дело № 2-699/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Козьмодемьянск 27 мая 2015 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Шаховой К.Г., при секретаре судебных заседаний Тимяковой И.И.,
с участием помощника Горномарийского межрайонного прокурора Ларьковой М.А.,
представителя ответчика и.о. главы администрации муниципального образования «Еласовское сельское поселение» Никифорова Д.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горномарийского межрайонного прокурора Республики Марий Эл в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Еласовское сельское поселение» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по организации ежегодной диспансеризации муниципальных служащих,
установил:
Горномарийский межрайонный прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с иском к администрации муниципального образования «Еласовское сельское поселение» о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации ежегодной диспансеризации муниципальных служащих администрации и возложении обязанности в срок до 01.08.2015 г. организовать проведение диспансеризации. В обоснование заявленных требований указано, что Горномарийской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службы, охране здоровья граждан, в ходе которой установлено, что муниципальные служащие администрации сельского поселения в период с 2013 г. по 2014 г. ежегодную диспансеризацию не проходили, в бюджете муниципального образования денежные средства на проведение диспансеризации муниципальных служащих не предусматривались, график прохождения диспансеризации не утверждался.
В судебном заседании представитель истца - помощник Горномарийского межрайонного прокурора Ларькова М.А. на удовлетворении заявленных требований настаивала, просила суд обязать ответчика организовать проведение диспансеризации в срок до 01 августа 2015 г.
Представитель ответчика и.о. главы администрации муниципального образования «Еласовское сельское поселение» Никифоров Д.Т. с требованиями прокурора согласился, заявил о готовности администрации организовать проведение диспансеризации, указал, что договор на прохождение диспансеризации с ГБУ РМЭ «Козьмодемьянская ЦРБ» заключен ответчиком 24 апреля 2015 г., оплата услуг по договору произведена.
Выслушав объяснения участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно статье 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Эти и иные положения статьи 37 Конституции Российской Федерации, закрепляющие гарантии свободного труда, корреспондируют к положениям Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах: участвующие в данном Пакте государства, согласно п. 1 его ст. 6, признают право на труд, включающий право каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпринимают надлежащие шаги к обеспечению данного права.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
В то же время, гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 4 ч. 1 ст. 13 вышеуказанного закона).
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14 декабря 2009 года № 984н утверждены Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, Перечень заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения.
Под диспансеризацией, применительно к настоящему Порядку, понимается комплекс мероприятий, проводимых с целью определения рисков развития заболеваний, раннего выявления имеющихся заболеваний, в том числе препятствующих прохождению государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба) и муниципальной службы, сохранения и укрепления физического и психического здоровья государственного гражданского служащего Российской Федерации
В силу п. 3 Порядка, диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в медицинских учреждениях, определенных федеральным государственным органом или государственным органом субъекта Российской Федерации (далее - государственный орган), органом местного самоуправления, аппаратом избирательной комиссии муниципального образования (далее - орган муниципального образования) в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям: терапия, акушерство и гинекология, неврология, урология, хирургия, офтальмология, отоларингология, эндокринология, психиатрия, психиатрия-наркология, рентгенология, ультразвуковая диагностика, клиническая лабораторная диагностика (далее - медицинское учреждение).
Диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится ежегодно врачами-специалистами с использованием лабораторных и функциональных исследований в следующем объеме: осмотр врачами-специалистами, а также проведение лабораторных и функциональных исследований (пункт 4).
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденным представителем нанимателя (работодателем).
В силу п. 6 Порядка, гражданские служащие и муниципальные служащие проходят диспансеризацию в сроки, установленные графиком. В случае невозможности прохождения диспансеризации в установленные сроки по уважительным причинам сроки ее прохождения согласуются с представителем нанимателя (работодателем).
Для прохождения диспансеризации представитель нанимателя (работодатель) составляет поименный список гражданских служащих или муниципальных служащих и направляет его за два месяца до начала диспансеризации в соответствующее медицинское учреждение (пункт 7).
Согласно п. 16 Порядка по окончании прохождения диспансеризации врач-терапевт заполняет Паспорт здоровья, в котором отмечаются результаты осмотров врачей-специалистов (включая дополнительные консультации), исследований (включая дополнительные), проведенных в процессе осуществления диспансеризации, вписываются группа состояния здоровья, заключения (рекомендации) врачей-специалистов и общее заключение врача-терапевта с рекомендациями по проведению профилактических мероприятий и лечению.
Паспорт здоровья хранится у гражданского служащего или муниципального служащего.
Кроме того, как установлено п. 17 Порядка, медицинское учреждение на основании результатов диспансеризации гражданского служащего или муниципального служащего выдает ему заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению (учетная форма № 001-ГС/у), форма которого предусмотрена приложением N 3, подписываемое врачебной комиссией медицинского учреждения (далее - Заключение)
В случае если гражданскому служащему или муниципальному служащему по результатам диспансеризации выдано Заключение о наличии заболевания, препятствующего прохождению гражданской службы или муниципальной службы, медицинское учреждение, выдавшее соответствующее Заключение, направляет его копию в государственный орган (орган муниципального образования) по месту прохождения гражданской службы или муниципальной службы в 10-дневный срок.
Заключение, выданное гражданскому служащему или муниципальному служащему по результатам диспансеризации, действительно до прохождения следующей диспансеризации.
Заключение приобщается к личному делу гражданского служащего или муниципального служащего в соответствии с Положением о персональных данных государственного гражданского служащего и ведении его личного дела, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 2005 г. № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела».
Согласно информации администрации МО «Еласовское сельское поселение» по состоянию на апрель 2015 г. в штате администрации числятся 6 муниципальных служащих.
Однако, как установлено в ходе проверки, проведенной прокуратурой района, в нарушение вышеуказанных правовых норм, муниципальные служащие, замещающие должности в администрации сельского поселения, в 2013, 2014 годах диспансеризацию не проходили, что подтверждается письменным ответом на обращение прокурора ГУ РМЭ «Козьмодемьянская центральная районная больница».
Из письма администрации МО «Еласовское сельское поселение» от 21.04.2015 г. следует, что график прохождения диспансеризации муниципальных служащих не разрабатывался, некоторые муниципальные служащие не проходили диспансеризацию с 2009 г., 2013 г. При том, что доказательств прохождения диспансеризации работниками администрации ФИО4, ФИО3, ФИО5 и ФИО6 в 2014-2015 г.г. суду не представлено, а эти сведения опровергаются вышеприведенной информацией ГУ РМЭ «Козьмодемьянская центральная районная больница».
Заключение ответчиком с ГБУ РМЭ «Козьмодемьянская ЦРБ» договора на прохождение диспансеризации 24 апреля 2015 г. не свидетельствует о проведении всех необходимых для проведения диспансеризации муниципальных служащих мероприятий.
Между тем, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7) и каждый имеет право на охрану здоровья (статья 41, часть 1). Тем самым предполагается, что государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы гарантировать гражданам осуществление данного конституционного права в полном объеме.
Однако выявленные нарушения норм федерального законодательства создают предпосылки повышения уровня возможности возникновения различных заболеваний, и как следствие возникновение угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что недопустимо и нарушает один из основополагающих конституционных принципов - приоритет жизни и здоровья граждан.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в т.ч. путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Отсюда, исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, принимая во внимание согласие ответчика с иском, суд находит требования Горномарийского межрайонного прокурора законными и обоснованными.
При этом, по мнению суда, срок, испрашиваемый прокурором для совершения ответчиком определенных действий в рамках настоящего спора (01 августа 2015 г.) является разумным и достаточным для выполнения возложенных на орган местного самоуправления обязанностей.
В силу п. 4 ст. 103 ГПК РФ, учитывая, что на основании ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты судебных расходов обе стороны освобождены, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, надлежит обратить за счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Горномарийского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования «Еласовское сельское поселение», выразившееся в непринятии мер по организации ежегодной диспансеризации муниципальных служащих, незаконным и возложить на администрацию муниципального образования «Еласовское сельское поселение» обязанность в срок до 01 августа 2015 г. организовать проведение диспансеризации муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в администрации муниципального образования «Еласовское сельское поселение».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Шахова К.Г.
решение принято в окончательной форме 28 мая 2015 г.
<данные изъяты>