Дело № 2-5600/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 октября 2016 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Кукленко С.В.,
при секретаре Ефимовой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону в интересах Омельченко ВВ к Администрации г. Ростова-на-Дону, третьи лица – МКУ «Отдел образования Советского района г. Ростова-на-Дону», Администрация Советского района г. Ростова-на-Дону, Правительство РО, МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону», Министерство общего и профессионального образования РО, Министерство территориального развития архитектуры и градостроительства РО, об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Советского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд с иском, указав, что на рассмотрение в прокуратуру Советского района города Ростова-на-Дону поступило обращение Омельченко В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о нарушении его жилищных прав. Проведенной проверкой установлено, что согласно Свидетельству о рождении I-АН №, выданному повторно ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС Администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону, отцом Омельченко В.В. является – ФИО, матерью – ФИО1. В связи с тем, что мать Омельченко В.В. умерла 11.11.2004 года, отец умер ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением главы администрации Советского района г. Ростова-на-Дону от 14.07.2015 года № «Об установлении попечительства над несовершеннолетней Омельченко ВВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения» над истцом была установлена опека. Поскольку и мать и отец Омельченко В.В. умерли, она относится к категории лиц из числа детей-сирот. Распоряжением Главы администрации Советского района г. Ростова-на-Дону от 16.09.2015 года № 712 «О включении Омельченко ВВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями», истец признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения. До настоящего времени Омельченко В.В. жильем не обеспечена.
На основании изложенного, просит обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону обеспечить предоставить Омельченко В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее нормы предоставления.
Истец Омельченко В.В., в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала просила удовлетворить.
Представитель истца – Деркач Е.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, просила удовлетворить
Помощник прокурора Долгалева А. А. поддержала заявленные требования, просила удовлетворить.
Представитель ответчика – Касьянова М.И., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований. Также в случае удовлетворения иска просил предоставить рассрочку исполнения решения суда на 1 год.
Представитель третьего лица МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону» - Чебанян Э. С. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, поддержал доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление.
Представитель третьего лица Администрации Советского района г. Ростова-на-Дону – Корж О.Е., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных требований.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие, в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Так, судом установлено, что на рассмотрение в прокуратуру Советского района города Ростова-на-Дону поступило обращение Омельченко В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о нарушении его жилищных прав.
Проведенной проверкой установлено, что согласно Свидетельству о рождении №, выданному повторно 25.03.2005 года отделом ЗАГС Администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону, отцом Омельченко В.В. является – ФИО, матерью – ФИО1.
В связи с тем, что мать Омельченко В.В. умерла 11.11.2004 года, отец умер 29.05.2015 года, Постановлением главы администрации Советского района г. Ростова-на-Дону от 14.07.2015 года № «Об установлении попечительства над несовершеннолетней Омельченко ВВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения» над истцом была установлена опека.
Поскольку и мать и отец Омельченко В.В. умерли, она относится к категории лиц из числа детей-сирот.
Распоряжением Главы администрации Советского района г. Ростова-на-Дону от 16.09.2015 года № «О включении Омельченко ВВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями», истец признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
До настоящего времени Омельченко В.В. жильем не обеспечена.
На основании части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции действовавшей до 1 января 2013 года, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, (действовавшим также до 1 января 2013 года), предусматривалось, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" принята новая редакция ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 1 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
Вступившая с 1 января 2013 года в законную силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
К законодательству Российской Федерации относится в данном случае ст. 8 ФЗ (в редакции ФЗ от 29.02.2012 года N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
На территории Ростовской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС (ред. От 14.10.2014 года) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии со статьей 1 указанного Закона исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 настоящего Областного закона, устанавливается областным законом и нормативным правовым актом Правительства Ростовской области (ст. 2 указанного Закона).
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 года № 499-ЗС, установлен Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 настоящего Областного закона, устанавливается областным законом и нормативным правовым актом Правительства Ростовской области.
Постановлением Правительства РО от 25.06.2012 года № 539 (в редакции от 27.08.2014 года) утверждено Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в редакции от 27.08.2014 года № 604), Детям-сиротам за счет средств областного бюджета и средств федерального бюджета, поступающих в областной бюджет на эти цели, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлениям в письменной форме детей-сирот, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.
Судом установлено, что согласно сведениям из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним за Омельченко В.В. какого-либо имущества не зарегистрировано.
Таким образом, в нарушение ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159- ФЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Областного закона Ростовской области «О социальной поддержке детства в Ростовской области» органами исполнительной власти Омельченко В.В. не обеспечена жилым помещением по независящим от него обстоятельствам по настоящее время.
Обязанность по предоставлению жилого помещения Омельченко В.В. должна быть возложена на муниципальное образование - Администрацию города Ростова-на-Дону.
Проведенной Прокуратурой Советского района г. Ростова-на-Дону проверкой установлено, что Администрацией г. Ростова-на-Дону договор найма специализированного жилого помещения с Омельченко В.В. до настоящего времени не заключен.
Предоставление жилого помещения должно осуществляться по норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
Норма предоставления - это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (часть 2 статьи 50 ЖК РФ). Норма предоставления, по общему правилу, устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Для граждан, категории которых определены федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъекта РФ, норма предоставления может устанавливаться соответствующими нормативными правовыми актами (часть 3 статьи 49, часть 3 статьи 50 ЖК РФ). Поэтому для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может применяться норма предоставления, установленная законами субъектов РФ для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, но не ниже нормы предоставления, установленной в соответствующем муниципальном образовании.
Согласно п. 1 ст. 6 Областного закона Ростовской области от 07.10.2005 года № ЗбЗ-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого органом местного самоуправления определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, составляет:
от 25 до 33 квадратных метров общей площади жилого помещения - для одиноко проживающих граждан;
от 34 до 42 квадратных метров общей площади жилого помещения - на семью из двух человек;
от 15 до 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек.
Аналогичные положения закона содержатся в п. 1.1 Положения о регулировании жилищных отношений на территории города Ростова-на-Дону», принятого Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 25.04.2006 года № 124 (ред. от 09.04.2013 года).
Таким образом, поскольку Омельченко В.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилья, пригодного для проживания, поскольку до настоящего времени им не была обеспечена, суд приходит к выводу о необходимости обязания Администрации г. Ростова-на-Дону предоставить Омельченко В.В. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения на одного человека.
Суд считает необходимым обязать Администрацию города Ростова-на-Дону предоставить Омельченко В.В. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения исходя из состава семьи один человек.
В соответствии со ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить исполнение решения суда.
На основании изложенного, а также учитывая тот факт, что Администрация города предпринимает все меры для обеспечения граждан, отнесенных к категории лиц детей-сирот в добровольном порядке.
Так согласно п. 5 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей находящихся под опекой (попечительством), утвержденного Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года № 539, Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, в целях формирования областного бюджета на трехлетний период и расчета объема субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов (далее - муниципальное образование), по данным органов местного самоуправления:
- до 15 марта года, предшествующего первому году трехлетнего периода, на основании списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, формирует по дате включения в список общеобластной список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в трехлетний период и сводный список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального и (или) областного бюджетов (далее - сводный список), на каждый финансовый год с распределением по муниципальным образованиям по дате постановки на учет;
- в срок до 1 апреля года, предшествующего первому году трехлетнего периода, представляет список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, общеобластной список на трехлетний период и сводный список, согласованные с министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, в областную межведомственную комиссию по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан для утверждения;
- направляет в Министерство строительства сводный список и проверенные учетные дела в срок до 15 марта года, предшествующего планируемому.
Областная межведомственная комиссия рассматривает и утверждает общеобластной список на планируемый трехлетний период, сводные списки на очередной финансовый год и плановый период с распределением по муниципальным образованиям. Принимает решения о перераспределении приобретенного муниципальными образованиями области жилья очередникам данной категории граждан при предоставлении соответствующих документов министерством образования.
Министерство строительства, как главный распорядитель бюджетных средств, в целях формирования областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, на основании утвержденного областной межведомственной комиссией общеобластного списка осуществляет расчет объемов субвенций бюджетам муниципальных образований в соответствии с единой методикой, утвержденной областным законом «О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области».
После проверки учетных дел, не позднее 20 марта года, предшествующего планируемому, в пределах предусматриваемых в федеральном бюджете и (или) областном бюджете средств, согласовывает сводный список на очередной финансовый год и направляет его в министерство образования, и осуществляет перечисление средств после заключения договоров на финансирование с администрациями муниципальных образований на основании договоров купли-продажи жилого помещения, договоров долевого участия в строительстве, инвестиционных договоров, муниципальных контрактов и других договоров, подтверждающих направление средств областного бюджета на строительство муниципальными образованиями жилых помещений и (или) жилых домов (в том числе, на завершение строительства).
Администрации муниципальных образований, в случае, если средства федерального и (или) областного бюджета направлены органами местного самоуправления на долевое участие в строительстве или строительство дома, обеспечивают предоставление жилых помещений по договорам специализированного жилого помещения (социального найма) после ввода дома в эксплуатацию, но не позднее 31 декабря года, следующего за годом, в котором были выделены указанные средства. Полномочия по обеспечению жильем детей-сирот считаются исполненными с момента заключения договора специализированного жилого помещения с ребенком-сиротой.
Согласно п. 2 Положения о порядке расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденному указанным выше Постановлением, расходование субвенций осуществляется министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области путем предоставления субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), бюджетам муниципальных районов и городских округов области в установленном для исполнения областного бюджета порядке на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и заявок администраций муниципальных образований, согласованных с финансовыми органами муниципальных образований.
Таким образом, нормами права регламентирован строгий порядок формирования списков очередников по категории граждан – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Администрация города Ростова-на-Дону следует Постановлению Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года № 539, и по мере поступления денежных средств, приобретает для данной категории граждан в порядке очередности, по утвержденным спискам, жилые помещения.
Истец 16.09.2015 года включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, таким образом в 2015-2016 годах на истца денежные средства на обеспечение жильем не выделялись, после выделения денежных средств, Омельченко В.В. будет обеспечена жилым помещением.
При указанных обстоятельствах, суд полагает возможным предоставить отсрочку исполнения решения Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону сроком на 1 (один) год.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию города Ростова-на-Дону предоставить Омельченко ВВ благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее нормы предоставления, предоставив отсрочку исполнения решения суда сроком на 1 (один) год.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 17 октября 2016 года.
Судья Кукленко С. В.