Решение по делу № 2-13705/2016 от 05.09.2016

Дело № 2-13705/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 октября 2016 года

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Патрушевой А.Г.,

при секретаре Бабиковой Д.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шебыревой Н.А. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным отказов, обязании включить в списки, взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л :

Шебырева Н.А. обратилась в суд с иском к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным отказа от ** ** **. №... и обязании включить в список граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, признании незаконным отказа от ** ** **. №... и обязании включить в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, взыскании компенсации морального вреда в размере ...

К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Шебырев В.В.

В судебном заседании представитель Шебыревой Н.А. на иске настаивала.

Представитель Администрации МО ГО «Сыктывкар» с иском не согласилась.

Иные лица участия в судебном заседании не приняли.

Исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Установлено, что Шебырева Н.А. является матерью ...

** ** **. Шебырева Н.А. обратилась в Администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о принятии на учет на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в рамках Закона Республики Коми №59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений», и на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья в рамках Закона Республики Коми №30-РЗ от 05.04.2005г. "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" по категории «семьи, имеющие трех и более детей», в чем Шебыревой Н.А. отказано письмами Администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** **. по основанию не подтверждения факта нуждаемости ее семьи в улучшении жилищных условий.

В силу ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения прав граждан на жилище Законом Республики Коми №59-РЗ от 28.06.2005г. «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» (далее – Закон Республики Коми № 59-РЗ от 28.06.2005г.) предусмотрено предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Коми или муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность граждан бесплатно для индивидуального жилищного строительства.

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона Республики Коми № 59-РЗ от 28.06.2005г. (в редакции, действовавшей с 06.07.2013г. до 01.03.2015г.) земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми или муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются однократно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в соответствии с законодательством в собственность бесплатно, в том числе, гражданам, имеющим трех и более детей – родителям (одиноким родителям), опекунам, попечителям, приемным родителям, имеющим трех и более детей, зарегистрированным по одному месту жительства с детьми.

В силу ч. 3 ст. 5 Закона Республики Коми № 59-РЗ от 28.06.2005г. (в редакции, действовавшей с 06.07.2013г. до 01.03.2015г.) земельные участки предоставляются гражданам из числа категорий, указанных в ч. 2 данной статьи, принятым в установленном порядке на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, или состоящим на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», или признанным в соответствии с настоящим Законом нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий и не имеющим земельных участков в постоянном (бессрочном) пользовании либо пожизненно наследуемом владении, либо переданных им по договору аренды, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилого дома в соответствии с законодательством, или не имеющим земельных участков, ранее предоставленных в собственность гражданам бесплатно для указанных целей.

Согласно ч. 3 ст. 5 Закона Республики Коми № 59-РЗ от 28.06.2005г. земельные участки предоставляются гражданам из числа категорий, указанных в части 2 настоящей статьи, принятым в установленном порядке на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, или состоящим на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья", или признанным в соответствии с настоящим Законом нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий и не имеющим земельных участков в постоянном (бессрочном) пользовании либо пожизненном наследуемом владении, либо переданных им по договору аренды, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилого дома в соответствии с законодательством, или не имеющим земельных участков, ранее предоставленных в собственность гражданам бесплатно для указанных целей.

В соответствии с ч. 3-1 ст. 5 Закона Республики Коми № 59-РЗ от 28.06.2005г. (введенной в действие с 06.07.2013г.) нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий признаются граждане: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления по месту жительства гражданина. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, в соответствии с перечнем соответствующих заболеваний, установленным федеральным законодательством.

Принятие граждан на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья реализуется в рамках Закона Республики Коми №30-РЗ от 05.04.2005г. «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья»

Для постановки граждан на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья в рамках Закона Республики Коми №30-РЗ от 05.04.2005г., гражданам необходимо быть признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п.2 ч.3 ст.2 Закона Республики Коми №30-РЗ от 05.04.2005г. имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с п.3(1) ст.2 Закона Республики Коми №30-РЗ от 05.04.2005г. при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в отношении граждан осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Шебырева Н.А. и члены ее семьи в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ, не принимались на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма.

Согласно ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решением Совета МО «Город Сыктывкар» от ** ** **. №... установлена учетная норма площади жилого помещения в размере ... кв.м. общей площади жилого помещения.

При подаче заявления о постановке на учет, Шебыревой Н.А. заявлен состав семьи ... человек: Шебырева Н.А., ... Шебырев В.В., дети ...

Семья Шебыревой Н.А. проживает и сохраняет регистрацию по месту жительства в жилом помещении по адресу: ..., площадью ...., в секции общей площадью ...., не признанном в установленном порядке непригодным для проживания.

Жилое помещение по адресу: ... принадлежит на праве общей долевой собственности Шебыревой Н.А., Шебыреву В.В. по ... (запись в ЕГРП от ** ** **

В ЕГРП имеется запись от ** ** **. о праве собственности ... Ю.В. на ... квартиры по адресу: ..., общей площадью ... кв.м., не признанной в установленном порядке непригодной для проживания.

Таким образом, размер общей площади жилого помещения по адресу: ... (... и ... квартиры по адресу: ... приходящийся на Шебыреву Н.А. и на каждого члена ее семьи составляет ... что составляет более учетной нормы (... и свидетельствует об отсутствии нуждаемости семьи Шебыревой Н.А. в улучшении жилищных условий, что является основанием для отказа в удовлетворения исковых требований Шебыревой Н.А. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным отказа от ** ** **. №... и обязании включить в список граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, признании незаконным отказа от ** ** **. №... и обязании включить в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты нарушенного права является компенсация морального вреда.

В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

На основании ст. 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащее гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В силу п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса РФ к нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

В соответствии со ст. 1099 Гражданского кодекса РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, возмещение морального вреда, причиненного бездействием должностных лиц государственных органов, нарушающим имущественные права гражданина, производится только в случаях, предусмотренных законом.

Доказательств нарушения действиями Администрации МО ГО»Сыктывкар» личных неимущественных прав Шебыревой Н.А. либо посягательства на принадлежащие ей другие нематериальные блага не представлено.

Законодательство не предусматривает норм по компенсации морального вреда в связи с реализацией органом местного самоуправления полномочий в сфере жилищного и социального обеспечения граждан.

Право гражданина на обращение в орган местного самоуправления с целью постановки на учет на предоставление земельного участка и социальной выплаты не относится к неимущественным правам Шебыревой Н.А. и не посягает на принадлежащие ей другие нематериальные блага.

Таким образом, заявленные Шебыревой Н.А. исковые требования о взыскании с Администрации МО ГО «Сыктывкар» компенсации морального вреда в размере ..., не основаны на положениях статей 1099 и 151 Гражданского кодекса РФ (случай не предусмотренный законом), и не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Отказать Шебыревой Н.А. в удовлетворении исковых требований к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным отказа от ** ** **. №... и обязании включить в список граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, признании незаконным отказа от ** ** **. №... и обязании включить в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, взыскании компенсации морального вреда в размере ...

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья -                                  Патрушева А.Г.

2-13705/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шебырева Н.А.
Ответчики
АМО ГО Сыктывкар
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
05.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.09.2016Передача материалов судье
05.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.09.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.09.2016Судебное заседание
12.10.2016Судебное заседание
30.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.01.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.10.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее