Дело № 2а-872/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2019 года г.Тверь
Центральный районный суд г.Твери в составе
председательствующего судьи Булыгиной Н.В.,
при секретаре Даниловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании «18» апреля 2019 года административное дело по административному исковому заявлению Кашинского межрайонного прокурора Тверской области, действующего в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тверской области, Алимову А.С. о признании информации, размещённой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Кашинский межрайонный прокурор Тверской области, действующий в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с требованиями к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тверской области, Алимову А.С. о признании информации, размещённой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование требований указано, что Кашинской межрайонной прокуратурой проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на предмет соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и о кредитно-банковской деятельности, в ходе которой выявлена информация, распространение которой запрещено.
Так, в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлена Интернет - страница, расположенная по сетевому адресу: https://chastniyzaim.ru/moskva.
Из информации ООО «Регистратор доенных имён РЕГ.РУ» от 21.02.201 года № 1381 следует, что администратором доменного имени https://chastniyzaim.ru/ является Алимов А.С..
На указанной Интернет-странице размещена информация о возможности заключить договор займа с физическими лицами, не имеющими статус микрофинансовой организации, что противоречит действующему законодательству.
Вход на указанный сайт свободный, не требует регистрации, ознакомиться с содержанием Интернет-страниц может любой Интернет-пользователь.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом осмотра сайтов от 21.02.2019, снимками экрана с отображением информации, содержащейся на сайте.
Осмотр Интернет-сайтов проводился в помещении Кашинской межрайонной прокуратуры по адресу: г. Кашин, ул. Анатолия Луначарского, д. 22/1, с помощью персонального компьютера.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В силу ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статья 1 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» устанавливает правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности, определяет порядок регулирования деятельности и надзора за деятельностью микрофинансовых организаций, устанавливает размер, порядок и условия предоставления микрозаймов, порядок приобретения статуса и осуществления деятельности микрофинансовых организаций.
Микрофинансовая деятельность - деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со статьей 3 названного выше федерального закона, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование) (пункт 1 части 1 статьи 2 Федерального закона № 151-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, отказ во внесении сведений о юридическом лице в указанный реестр и исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций осуществляются Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 9 Федерального закона № 151-ФЗ устанавливает права и обязанности микрофинансовой организации, неисполнение которых может повлечь причинение вреда неопределенному кругу лиц, а также государству.
Статьей 171 УК РФ установлена уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случае, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.
Статьей 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, а также за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Реестр).
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в Реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой запрещено.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основанием для включения в Реестр сведений, указанных в ч. 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ч. 3 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ создание, формирование и ведение Реестра возложены на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - Правила).
Согласно пунктам 2, 3 Правил создание, формирование и ведение Реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором Реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к его формированию и ведению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Наличие в свободном доступе на Интернет-ресурсе по электронному адресу: https://chastniyzaim.ru/moskva указанной информации нарушает права неопределенного круга лиц.
В связи с данными обстоятельствами, со ссылкой на нормы действующего законодательства административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В судебное заседание стороны не явились, сведения о надлежащем извещении в материалах дела имеются
Суд, исследовав материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Кашинской межрайонной прокуратурой проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на предмет соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и о кредитно-банковской деятельности, в ходе которой выявлена информация, распространение которой запрещено.
Так, в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлена Интернет - страница, расположенная по сетевому адресу: https://chastniyzaim.ru/moskva.
На указанной Интернет-странице размещена информация о возможности заключить договор займа с физическими лицами, не имеющими статус микрофинансовой организации, что противоречит действующему законодательству.
Вход на указанный сайт свободный, не требует регистрации, ознакомиться с содержанием Интернет-страниц может любой Интернет-пользователь.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом осмотра сайтов от 21.02.2019, снимками экрана с отображением информации, содержащейся на сайте.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно -телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ).
В силу ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статья 1 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» устанавливает правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности, определяет порядок регулирования деятельности и надзора за деятельностью микрофинансовых организаций, устанавливает размер, порядок и условия предоставления микрозаймов, порядок приобретения статуса и осуществления деятельности микрофинансовых организаций.
Микрофинансовая деятельность - деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со статьей 3 названного выше федерального закона, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование) (пункт 1 части 1 статьи 2 Федерального закона № 151-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, отказ во внесении сведений о юридическом лице в указанный реестр и исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций осуществляются Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 9 Федерального закона № 151-ФЗ устанавливает права и обязанности микрофинансовой организации, неисполнение которых может повлечь причинение вреда неопределенному кругу лиц, а также государству.
Статьей 171 УК РФ установлена уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случае, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.
Статьей 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, а также за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по заключению договоров займа с целью извлечения прибыли, лицами, не имеющими статуса микрофинансовой организации.
Положениями действующего законодательства не предусмотрен досудебный порядок признания информации, размещенной на обозначенном сайте сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, что исключает возможность выбора иного способа защиты нарушенных прав и получения документа, удостоверяющего соответствующий факт.
Согласно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Реестр).
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в Реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой запрещено.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основанием для включения в Реестр сведений, указанных в ч. 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ч. 3 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ создание, формирование и ведение Реестра возложены на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - Правила).
Согласно пунктам 2, 3 Правил создание, формирование и ведение Реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором Реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к его формированию и ведению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Наличие в свободном доступе на Интернет-ресурсе по электронному адресу: https://chastniyzaim.ru/moskva указанной информации нарушает права неопределенного круга лиц.
Вынесение соответствующего судебного акта о признании информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, влечет возникновение у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации обязанности по включению в Реестр адресов сайтов, содержащих запрещенную для распространения в Российской Федерации информацию.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25.01.2016 № 71 утверждено Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тверской области.
В соответствии с п. 2 Положения Управление создано в целях исполнения государственных полномочий по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных на подведомственной территории.
На дату вынесения решения Интернет сайт по адресу: https://chastniyzaim.ru/moskva является действующими, отсутствует в Реестре, не заблокирован, что подтверждается скриншотами страницы сайта имеющимися в материалах дела.
На основании п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, вышеприведенными нормами в их взаимосвязи установлен запрет на распространение информации, размещенной на Интернет-странице сайта с URL-адресом: https://chastniyzaim.ru/moskva.
Оценивая установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, суд приходит к выводу, что ознакомление с информацией неограниченного количества лиц влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, получающих доступ к незаконной информации.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, административное исковое заявление Кашинского межрайонного прокурора Тверской области, действующего в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тверской области, Алимову А.С. о признании информации, размещённой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 298, КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кашинского межрайонного прокурора Тверской области, действующего в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тверской области, Алимову А.С. о признании информации, размещённой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации - удовлетворить.
Признать информацию, размещенную посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-странице с электронным адресом: https://chastniyzaim.ru/moskva и его отображениях, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Копию решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тверской области для включения сетевых адресов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 23 апреля 2019 года.
Председательствующий Н.В.Булыгина