Дело № 12-40/2018
Р Е Ш Е Н И Е
27 декабря 2018 г. г. Бирюч
Красногвардейский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего - судьи Максимовой С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Управления по контролю и надзору в сфере образования департамента образования Белгородской области
на постановление мирового судьи судебного участка №2 Красногвардейского района Белгородской области от 20 ноября 2018 г.
установил:
На основании приказа начальника департамента образования Белгородской области № от в период с 29 октября по 2 ноября 2018 г. в МБУ ДО «Ливенская детская музыкальная школа» была осуществлена проверка по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства об образовании, а именно соблюдении прав учащихся, их родителей, представителей на ознакомление с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности посредством сети «Интернет». В процессе проверки были выявлены нарушения требований законодательства об образовании. В отношении Карташовой Е.А., как директора МБУ ДО «Ливенская детская музыкальная школа», был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 5. 57 КоАП РФ - нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод.
Постановлением мирового судьи судебного участка №2 Красногвардейского района Белгородской области от 20 ноября 2018 г. производство по административному делу в отношении Карташовой Е.А. прекращено по основаниям ст. 2.9 КоАП РФ, то есть за малозначительностью административного правонарушения и она освобождена от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Не согласившись с данным постановлением, начальник Управления по контролю и надзору в сфере образования департамента образования Белгородской области обжаловал указанное постановление, считая его незаконным и необоснованным. Сослался на то, что представленные материалы дела об административном правонарушении в отношении директора МБУ ДО «Ливенская детская музыкальная школа» Карташовой Е.А. свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ. Доводы, содержащиеся в постановлении мирового судьи о том, что совершенное правонарушение не имеет большой общественной значимости, не получило общественного резонанса, не причинило вред государству, а следовательно, и не нарушило чьих-либо охраняемых законом интересов, наличия иных способов получения информации (посредством личных контактов с администрацией), не соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам. Кроме того, в постановлении мирового судьи отсутствует информация об устранении Карташовой Е.А. выявленных нарушений. Не согласен с выводами суда о малозначительности совершенного правонарушения, поскольку в действиях Карташовой Е.А. установлены нарушения прав обучающихся на ознакомление с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации, а также права родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на ознакомление с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, по месту нахождения учреждения: <адрес>. В связи с этим выводы мирового судьи о том, что правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, является не бесспорным. Просит постановление мирового судьи судебного участка №2 Красногвардейского района Белгородской области от 20 ноября 2018 г. отменить и возвратить дело на новое рассмотрение.
В судебное заседание представитель Управления по контролю и надзору в сфере образования департамента образования Белгородской области не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Жалобу поддерживает.
Директор МБУ ДО «Ливенская детская музыкальная школа» Карташова Е.А. с жалобой не согласна. Считает постановление мирового судьи судебного участка №2 Красногвардейского района Белгородской области от 20 ноября 2018 г. законным. Пояснила, что действительно при проверке имелись недостатки, но не в том объеме, что указаны в акте и протоколе, однако она не считает их существенными, поскольку не были нарушены ни права обучающихся, ни их родителей, они не привели к срыву учебного процесса, не ограничили доступ к получению информации. Указанные недостатки были незамедлительно ею устранены.
Выслушав объяснения директора МБУ ДО «Ливенская детская музыкальная школа» Карташовой Е.А., изучив материалы дела и проверив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки проведенной консультантом отдела надзора за соблюдением законодательства в сфере образования и контроля за соблюдением лицензионных требований управления по контролю и надзору в сфере образования департамента образования Белгородской области Ченцовой О.В. на основании приказа департамента образования Белгородской области от 26 сентября 2018 г. № 2517 в период с 29 октября по 2 ноября 2018 г. установлено, что директор МБУ ДО «Ливенская детская музыкальная школа» Карташова Е.А. нарушила требования п. 21 ч. 3 ст. 28, ч. 1-3 ст. 29, п.18 ч.1 ст. 34, п.3 ч.3 ст. 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», то есть совершила административное правонарушение, которое квалифицируется по ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ – нарушение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 2 ноября 2018 г., актом № 130-м от 2 ноября 2018 г. в которых отражены все нарушения выявленные в процессе проверки; приказом начальника департамента образования Белгородской области № 2518 от 26 сентября 2018 г., приложением к нему: заданием от 26 сентября 2018 г., копиями скриншота с сайта МБУ ДО «Ливенская детская музыкальная школа», копией должностной инструкции директора МБУ ДО «Ливенская детская музыкальная школа», которым мировым судьей в постановлении от 20 ноября 2018 г. дана оценка в совокупности с другими материалами дела в соответствии с правилами статьи 26.11 КоАП Российской Федерации.
Из протокола об административном правонарушении, акта № 130-м видно, что в ходе проверки было установлено нарушение ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 29 декабря2012 г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которой образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационного-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет», структура официального сайта муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Ливенская детская музыкальная школа» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формат представления на нем информации не соответствуют требованиям, установленным приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации. На главной странице «Сведения об образовательной организации:
1) в подразделе «Основные сведения» отсутствует информация об учредителе, учредителях образовательной организации;
2) в подразделе «Документы» отсутствуют следующие документы: предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчеты об исполнении таких предписаний;
3) в подразделе «Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав» не содержится информация:
а) о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителя филиалов образовательной организации (при их наличии), в том числе фамилию, имя, отчество (при наличии) руководителя, его заместителей, должность руководителя, его заместителей, контактные телефоны, адрес электронной почты;
б) о персональном составе педагогических работников с указанием данных о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке (при наличии) стажа работы по специальности.
4) в подразделе «Образование» отсутствует информация о реализуемых уровнях образования, о методических и об иных документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса, о реализуемых образовательных программах, в том числе о реализуемых адаптированных образовательных программах, с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой, а также об использовании при реализации указанных образовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет физических и (или) юридических лиц, о языках, на которых осуществляется образование (обучение);
5) в подразделе «Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса» не размещена информация о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов, для проведения практических занятий, библиотек, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, об обеспечении доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, об условиях питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, об условиях охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
6) в подразделе «Стипендии и иные виды материальной поддержки» отсутствует информация о наличии и условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки;
7 ) в подразделе «Финансово-хозяйственная деятельность» отсутствует информация об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение, которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц, о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года.
При рассмотрении дела мировым судьей правильно установлены все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств, сделан обоснованный вывод о виновности директора МБУ ДО «Ливенская детская музыкальная школа» Карташовой Е.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 5.57 КоАП РФ, которая выразилась в том, что она как руководитель учреждения образования, в обязанности которой входит, в том числе, обеспечение доступа к информации об образовательной деятельности, не в полной мере реализовала требования Федерального государственного общеобразовательного стандарта на доступ к информации.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В силу п. 21 ч. 3 ст. 28 Федеральный закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети "Интернет".
В соответствии с ч. 1-3 ст. 29 указанного закона образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет". Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность всей перечисленной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством РФ.
Вывод мирового судьи о необходимости освобождения директора МБУ ДО «Ливенская детская музыкальная школа» Карташовой Е.А. от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения является обоснованным.
На основании ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно объяснениям Карташовой Е.А., копиями скриншота с сайта МБУ ДО «Ливенская детская музыкальная школа»не все указанные в акте и протоколе недостатки имелись фактически, что учитывалось мировым судьей, а также следует учитывать при рассмотрении жалобы:
в подразделе «Документы» отсутствовали предписания, однако имелись отчеты, содержащие информацию предписаний;
в подразделе «Руководство. Педагогический (научно-педагогический состав»: а) имелась информация о руководителе, однако в ином порядке. Не был указан заместитель, поскольку его нет; б) о персональном составе педагогических работников с указанием данных о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке (при наличии) стажа работы по специальности – не было указана лишь тема, по которой проходил педагогический работник курсы повышения квалификации;
в подразделе «Образование» имелась информация, но не в виде таблицы. Отсутствовали методические работы преподавателей;
в подразделе «Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса» имелась необходимая информация, не было лишь указано предложение «лиц с ограниченными возможностями здоровья»;
в подразделе «Стипендии и иные виды материальной поддержки» не указано было, что не выплачивается стипендия;
в подразделе «Финансово-хозяйственная деятельность» не в полном объеме была размещена вся имеющаяся информация в этом разделе, однако отчеты были размещены в другом разделе «Отчеты».
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (п.21).
Из п. 18 Пленума Высшего Арбитражного суда №10 от 2 июня 2004 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» видно, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 15 апреля 2008 № 248-О-О, из статьи 2.9 КоАП РФ, рассматриваемой с учетом смысла, придаваемого ей сложившейся правоприменительной практикой, следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды должны исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой его причинения обществу, государству или личности.
В рассматриваемом случае при формальном наличии признаков состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.57 КоАП РФ, деяние, совершенное директором МБУ ДО «Ливенская детская музыкальная школа» Карташовой Е.А., не причинило вреда и не создало угрозы причинения вреда личности, обществу или государству, основания для вывода о тяжести наступивших последствий не имеются, жалоб на ограничение в получении информации ни от обучающихся, ни от их родителей, не поступало, не повлекло обращений обучающихся и их родителей в судебные и контролирующие органы по поводу имеющихся нарушений, чьих- либо прав и интересов не нарушено, имеющиеся нарушения устранены должностным лицом, поэтому данное правонарушение верно признано мировым судьей малозначительным.
Исходя из фактических обстоятельств дела, целей и общих правил назначения наказания, оценив характер совершенного нарушения, в том числе степень вины правонарушителя, мировой судья пришел к обоснованному выводу о возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Таким образом, оснований для отмены постановления мирового судьи судебного участка №2 Красногвардейского района от 20 ноября 2018 г. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №2 ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░░ 2018 ░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░. 2.9 ░░░░ ░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.