Гр. дело№ 2-285\2012г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Тобольск 18 сентября 2012 года
Тобольский районный суд Тюменской области
в составе:
председательствующего
Федерального судьи Варнашовой Г.Е.
При секретаре Богдановой С.С.
С участием прокурора Черемисина Е.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-286/2012 года по иску прокурора Тобольского райрона, действующего в интересах Федорова Евгения Александровича к Правительству Тюменской области, Администрации Тобольского муниципального района о предоставлении жилого помещения вне очереди.
УСТАНОВИЛ:
Истец, прокурор Тобольского района, действующий в интересах Федорова Е.А., обратился в суд с иском к Правительству Тюменской области, Администрации Тобольского муниципального района о предоставлении жилого помещения вне очереди.
Прокурор требует возложить на Правительство Тюменской области обязанность обеспечить предоставление благоустроенного жилого помещения на территории города Тобольска, Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 квадратных метров из государственного жилищного фонда Тюменской области, и возложении на администрацию Тобольского муниципального района обязанности принять решение о предоставлении Федорову Е.А. обеспеченного Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного жилого помещения на территории города Тобольска, Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 квадратных метров, и заключить с Федоровым Е.А. договор социального найма на предоставленное жилое помещение.
Требования мотивирует тем, что Федоров Е.А. родился ДД.ММ.ГГГГ, и является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его отец, ФИО10, умер ДД.ММ.ГГГГ, а мать, ФИО11, лишена родительских прав на основании решения Тобольского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и умерла ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с распоряжением Главы администрации Тобольского района № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Федоров Е.А. был устроен в учреждение интернатного типа и с ДД.ММ.ГГГГ годы обучался в <адрес>, которую окончил в ДД.ММ.ГГГГ году, с ДД.ММ.ГГГГ годы Федоров Е.А. находился на службе в рядах Вооруженных Сил России. В соответствии с распоряжением Главы Тобольского района № № от ДД.ММ.ГГГГ года Федоров Е.А. включен в список детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, предоставляемых по договорам найма, и состоит на учете под номером №. После окончания службы заявитель обращался в орган местного самоуправление, но жилое помещение ему не было предоставлено.
В настоящее время истец проживает на съемной квартире в городе Тюмени, своего жилья не имеет.
До настоящего времени Федоров Е.А. состоит на учете на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, решение о снятии её с этого учета органом местного самоуправления не принималось, жилое помещение по договору социального найма на территории г. Тобольска, Тобольского района не предоставлялось.
Истец Федоров Е.А. в суд не явился, извещен.
В судебном заседании Истец -прокурор, иск поддержал полностью по основаниям, указанным в исковом заявлении и пояснил суду, что Федоров Е.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поставлен на учет в администрации Тобольского муниципального района, закончил среднюю школу, отслужил в армии, но жильем не обеспечен.
Представитель ответчика - Правительства Тюменской области в суд не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, в письменном отзыве, представитель просит в иске отказать, т.к. не доказан факт отсутствия у Федорова Е.А. в собственности (или по договору социального найма) жилого помещения. Кроме того, в соответствии со ст.17 ч.3 Конституции РФ, удовлетворив требования Федорова Е.А. будут нарушены права иных лиц, вставших на учет ранее Федорова Е.А.
Представитель ответчика - администрации Тобольского муниципального района в суд не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке, просит рассмотреть дело в отсутствии представителя и решить вопрос в пользу истца при условии предоставления денежных средств Правительством Тюменской области. В соответствии с. п.2.2 Порядка, определенного Постановлением Правительства Тюменской области от 05.10.2009 года № 286-П « Об утверждении порядка предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области» в связи отсутствием жилья на рынке жилья в Тобольском районе, с согласия истца, предоставить ему требуемое жилое помещение в другом населенном пункте Тюменской области.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, к детям, оставшимся без попечения родителей относятся - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Как установлено в судебном заседании, Федоров Евгений Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус ребенка-сироты.
Свидетельством о смерти отца, ФИО12, подтверждается, что он умер ДД.ММ.ГГГГ, решением суда от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что его мать, ФИО13, лишена родительских прав Тобольским районным судом Тюменской области ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно распоряжения главы администрации Тобольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списка детей-сирот, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях» и приложения к нему, Федоров Е.А состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях под № № с ДД.ММ.ГГГГ.
Справкой администрации <адрес> сельского поселения подтверждается, что Федоров Е.А. зарегистрирован по адресу: <адрес> в <адрес> с сыном ФИО14. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Справкой сектора по опеке, попечительству и охране прав детства Тобольского района от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Федоров Е.А. не имеет закрепленного жилья на территории Тобольского района. Справкой органа опеки и попечительства г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Федоров Е.А. не имеет закрепленного жилья на территории г. Тюмени.
Справкой администрации г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что в администрации г. Тюмени Федоров Е.А. не состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении.
Согласно договора найма от ДД.ММ.ГГГГ Федоров Е.А. проживает в съемном жилье.
Справкой БТИ от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Федоров Е.А. собственником недвижимого имущества в г. Тобольске и Тобольском районе не является.
Уведомлениями Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Федоров Е.А. и его малолетний сын ФИО15 не имеют в собственности недвижимого имущества.
Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что съемная квартира Федорову Е.А. либо членам его семьи не принадлежит.
Указанными документами полностью опровергаются доводы представителя ответчика Правительства Тюменской области об отсутствии сведений о наличии в собственности Федорова Е.А. жилых помещений.
Таким образом, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федоров Е.А. является лицом из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В ходе судебного разбирательства представителями ответчиков это не было опровергнуто. На момент рассмотрения искового заявления Федоров Е.А. не утратил статус лица, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В собственности Федорова Е.А. и членов её семьи жилых помещений не имеется.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются : детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Из приведенной нормы следует, что законодатель определил категории граждан, которым предоставляется жилое помещение вне очереди, и Федоров Е.А. относится к такой категории граждан.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аттестатом о среднем (полном) общем образовании подтверждается, что Федоров Е.А. ДД.ММ.ГГГГ окончил муниципальное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <адрес> для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Военным билетом Федорова Е.А. подтверждается, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он находился на службе в Вооруженных Силах РФ.
Судом установлено, что Федоров Е.А. был принят на учет лиц, нуждающихся в обеспечении жильем, как сирота ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени жилое помещение за ним закреплялось, по договору социального найма жилье ему не предоставлялось.
Судом установлено, что до настоящего времени ответчиками обязательство по предоставлению Федорову Е.А. жилого помещения не исполнено.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п.3 Положения о ведении учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и обеспечения сохранения прав указанных категорий граждан на жилые помещения, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 26.01.2009 года №18-п ( в редакции от 11.04.2011 года № 114-п) «О мерах по обеспечению реализации гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на жилые помещения». Дети - сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, признаются нуждающимися в жилых помещениях со дня возникновения у них статуса ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, либо со дня утраты ими прав на жилое помещение.
Статьей 5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на Правительство Тюменской области в соответствии с абз. 3 ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
В соответствии со ст. ст. 8, 11 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства должны быть предусмотрены в бюджете субъекта РФ, утвержденном законом соответствующего субъекта РФ.
В силу п. «и» ч.1 ст. 3 Закона Тюменской области от 12.10.2001 г. № 426 «О бюджетном процессе в Тюменской области» Правительство области осуществляет правовое регулирование бюджетного процесса и обладает полномочиями по установлению и исполнению обязательств областного бюджета.
Согласно ст. 2 Закона Тюменской области от 07.10.1999 г. № 137 (в редакции от 24.12.10 г) «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, постоянно проживающим в Тюменской области, относящимся к категориям, установленным в статье 7 настоящего Закона, при условии принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), за исключением случаев, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, а в отношении категорий, установленных в части второй статьи 7, и (или) решением уполномоченного органа исполнительной власти Тюменской области при предоставлении жилых помещений из государственного жилищного фонда Тюменской области.
Статьей 7 ч.2 п. «в» этого закона предусмотрено, что право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании пребывания в образовательных или иных учреждениях; в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст.1 указанного Закона норма предоставления площади жилого помещения установлена в размере не менее 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ органом местного самоуправления осуществляется принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе и категории граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Исходя из перечисленных требований закона прокурор и Федоров Е.А. обоснованно требуют предоставление ему жилого помещения вне очереди.
Судом установлено, что Федоров Е.А., бесспорно является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, имеет право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма в г. Тобольске, общей площадью не менее 18 кв.м., поскольку согласно сообщению Администрации Тобольского муниципального района свободного жилья на рынке жилья в Тобольском районе нет. Суд считает, что имеются убедительные основания для возложения на Правительство Тюменской области обязанности обеспечить предоставление Федорову Е.А. благоустроенного жилого помещения на территории г. Тобольска, Тюменской области площадью не менее 18 кв.м. по договору социального найма, а на администрацию Тобольского муниципального района обязанности на принятие решения о его предоставлении и заключению договора соцнайма..
В силу изложенного, в соответствии со ст. 52,57 ЖК, ст. 8.11 Бюджетного Кодекса РФ, ст. 1,5,8 ФЗ РФ от 21.12.1996 года № 159 ФЗ с изменениями от 21.11.2011 года « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Федорову Евгению Александровичу, родившемуся 07 мая 1990 года благоустроенного жилого помещения на территории г. Тобольска, Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 кв. м из государственного жилищного фонда Тюменской области.
Обязать Администрацию Тобольского муниципального района после обеспечения Правительством Тюменской области принять решение о предоставлении Федорову Евгению Александровичу из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного жилого помещения на территории г. Тобольска по договору социального найма, площадью не менее 18 кв. м., а также заключить с Федоровым Евгением Александровичем договор социального найма на предоставленное жилое помещение.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд через Тобольский районный суд в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 25 сентября 2012 года.
Председательствующий: Г.Е. Варнашова