02.2008г. по 19.01.2010г. – в должности заведующего отделения УМРД;
- к УПФР по г. Ухте РК - об обязании включить периоды прохождения курсов повышения квалификации: с 14.02.2016г. по 18.03.2016г., с 06.02.2017г. по 10.02.2017г., с 01.10.2017г. по 03.10.2017г., с 14.05.2018г. по 02.06.2018г. и периоды командировок: с 06.04.2010г. по 07.04.2010г., 07.05.2010г., с 14.12.2010г. по 16.12.2010г., с 11.01.2011г. по 13.01.2011г., с 28.03.2011г. по 29.03.2011г., 05.04.2011г., с 19.06.2011г. по 03.07.2011г., с 03.09.2011г. по 18.09.2011г., 15.12.2011г., 04.06.2012г., с 25.09.2012г. по 29.09.2012г., с 02.12.2012г. по 12.12.2012г., с 03.11.2013г. по 16.11.2013г., с 23.04.2014г. по 27.04.2014г., с 22.09.2014г. по 28.09.2014г., 19.10.2016г., с 20.10.2016г. по 22.10.2016г. (далее – спорные периоды) в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях»,
(требования приведены с учетом уточнений от 29.01.2019г.). Заявление об уточнении исковых требований приобщено к материалам дела.
В исковом заявлении также содержится требование о взыскании с ответчиков в пользу истца судебных расходов: по уплате госпошлины – в размере 300 руб., по оплате услуг представителя в размере 11000 рублей.
В проведенных по делу судебных заседаниях истец и его представитель по доверенности Тихомирова А.С. настаивали на удовлетворении иска, доводы иска поддержали, дополнительно пояснили, что решением УПФР по г. Ухте от 29.08.2018г. .... истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, поскольку истцом не выработан необходимый 30-летний стаж медицинской деятельности; при этом подсчет специального стажа произведен ответчиком неправильно. Истец и его представитель полагают, что спорные периоды работы истца в УМРД в должностях: отделения, отделением, отделением, отделения должны быть учтены в специальный (медицинский) стаж в льготном исчислении (1 год работы как 1 год и 6 месяцев), т.к. указанные отделения УМРД относятся к отделениям хирургического профиля стационара, а сам истец являлся в эти периоды оперирующим врачом-специалистом, в послеродовом отделении осуществляется уход за послеоперационными больными, выполняются малые хирургические операции. На курсы повышения квалификации и в командировки истец направлялся работодателем в рамках своих должностных обязанностей, в эти периоды за ним сохранялось место работы в Ухтинском межтерриториальном родильном доме (должность врача) и средняя заработная плата, без прохождения курсов повышения квалификации продолжение лечебной деятельности было бы невозможным.
В настоящее судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Представитель истца по доверенности А.С. в настоящем судебном заседании настаивала на удовлетворении иска (с учетом уточнений), доводы иска поддержала.
Представители ответчика – УПФР по г. Ухта РК по доверенностям Зеленцов Д.В., Шапенкова А.Л. в судебных заседаниях исковые требования не признали в полном объеме, полагают решения органа пенсионного обеспечения от 29.08.2018г. ...., от 14.01.2019г. .... об отказе в установлении пенсии истцу законными, считают, что подсчет льготного стажа произведен ответчиком правильно, спорные периоды включены в специальный (медицинский) стаж истца без применения льготного порядка его исчисления, поскольку наименование отделения, в котором работал истец (акушерское послеродовое), не соответствует Спискам и Перечням должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж в льготном исчислении; льготный порядок исчисления стажа предусмотрен только к периодам работы в отделениях хирургического профиля структурных подразделений больничных учреждений, предназначенных для оказания родовспоможения; послеродовое отделение не поименовано в Перечне и не отнесено к хирургическим. Относительно спорных периодов прохождения курсов повышения квалификации и нахождения истца в командировках представители ответчика пояснили, в эти периоды истец не осуществлял трудовую деятельность, поэтому данные периоды нельзя отнести к работе;в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета, представленных за истца работодателем, спорные периоды (курсы, командировки) указаны без льготной кодировки, подтверждающей работу в особых условиях труда,в связи с чем спорные периоды не были включены ответчиком в стаж работы, связанной с лечебной деятельностью.
Представитель ГБУЗ РК «Ухтинский межтерриториальный родильный дом» (далее – ГБУЗ РК «УМРД») в настоящее судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. УМРД извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. В ранее состоявшемся судебном заседании представитель ГБУЗ РК «УМРД» по доверенности Л.Г. согласилась с требованиями Венедиктова Э.В. об обязании ГБУЗ РК «УМРД» внести изменения в сведения индивидуального персонифицированного учета, представленные ранее за истца, с указанием в откорректированных сведениях кода лечебной деятельности «хирургия» за периоды работы в Ухтинском родильном доме: с 01.01.2006г. по 10.10.2006г., с 11.10.2006г. по 16.09.2007г., с 18.02.2008г. по 19.01.2010г.; пояснила, что работодатель не оспаривает включение данных периодов в специальный стаж в льготном исчислении (1 год работы как 1 год и 6 месяцев), т.к. истец действительно работал в эти периоды отделениях, однако, сведения индивидуального (персонифицированного) учета, представленные за истца в УПФР по г. Ухта за спорные периоды, были сданы в соответствии с требованиями УПФР по г. Ухта без льготной кодировки «хирургия». В письменном отзыве на иск представитель ГБУЗ РК «УМРД» указала, что послеродовое отделение, акушерское послеродовое отделение выполняют функции отделения; отделение работает как хирургическое отделение, в котором осуществляется уход за больными, выполняются малые хирургические операции; кроме того, в этом отделении осуществляется уход за с тяжелой экстрагенитальной патологией и тяжелыми осложнениями ( ); работники указанных отделений имеют аналогичные друг другу графики работы (работа в ночное время, в выходные и праздничные дни).
Суд, исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участвующих в деле лиц, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя ГБУЗ РК «УМРД».
Выслушав истца и его представителя, представителей ответчиков, изучив материалы настоящего гражданского дела, пенсионного дела Венедиктова Э.В. (отказной материал), наблюдательного дела ГБУЗ РК «УМРД», суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с пп.20 п.1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Как следует из материалов пенсионного дела, 21.06.2018г., 24.12.2018г. истец обращался в УПФР по г. Ухте РК за установлением досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решениями УПФР по г. Ухта от 29.08.2018г. ...., от 14.01.2019г. .... в назначении указанной пенсии истцу отказано в связи с отсутствием у него льготного (медицинского) стажа, дающего право на такую пенсию.
При этом, как следует из решения от 14.01.2019г., ответчиком определен стаж работы истца, связанной с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, 23 года 07 месяцев 28 дней, при требуемых по закону 30 годах.
Из этого же решения и представленных ответчиком таблиц расчета стажа следует, что периоды работы истца в Государственном учреждении здравоохранения «Ухтинский межтерриториальный родильный дом» с 01.01.2006г. по 10.10.2006г., с 11.10.2006г. по 16.09.2007г., с 18.02.2008г. по 19.01.2010г. учтены при подсчете специального (медицинского) стажа в календарном исчислении без применения льготного порядка исчисления стажа (1 год работы как 1 год и 6 месяцев).
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 04 апреля 1999года.
Разрешая спор, суд исходит из следующего.
В силу п.п. 3, 4 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В силу пункта 3 постановления Правительства РФ от 16.07.2014г. №665, принятого в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, (далее – Правила №781 от 29.10.2002г.).
В силу пп. «б» п. 5 Правил №781 от 29.10.2002г, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в льготном порядке, в частности, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
В «Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев», являющемся приложением к вышеназванным Правилам, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, указаны, в частности, структурные подразделения отделений хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных пунктами 1-6,12,15, 20,21,27-30 Списка: акушерское, акушерское физиологическое, акушерское обсервационное, акушерское патологии беременности, гинекологическое, родовое (родильное) и др., а также должность «оперирующие врачи-специалисты всех наименований, в том числе оперирующие врачи-заведующие». В пункте 20 указанного Списка в разделе «Наименование учреждений» указан родильный дом.
Согласно записям в трудовой книжке и другим материалам, Венедиктов Э.В. работал в ГУЗ РК «Ухтинский межтерриториальный родильный дом» с 16.10.2000г. по 05.02.2008г., с 18.02.2008г., в том числе с 01.01.2006г. по 10.10.2006г. – в должности отделения, с 11.10.2006г. по 16.09.2007г. – в должности отделением, с 18.02.2008г. по 19.01.2010г. – в должности отделением, отделения (спорные периоды).
К данным спорным периодам ответчиком не применен льготный порядок исчисления стажа, поскольку, как полагает ответчик, истец не являлся оперирующим врачом в период работы в отделении (с 01.01.2006г. по 10.10.2006г.), и вышеназванный Перечень не содержит в числе наименований отделений наименования « », « » (применительно к периодам с 11.10.2006г. по 16.09.2007г., с 18.02.2008г. по 19.01.2010г.).
Однако, вопреки доводам ответчика, согласно должностной инструкции отделения УМРД, утв. главным врачом УМРД в 2002году, к должностным обязанностям отделения относится: самостоятельное выполнение необходимых пособий и малых операций, обсуждение с зав.отделением показаний к большим операциям; участие в операциях в качестве хирурга или ассистента. Совокупностью представленных в дело доказательств, в т.ч. выписками из журналов регистрации операций и мед.карт за 2006 год, истребованными судом из УМРД, подтверждается, что в спорный период с 01.01.2006г. по 10.10.2006г. истец являлся отделения УМРД.
В связи с чем работа истца в этот период подлежит включению в специальный стаж с применением льготного порядка исчисления (1 год работы как 1 год и 6 месяцев).
Из материалов настоящего гражданского дела и наблюдательного дела ГБУЗ «Ухтинский межтерриториальный родильный дом» следует, что на основании постановления главы администрации г.Ухты от 27 апреля 1993 года № 223 и свидетельства № 1239-р родильный дом г. Ухты получил статус юридического лица и был зарегистрирован как объединенный городской родильный дом. С 01 января 1997 года Ухтинский городской объединенный родильный дом передан в собственность Республики Коми и переименован в Государственное учреждение здравоохранения «Ухтинский межтерриториальный родильный дом». На основании постановления Правительства Республики Коми от 17 июня 2001 года № 271 учреждение переименовано в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Ухтинский межтерриториальный родильный дом». Целью создания учреждения является обеспечение доступности и удовлетворения потребности населения в квалифицированной стационарной акушерско-гинекологической помощи.
Из акта документальной проверки ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Ухте от 29 июня 2017 года № 25 следует, что штатным расписанием на 1992 год и 1993 год предусмотрены следующие структурные подразделения, в том числе родовое отделение, физиологическое отделение ( с 01 марта 1993 года переименовано в обсервационное отделение), акушерское обсервационное отделение ( с 01 марта 1993 года переименовано в физиологическое отделение), акушерское отделение патологии беременности и т.д.
Штатным расписанием с 01 января 1994 года по 1997 год включительно предусмотрены следующие структурные подразделения, в том числе обсервационное отделение (включающее родблок и послеродовое отделение) до 01 апреля 1996 года, физиологическое отделение до 01 апреля 1996 года, послеродовое отделение с 01 апреля 1996 года, родильное отделение с 01 апреля 1996 года.
Штатным расписанием с 1998 года по 1999 год предусмотрены структурные подразделения, в том числе акушерское родовое отделение (с 2003 года родовое отделение), акушерское послеродовое отделение (с 01 июля 2004 года акушерское отделение), акушерское отделение патологии беременности больших сроков, гинекологическое отделение и т.д.
Приказом ГБУЗ «УМРД» от 02 июля 2004 года № 81а № «Об изменении наименования отделения» внесены изменения в штатное расписание в следующей редакции: акушерское послеродовое отделение именовать в дальнейшем «акушерское отделение».
Штатными расписаниями ГБУЗ РК «УМРД» на 2007-2018гг., утвержденными главным врачом, предусмотрено, в частности, акушерское послеродовое отделение.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд учитывает следующее.
Родильные дома входят в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, действовавший до 1 октября 1993 года.
Приказом Минздрава СССР от 29 декабря 1983 года N 1495 "О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь родильных домов, акушерских отделений (палат), отделений (палат) для новорожденных и женских консультаций" в структуре учреждений здравоохранения отдельно были предусмотрены отделения хирургического профиля: родовое, акушерское, физиологическое, акушерское обсервационное, акушерское патологии беременности, гинекологическое.
В соответствии с Приказом Минздрава СССР от 9 января 1986 года N 55 "Об организации работы родильных домов (отделений)" стационар родильного дома включал в себя родовое физиологическое отделение (помещение родового блока), отделение (палаты) патологии беременных, послеродовое физиологическое, обсервационное, гинекологическое отделения и отделения для новорожденных детей.
Согласно Приказу Минздрава РФ N 28 от 29 января 1999 года, утвердившему перечень хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений, акушерское (в том числе физиологическое, обсервационное, патологии беременности), родовое (родильное) отделения отнесены к хирургическим подразделениям стационаров.
Действовавшим до 1 декабря 2008 года приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 года N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения" были предусмотрены в качестве хирургических отделений: акушерское (в том числе гинекологическое, родовое (родильное) физиологическое, обсервационное).
Приказом Минздрава РФ от 03 ноября 1999 года N 395 "Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения" установлено, что родильный дом является медицинским учреждением охраны материнства и детства.
Согласно Порядку оказания медицинской помощи по профилю акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий), утвержденному Приказом Минздрава России от 1 ноября 2012 N 572н, медицинская помощь женщинам в период родов и в послеродовой период оказывается в рамках специализированной, в том числе высокотехнологичной, и скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) по акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий).
Письмом Министерства здравоохранения РФ от 13 ноября 1997 г. N 2510/8568-97-32 "О льготном исчислении выслуги лет медицинским работникам акушерских стационаров" структурные подразделения больничных учреждений, предназначенные для родовспоможения, именуются акушерскими отделениями (акушерскими физиологическими, акушерскими обсервационными, акушерскими патологии беременности) и являются отделениями хирургического профиля.
Родовспоможение- система лечебно-профилактических мероприятий, направленных на охрану здоровья женщин во время беременности, родов и в послеродовом периоде.
В ходе рассмотрения дела судом истребовались учредительные документы УМРД за спорные периоды, документы, на основании которых в эти периоды осуществляло свою деятельность послеродовое отделение, акушерское отделение, акушерское послеродовое отделение, должностные инструкции, отчеты, журналы, иные документы о работе истца в спорные периоды, по которым можно определить содержание выполняемой им работы.
В судебном заседании установлено, что в УМРД имеется только одно положение об акушерском послеродовом отделении, утвержденное в 2016 году, иные документы, в том числе и о приведении наименований структурных подразделений в соответствии с нормативными актами отсутствуют. Однако, данное обстоятельство как независящее от истца, не должно лишать его возможности реализовать свои права на льготное пенсионное обеспечение.
Согласно положению об акушерском послеродовом отделении, утвержденному ГБУЗ РК «УМРД» в 2016 году, отделение является одним из структурных подразделений ГБУЗ РК «Ухтинский межтерриториальный родильный дом», в отделении круглосуточно оказывается квалифицированная плановая и экстренная помощь родильницам и новорожденным. Задачами отделения, в том числе, является: оказание стационарной акушерско-гинекологической помощи женщинам в послеродовом периоде с различной профилирующей экстрагенитальной патологией. К работе в отделении допускается медицинский персонал, имеющий медицинское образование со специализацией по акушерству. Как следует из должностной инструкции заведующего, врача акушера-гинеколога акушерского послеродового отделения УМРД, утв. главным врачом УМРД 02.03.2007г., с которой истец был ознакомлен под роспись, к должностным обязанностям заведующего, врача акушера-гинеколога акушерского послеродового отделения УМРД относится: выполнение необходимых малых операций с диагностической и лечебной целью, участие в больших плановых и экстренных операциях в качестве ассистента или хирурга.
На основании изложенного, учитывая, что в спорные периоды: с 11.10.2006г. по 16.09.2007г., с 18.02.2008г. по 19.01.2010г. истец работал в структурных подразделениях хирургического профиля стационара ( отделение (до 2004 года отделение, с 01.01.2007г. – отделение) предусмотрено Перечнем от 29 октября 2002 года № 781), выполнял обязанности отделения по оказанию медицинской помощи (данное обстоятельство подтверждается также выписками из операционных журналов и мед.карт), данные периоды его работы в указанных должностях необходимо исчислять при подсчете специального стажа в льготном порядке - год работы как 1 год и 6 месяцев, исковые требования в этой части обоснованны и подлежат удовлетворению, а позиция ответчика не может быть признана законной.
В соответствии с частям 1 и 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно положениям части 2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ) страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в которых указывает в числе прочего периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда.
На основании абзаца 3 ч.2 ст.14 Федерального закона 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения. Обязанность представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета страхователями также установлена на основании статей 11 и 15 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в т.ч. страхователь представляет сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, (пп. 5 п. 2 ст. 11).
В соответствии со ст. 14 Федерального закона №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией, либо в суд.
На основании изложенного, при установленных по делу обстоятельствах, учитывая, что работодатель истца – ГБУЗ РК «УМРД» с исковыми требованиями согласился, суд полагает требования Венедиктова Э.В. об обязании ГБУЗ РК «УМРД» внести изменения в сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, относящиеся к спорным периодам работы: с 01.01.2006г. по 10.10.2006г., с 11.10.2006г. по 16.09.2007г., с 18.02.2008г. по 19.01.2010г., подлежащими удовлетворению.
Разрешая требования относительно включения в специальный (медицинский) стаж истца периодов прохождения им курсов повышения квалификации и периодов командировок, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на льготное назначение трудовой пенсии, включаются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительного отпусков.
В силу ст. 167 Трудового кодекса РФ, при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка. Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за работником сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в командировках являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит установленные законом отчисления.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что истец во время его работы в ГБУЗ РК «Ухтинский межтерриториальный родильный дом» направлялся на курсы повышения квалификации, которые имели место в периоды: с 14.02.2016г. по 18.03.2016г., с 06.02.2017г. по 10.02.2017г., с 01.10.2017г. по 03.10.2017г., с 14.05.2018г. по 02.06.2018г., а также направлялся в командировки: с 06.04.2010г. по 07.04.2010г., 07.05.2010г., с 14.12.2010г. по 16.12.2010г., с 11.01.2011г. по 13.01.2011г., с 28.03.2011г. по 29.03.2011г., 05.04.2011г., с 19.06.2011г. по 03.07.2011г., с 03.09.2011г. по 18.09.2011г., 15.12.2011г., 04.06.2012г., с 25.09.2012г. по 29.09.2012г., с 02.12.2012г. по 12.12.2012г., с 03.11.2013г. по 16.11.2013г., с 23.04.2014г. по 27.04.2014г., с 22.09.2014г. по 28.09.2014г., 19.10.2016г., с 20.10.2016г. по 22.10.2016г.,с отрывом от производства, сохранением места работы и среднего заработка.
Факт нахождения истца в спорные периоды на курсах и в командировках ответчиком не оспаривается и подтверждается представленными в дело приказами по ГБУЗ РК «УМРД».
Работодатель предъявляет определенные требования к уровню профессиональной подготовки медицинских работников и требует его постоянного повышения, документального подтверждения квалификации и совершенствования медицинских навыков. Повышение квалификации предусматривается должностными обязанностями медицинского работника и является обязательным условием для продолжения его профессиональной деятельности.
Таким образом, учитывая, что прохождение курсов повышения квалификации является обязательной частью трудовой деятельности медицинского работника, спорные периоды: с 14.02.2016г. по 18.03.2016г., с 06.02.2017г. по 10.02.2017г., с 01.10.2017г. по 03.10.2017г., с 14.05.2018г. по 02.06.2018г., в течение которых истец был занят на курсах, и периоды командировок: с 06.04.2010г. по 07.04.2010г., 07.05.2010г., с 14.12.2010г. по 16.12.2010г., с 11.01.2011г. по 13.01.2011г., с 28.03.2011г. по 29.03.2011г., 05.04.2011г., с 19.06.2011г. по 03.07.2011г., с 03.09.2011г. по 18.09.2011г., 15.12.2011г., 04.06.2012г., с 25.09.2012г. по 29.09.2012г., с 02.12.2012г. по 12.12.2012г., с 03.11.2013г. по 16.11.2013г., с 23.04.2014г. по 27.04.2014г., с 22.09.2014г. по 28.09.2014г., 19.10.2016г., с 20.10.2016г. по 22.10.2016г. подлежат включению в специальный (медицинский) стаж истца, дающий право на льготную пенсию по пп. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», как и работа, в период которой истец направлялся на указанные курсы и в командировки и которая включена ответчиком в специальный (медицинский стаж) истца. Исковые требования в указанной части признаются судом обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права гражданина на социальное обеспечение (включающее в себя и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах), которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
На основании п. 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика - ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Ухте (межрайонное) в пользу Венедиктова Э.В. подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, понесенные истцом при обращении в суд с иском о включении периодов работы в стаж в льготном исчислении.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. При этом в силу указанной статьи понятие разумности пределов и учета конкретных обстоятельств следует соотносить с объектом судебной защиты, размер возмещения стороне расходов должен быть соотносим с объектом защищаемого права.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, высказанной им в определении от 20 октября 2005 года № 355-О, реализация судом права уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя, возможна лишь в том случае, если суд признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела.
Судебные расходы присуждаются судом, если они понесены фактически, являлись необходимыми и разумными в количественном отношении.
Из материалов дела следует, что 04.10.2018 года истец заключил договор об оказании юридических услуг с Центром оказания услуг «Юрист плюс» в лице Индивидуального предпринимателя С.Н. (далее по тексту - исполнитель), по условиям которого (п.п. 1.1, 1.3) исполнитель обязуется оказать юридические услуги по составлению искового заявления о включении определенных периодов в стаж в льготном исчислении, назначении досрочной страховой пенсии, представлению интересов в суде. Истец обязуется оплатить исполнителю за оказанные услуги 11000 руб. (п. 4.1. договора).
В ходе судебного разбирательства интересы Венедиктова Э.В. представляла по доверенности Тихомирова А.С., работающая у ИП С.Н. по трудовому договору от 04.12.2013г. .....
В соответствии с квитанцией к приходно-кассовому ордеру .... от 30.10.2018 года истец произвел исполнителю оплату за оказанные по договору услуги в сумме 11000 рублей.
На основании изложенного, при решении вопроса о возмещении расходов на оплату услуг представителя, суд, исходя из принципов разумности и справедливости, с учетом категории спора, полного удовлетворения исковых требований, наличия двух ответчиков, объема выполненной представителем работы (составление иска, расчета, участие в 4-х судебных заседаниях), полагает возможным взыскать в пользу истца в счет возмещения ему данного вида расходов: с УПФР по г. Ухте - 8000 рублей, с ГБУЗ РК «Ухтинский межтерриториальный родильный дом» - 3000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Венедиктова Э.В. удовлетворить.
Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Ухтинский межтерриториальный родильный дом» внести изменения в сведения индивидуального персонифицированного учета, представленные ранее за Венедиктова Э.В., указав код особых условий труда «Хирургия» за следующие периоды работы: с 01.01.2006г. по 10.10.2006г., с 11.10.2006г. по 16.09.2007г., с 18.02.2008г. по 19.01.2010г.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ухте Республики Коми (межрайонное) включить периоды работы Венедиктова Э.В. в Ухтинском межтерриториальном родильном доме: с 01.01.2006г. по 10.10.2006г., с 11.10.2006г. по 16.09.2007г., с 18.02.2008г. по 19.01.2010г. в стаж работы истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях», с применением льготного порядка исчисления стажа (1 год работы как 1 год и 6 месяцев).
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ухте Республики Коми (межрайонное) включить периоды прохождения Венедиктовым Э.В. курсов повышения квалификации и нахождения в командировках: с 14.02.2016г. по 18.03.2016г., с 06.02.2017г. по 10.02.2017г., с 01.10.2017г. по 03.10.2017г., с 14.05.2018г. по 02.06.2018г. и периоды командировок: с 06.04.2010г. по 07.04.2010г., 07.05.2010г., с 14.12.2010г. по 16.12.2010г., с 11.01.2011г. по 13.01.2011г., с 28.03.2011г. по 29.03.2011г., 05.04.2011г., с 19.06.2011г. по 03.07.2011г., с 03.09.2011г. по 18.09.2011г., 15.12.2011г., 04.06.2012г., с 25.09.2012г. по 29.09.2012г., с 02.12.2012г. по 12.12.2012г., с 03.11.2013г. по 16.11.2013г., с 23.04.2014г. по 27.04.2014г., с 22.09.2014г. по 28.09.2014г., 19.10.2016г., с 20.10.2016г. по 22.10.2016г. в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ухте Республики Коми (межрайонное) в пользу Венедиктова Э.В. расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей, судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 8000 рублей, всего 8300 рублей.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Ухтинский межтерриториальный родильный дом» в пользу Венедиктова Э.В. судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 3000 рублей, а также государственную пошлину в доход бюджета МОГО «Ухта» в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, т.е. с 19 февраля 2019 года.
Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Аберкон