Решение по делу № 33-1728/2016 от 20.07.2016

Судья Ветрова С.В.                                                                                     Дело № 33-1728/2016

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«08» августа 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Кулаковой И.А.,

судей Зиновьевой О.Н. и Пелевиной Н.В.,

при секретаре Добряковой Д.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы представителя Администрации Костромской области Афанасьева А.П. и представителя Администрации города Костромы Якимовой Н.В. на решение Свердловского районного суда города Костромы 06 мая 2016 года, которым удовлетворены исковые требования Хохриной И.В., и Администрация Костромской области обязана восстановить многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 годы».

Заслушав доклад судьи Пелевиной Н.В., выслушав объяснения представителя администрации Костромской области Поройковой С.В., представителя Администрации города Костромы Якимовой Н.В., истицы Хохриной И.В. и ее представителя Данченко А.А., третьих лиц Капустиной Л.Г., Хотленко Т.Н., Коваль Е.К., Малининой А.В., Красавиной Ю.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Хохрина И.В. обратилась в суд с иском к Администрации Костромской области, в котором указала, что зарегистрирована и проживает в принадлежащей ей на праве собственности комнате квартиры дома по <адрес>. Заключением межведомственной комиссии от 23 сентября 2010 года жилой дом по <адрес>, являющийся памятником архитектуры, признан аварийным и подлежащим реконструкции. В этой связи постановлением Администрации Костромской области от 02 мая 2013 года указанный дом включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства на территории Костромской области на 2013-2017 годы». Постановлением Администрации Костромской области от 17 июля 2014 года в указанное постановление внесены изменения, дом включен в Перечень аварийных многоквартирных домов, переселяемых в рамках мероприятий 2013-2017 годов, с планируемой датой окончания переселения - апрель 2016 года. Впоследствии постановлением Администрации Костромской области от 29 марта 2015 года жилой дом был исключен из региональной адресной программы в связи с тем, что на момент признания его аварийным он не являлся многоквартирным домом, так как находился в общей долевой собственности граждан. При этом Администрацией области было оставлено без внимания то обстоятельство, что еще до 01 января 2014 года жители дома заключили соглашение о прекращении права общей долевой собственности на дом, выделили доли жилого дома в отдельные помещения (квартиры) и зарегистрировали право собственности на объекты недвижимого имущества - квартиры. Ссылаясь на то, что на момент включения дома в региональную адресную программу он отвечал признакам многоквартирного дома, просила признать действия Администрации Костромской области по исключению многоквартирного дома по <адрес> из региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 годы» незаконными; обязать ответчика восстановить дом в региональной адресной программе.

В процессе рассмотрения дела Хохрина И.В. в обоснование заявленных требований дополнительно указала, что по данным технической инвентаризации по состоянию на 1991 год жилой дом по <адрес> уже значился как многоквартирный, в этой связи просила обязать ответчика восстановить дом в региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 годы», при этом требования о признании действий Администрации Костромской области по исключению дома из региональной адресной программы незаконными не поддержала (том 2 л.д.53).

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Администрация города Костромы, департамент культуры Костромской области, департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области, инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области, а также собственники помещений в жилом доме по <адрес> - Малинина А.В., Коваль Е.К., Капустина Г.В., Капустина Л.Г., Ковалева Ф.А., Богданова М.Н., Смирнова Н.А., Болдырева О.В., Красавина Ю.А., Грибов А.В., Хотленко Т.Н. и Морозова М.В. (том 1 л.д.172, том 2 л.д.71).

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель Администрации Костромской области Афанасьев А.П., ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе Хохриной И.В. в удовлетворении исковых требований. В жалобе указывает, что, принимая решение по делу, суд первой инстанции постановление Администрации Костромской области от 29 марта 2015 года № 126-а об исключении спорного жилого дома из региональной адресной программы незаконным не признал, вместе с тем пришел к выводу о том, что дом подлежит восстановлению в этой программе. Таким образом, суд фактически разрешил вопрос, относящийся к исключительной компетенции органов исполнительной власти, что не допустимо. Кроме того, отмечает, что заявленные Хохриной И.В. требования вытекают из публичных правоотношений, а потому подлежали рассмотрению в порядке главы 22 КАС РФ, а не в порядке искового производства.

В апелляционной жалобе представитель Администрации города Костромы Якимова Н.В. также просит об отмене постановленного по делу решения, при этом приводит доводы, аналогичные тем, что изложены в жалобе Администрации Костромской области, а также обращает внимание на то, что по состоянию на 01 января 2012 года жилой дом по <адрес> к категории многоквартирных жилых домов не относился, поскольку находился в общей долевой собственности жителей дома, в этой связи исключение дома из региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда являлось правомерным; последующий раздел жителями дома общей долевой собственности путем выдела каждому из них отдельных помещений жилого и нежилого назначения о возможности сохранения дома в адресной программе не свидетельствует, поскольку раздел был произведен уже после 01 января 2012 года. Более того, в результате произведенного жителями дома раздела общей долевой собственности дом стал состоять из 10 жилых помещений, что не соответствует количеству жилых помещений на дату признания дома аварийным, и свидетельствует о злоупотреблении жителями дома своим правом, что в силу статьи 10 ГК РФ не допустимо. В жалобе также указывает, что лимит выделенных Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства средств на реализацию программных мероприятий в отношении домов, расположенных на территории города Костромы, Костромской областью использован в полном объеме, в этой связи решение суда о включении дома в адресную программу является неисполнимым.

В возражениях относительно доводов апелляционных жалоб Хохрина И.В. полагает решение суда законным и обоснованным.

В суде апелляционной инстанции представители Администрации Костромской области Поройкова С.В. и Администрации города Костромы Якимова Н.В. доводы апелляционных жалоб поддержали.

Истица Хохрина И.В. и ее представитель Данченко А.А., а также третьи лица Капустина Л.Г., Хотленко Т.Н., Коваль Е.К., Малинина А.В., Красавина Ю.А. полагали апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению, просили обжалуемое решение оставить без изменения.

Остальные участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении дела не заявляли. Учитывая положения статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений относительно них, судебная коллегия приходит к следующему.

Как видно из материалов дела и установлено судом, Хохрина И.В. зарегистрирована и проживает в принадлежащей ей на праве собственности комнате квартиры дома по <адрес> (том 1 л.д.6, 7).

23 апреля 2010 года жилой дом по <адрес> на основании обращения жителей дома обследован межведомственной комиссией, по результатам которого вынесено заключение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции и признании квартир непригодными для проживания (том 1 л.д.44, 45-46).

Постановлением Администрации Костромской области от 02 мая 2013 года           № 200-а (в редакции постановления Администрации от 17 июля 2014 года № 294-а) жилой дом по <адрес> включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 годы» (том 1 л.д.9-24).

Постановлением Администрации Костромской области от 29 марта 2015 года -а дом из указанной адресной программы исключен (том 1 л.д.25-42).

Письмом заместителя губернатора Костромской области от 10 апреля 2015 года жителям дома сообщено, что причиной исключения дома из региональной адресной программы послужило то, что на момент признания дома аварийным он не являлся многоквартирным, так как находился в общей долевой собственности граждан (том 1 л.д.8).

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для исключения жилого дома по <адрес> из региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 годы» у Администрации Костромской области не имелось.

Данный вывод судом мотивирован, закону и материалам дела не противоречит, достаточных оснований не согласиться с ним судебная коллегия не усматривает.

Региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 годы», утвержденная постановлением Администрации Костромской области от 02 мая 2013 года № 200-а, разработана и принята в целях получения финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда и проведение капитального ремонта многоквартирных домов, находящихся на территории Костромской области, в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ от 21 июля 2007 года «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

В силу указанного Федерального закона названная программа реализуется в отношении жителей многоквартирных домов, признанных аварийными в установленном порядке межведомственными комиссиями муниципальных образований до 1 января 2012 года.

░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.

░░ ░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░ - 23 ░░░░░░ 2010 ░░░░, ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 28 ░░░░░░ 2006 ░░░░ № 47, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2012 ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 29 ░░░░░░░ 2013 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░░░ 2013 ░░░░ ░ ░░ 27 ░░░░░░ 2014 ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░ 1 ░.░.162-163, ░░░ 2 ░.░. 1-5, 6-7), ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.

░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2012 ░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░, ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» - ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2012 ░░░░ - ░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░. ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░, ░ ░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░.

░░░░░░ ░░ ░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 02 ░░░ 2013 ░░░░ № 200-░ ░ ░░░░░░░░ ░░ 29 ░░░░░ 2015 ░░░░ № 126-░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 328 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░

░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 06 ░░░ 2016 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░:

33-1728/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Хохрина И.В.
Ответчики
Муниципальное образование г.о.г.Кострома в лице Администрации г.Костромы
Другие
Смирнова Н.А.
Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области
Департамент архитектуры и градостроительства Костромской области
Грибов А.В.
Ковалева Ф.А.
Морозова М.В.
Данченко А.А.
Хотленко Т.Н.
Малинина А.В.
Департамент ТЭК и ЖКХ Костромской области
Болдырева О.В.
Богданова М.Н.
Администрация Костромской области
Красавина Ю.А.
Коваль Е.К.
Департамент культуры Костромской области
Капустина Л.Г.
Суд
Костромской областной суд
Судья
Пелевина Наталья Витальевна
Дело на сайте суда
oblsud.kst.sudrf.ru
08.08.2016Судебное заседание
12.08.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.08.2016Передано в экспедицию

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее