Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Севастополь Дело № 2-4513/2015
19 июня 2015 года Гагаринский районный суд г.Севастополя в составе: председательствующего судьи – Гавуры О.В.,
при участии секретаря – Плаксиной О.С.,
с участием:
прокурора – ФИО4,
представителя ответчика Департамента
образования города Севастополя – ФИО5,
представителя третьего лица Правительство Севастополя – ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Севастополе гражданское дело по исковому заявления прокурора <адрес> города Севастополя в защиту неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному образовательному учреждению города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №», Департамент образования города Севастополя о понуждении к исполнению требований законодательства об антитеррористической защищенности,
у с т а н о в и л:
В апреле 2015 года прокурор <адрес> г.Севастополя в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Государственному бюджетному образовательному учреждению города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №», Департамент образования города Севастополя о понуждении к исполнению требований законодательства об антитеррористической защищенности.
Прокурор в судебном заседании заявление поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что по результатам прокурорской проверки школы на предмет антитеррористической защищенности, в том числе и соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения было установлено, что ограждение территории школы имеет повреждения, частично отсутствует, также отсутствуют система видео наблюдения и кнопка экстренного вызова сотрудников полиции. В силу законодательства образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, в том числе соблюдать санитарно-гигиенические требования, а также на то, что полномочия по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений лежит на органах местного самоуправления, источником формирования финансовых ресурсов учреждения является бюджет.
Представители ответчика и третьего лица в судебном заседании просили разрешить данный спор на усмотрения суда.
Суд, выслушав сторон участвовавших в деле, изучив материалы дела, считает, исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, ФИО1 приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в образовательных учреждениях.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ), противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Органом исполнительной власти города федерального значения Севастополя, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере образования на территории города Севастополя, является Департамент образования города Севастополя (ФИО2 временно исполняющего обязанности Губернатора города Севастополя №-УГ от ДД.ММ.ГГГГ Главное управление образования и науки города Севастополя переименовано в Департамент образования города Севастополя).
Согласно п. 3.12 Положения о Департаменте образования города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, Департаменте образования города Севастополя осуществляет мероприятия по противодействию терроризму в установленной сфере деятельности. Контролирует состояние антитеррористической защищенности объектов (территорий), выделенных для размещения подведомственных организаций.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> города Севастополя в Государственном бюджетном образовательном учреждении города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №» (далее – ГБОУ СОШ №) проведена проверка соблюдения требований антитеррористической защищенности и санитарно - эпидемиологического законодательства.
В соответствии с п. 1.4 устава ГБОУ СОШ №, утвержденного приказом Гласного управления образования и науки города Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ, учредителем ГБОУ СОШ № является город Севастополь, функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент образования города Севастополя (правопреемник Главного управления образования и науки города Севастополя). Собственником имущества ГБОУ СОШ № является город Севастополь (п. 1.5 устава).
ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом» определена необходимость разработки комплекса мер по предупреждению и пресечению террористических проявлений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной ФИО2 РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, важнейшими составляющими национальных интересов ФИО2 являются защита личности, общества и государства от терроризма.
В силу ч. 7 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Организация охраны здоровья обучающихся в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими учреждениями. Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ).
Согласно п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон № 384-ФЗ) для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В том числе, меры, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Пунктом 2 ч. 13 ст.30 Федерального закона № 384-ФЗ предусмотрено, что в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Пунктом 3.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.
Согласно пункту 6.48 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения», утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».
Подобные требования указаны и в Письмах Министерства образования и науки ФИО2 «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году» от ДД.ММ.ГГГГ № АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23, от ДД.ММ.ГГГГ 03-1423, от ДД.ММ.ГГГГ № ЮС-343/09.
В ходе проверки установлено, что территория ГБОУ СОШ № не ограждена, отсутствуют ворота, что способствует беспрепятственному доступу на территорию образовательного учреждения посторонних лиц.
Кроме того, проверкой установлено, что в ГБОУ СОШ № отсутствует система видео наблюдения, а также кнопка экстренного вызова сотрудников полиции.
Выявленные нарушения - отсутствие ограждения территории ГБОУ СОШ №, кнопки тревожной сигнализации и системы видеонаблюдения, не позволяют обеспечить постоянный контроль и предупреждение террористических актов, чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения, что способствует возникновению негативных последствий, создает угрозу жизни и здоровью как воспитанников, работников, так и иных лиц, посещающих образовательное учрежденное.
Приоритет мер предупреждения терроризма выражается в заблаговременном принятии профилактических мер, направленных на предупреждение террористической деятельности в различных формах и проявлениях. В первую очередь речь идет о мерах, связанных с выявлением и последующим устранением причин и условий, способствующих терроризму.
Статья 12 ГПК РФ устанавливает, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В связи с чем, положения ст. ст. 56, 57 ГПК РФ возлагают на каждую сторону обязанность доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в ГБОУ СОШ № имеет место нарушение требований федерального законодательства в части обеспечения безопасности учащихся и противодействия террористической угрозе, поскольку отсутствие системы видео наблюдения и кнопки экстренного вызова сотрудников полиции, а также ограждения позволяет учащимся беспрепятственно выбегать на проезжую часть, а также беспрепятственного доступа на территорию учебного заведения посторонних лиц, что может повлечь угрозу жизни и здоровью обучающихся, в связи с чем, исковые требования прокурора об обязании обеспечить финансирование и восстановления ограждения по периметру ГБОУ СОШ №, установки системы видео наблюдения и кнопки экстренного вызова сотрудников полиции подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 89 ГПК РФ, п.9 ч.1 ст. 333-36 Налогового кодекса РФ прокурор по заявлениям в защиту интересов неопределенного круга лиц освобожден от уплаты государственной пошлины, потому расходы принимаются на счет бюджета города Севастополя.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора <адрес> города Севастополя - удовлетворить.
Обязать Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №» оградить забором территорию Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №» и установить ворота.
Обязать Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №» устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму путем установки в Государственном бюджетном образовательном учреждении города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №» кнопки экстренного вызова сотрудников полиции.
Обязать Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №» устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму путем установки в Государственном бюджетном образовательном учреждении города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №» системы видеонаблюдения.
Обязать Департамент образования города Севастополя профинансировать расходы на ограждение территории, установление ворот, кнопки экстренного вызова сотрудников полиции и системы видеонаблюдения в Государственном бюджетном образовательном учреждении города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №».
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда через Гагаринский районный суд г.Севастополя.
Мотивированное решение вынесено 24.06.2015
Судья Гагаринского районного
суда г.Севастополя О.В. Гавура