Судья Ващенко Е.А. Дело № 33-11133/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе:
председательствующего Шевчук Т.В.,
судей Фоминой Н.И., Савельева А.И.,
при секретаре Бычкове А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 апреля 2016 года апелляционные жалобы администрации Луховицкого муниципального района Московской области, Министерства строительного комплекса Московской области на решение Луховицкого районного суда Московской области от 17 февраля 2016 года по делу по иску Морозова Р. В. к администрации Луховицкого района Московской области о восстановлении в списке граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки,
заслушав доклад судьи Шевчук Т.В.,
объяснения Морозова Р.В., представителя Министерства строительного комплекса Московской области по доверенности Васютина А.А.,
установила:
Морозов Р.В. обратился в суд с иском к администрации Луховицкого муниципального района, в котором просил признать незаконным пункт 5 постановления администрации Луховицкого муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> об исключении Морозова Р.В. из списка отдельных категорий ветеранов, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, обязать администрацию Луховицкого муниципального района <данные изъяты> восстановить Морозова Р.В. в списке граждан имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, в том числе для обеспечения жилыми помещениями ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на учет до <данные изъяты>. предусмотренный ч.2 статьи <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».
Свои требования мотивировал тем, что постановлением от <данные изъяты> <данные изъяты> главы <данные изъяты> в порядке исключения, в связи с участием в боевых действиях в Чеченской Республике и нахождении в плену Морозов Р.В. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на льготную очередь на жилье. Данное постановление вынесено по ходатайству комитета молодежи, а так же на основании решения Общественной комиссии по жилищным вопросам и peгистрации граждан при администрации <данные изъяты> по настоянию ветеранов Великой Отечественной войны, входящих в состав комиссии.
На момент вынесения постановления истец был женат, имел ребенка и проживал семьей совместно с его родителями в двухкомнатной квартире жилой площадью 28.8 кв.м., где на человека приходилось 5.76 кв.м. В квартире были зарегистрированы истец и его родители. Жена и дочь были зарегистрированы в трехкомнатной квартире жилой площадью 47.5 кв.м. по адресу: <данные изъяты>. Помимо них в квартире было зарегистрировано и проживало еще три человека. Морозов Р.В. ежегодно предоставлял сведения о составе семьи и жилищном положении.
<данные изъяты> истец зарегистрировал новый брак, от которого имеется две дочери. Во втором браке Морозов Р.В., его жена и две дочери проживают в двухкомнатной квартире площадью 28.8 кв.м. совместно с его матерью, которая является инвали<данные изъяты> группы.
12.12.2014г. Морозов Р.В. обратился в администрацию Луховицкого муниципального района с заявлением о предоставлении ему квартиры, получен ответ, что он исключен из списка отдельных категорий ветеранов, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета. При этом постановление <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> не отменено и является действующим.
Основаниями исключения из очереди являлась ссылка на незаконность постановки Морозова Р.В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку в 2000 г. на каждого челна семьи истца приходилось по 9.6 кв.м., тогда как обеспеченность жилой площадью на одного человека в <данные изъяты> в целях признания нуждающимся в улучшении жилищных условий составляла не более 5 кв.м. на человека. Второй причиной послужило то, что истец не представил удостоверение единого образца, установленною Правительством Российской Федерации.
С постановлением администрации Луховицкого муниципального района истец не согласен, так как на протяжении многих лет он состоял на очереди на улучшении жилищных условий и каждый год предоставлял все необходимые документы для подтверждения нуждаемости.
В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали.
Представитель ответчика исковые требования не признал и пояснил, что Морозов Р.В. обоснованно исключен из Списка граждан, указанных в ч.2 статьи <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», вставших на очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до <данные изъяты> по Луховицкому муниципальному району <данные изъяты>.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве 3-го лица Министерство строительного комплекса <данные изъяты> в судебное заседание не явился, представил в суд письменные возражения, в которых просил в удовлетворении иска Морозову Р.В. отказать.
Решением Луховицкого районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> исковые требования Морозова Р.В. удовлетворены.
С постановленным по делу решением администрация Луховицкого муниципального района <данные изъяты> и Министерство строительного комплекса <данные изъяты> не согласились, представители подали апелляционные жалобы, в которых просили решение отменить, отказать в удовлетворении исковых требований Морозову Р.В.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав мнение явившихся лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены правильного по существу решения суда.
В силу подпункта 1 пункта 1 ст.3 ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас, военнообязанные, принимавшие участие в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации установлен Приложением к Федеральному закону РФ «О ветеранах» от <данные изъяты> №5-ФЗ.
Согласно разделу 3 данного Приложения, к боевым действиям относится выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 16 ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до <данные изъяты>, которое осуществляется в соответствии с положением ст.23.2 настоящего Федерального закона.
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающих на территории <данные изъяты>, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от <данные изъяты> N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Указом Президента Российской Федерации от <данные изъяты> N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" установлен <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».
В соответствии с пунктом <данные изъяты> <данные изъяты> органы местного самоуправления формируют списки граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
Укачанные списки формируются на основании документов, подтверждающих право граждан на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, перечень которых утверждается центральным исполнительным органом государственной власти <данные изъяты>, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории <данные изъяты> в отдельных сферах градостроительной деятельности на территории <данные изъяты>, промышленности строительных материалов и в сферах жилищно-коммунального хозяйства, развития теплоэнергетического комплекса <данные изъяты> (далее - уполномоченный орган).
Распоряжением Минстроя МО от <данные изъяты> <данные изъяты> утвержден Перечень документов, подтверждающих право граждан, указанных в частях 1 и 2 статьи <данные изъяты> <данные изъяты> «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, согласно которому документами, подтверждающими право граждан, указанных в част и 2 статьи 1 Закона N 125/2006-03 на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета для ветеранов боевых действий являются:
удостоверение ветерана боевых действий единого образца, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий";
справка из военного комиссариата по месту учета гражданина (Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации) о наличии у гражданина права на льготы, установленные Федеральным законом "О ветеранах", с указанием статьи, на основании которой он пользуется льготами;
копия решения органа местного самоуправления муниципального образования <данные изъяты> о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, оформленного в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (у мерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, утвержденным постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> N 845/46 "О мерах по реализации <данные изъяты> "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" (далее - Порядок).
На основании Постановления правительства МО от <данные изъяты> <данные изъяты> «О мерах по реализации <данные изъяты> по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» орган местного самоуправления формирует Список на основании решения органа местного самоуправления о признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, принятого на учет до 01.01.2005г.
Аналогичные положения содержит Порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, утвержденный Советом депутатов Луховицкого инициального района <данные изъяты>.
Разрешая спор, суд первой инстанции проанализировал приведенные нормы и установил, что Морозов Р.В. является участником боевых действий в Чеченской республике, о чем ему <данные изъяты> выдано удостоверение серия РМ <данные изъяты> соответствующего образца.
В соответствии с постановлением главы <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> Морозов Р.В. поставлен на очередь лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 3 человека в порядке исключения на основании ходатайства комитета молодежи.
Как участник боевых действий Морозов Р.В. включен в Список граждан, указанных в части 2 статьи <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до <данные изъяты> по Луховицкому муниципальному району.
Постановлением администрации Луховицкого муниципального района <данные изъяты> от 26.1 1.2013 г. <данные изъяты> Морозов Р.В. из данного Списка исключен.
Причиной исключения послужило несоответствие оснований признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на льготную очередь, указанных в правовом акте - постановлении <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «О выделении жилой площади, постановке на очередь» жилищному законодательству.
На момент постановки Морозова Р.В. на очередь обеспеченность жилой площадью его семьи была более 5 метров на человека, установленных Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем. истец был неправомерно признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Кроме того, у Морозова Р.В. отсутствовало удостоверение ветерана боевых действий установленного образца.
у/ -ч |
Пунктом 5 статьи <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> установлены основания исключения граждан из Списков, к которым относятся:
снятия с учета: получения мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> N 5-ФЗ "О ветеранах", получения мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом or <данные изъяты> N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; смерти.
Положением главы 7 Порядка обеспечения жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в <данные изъяты> помимо указанных оснований предусмотрено, что граждане исключаются из Списков в случае:
предоставления в администрацию Луховицкого муниципального района заявления об отказе от получения мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением, совершения гражданами действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии намерения оформить документы, необходимые для предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, в течение 1 месяца со дня получения уведомления о поступлении субвенции в бюджет Луховицкого муниципального района.
В судебном заседании установлено, что оснований, определенных данными правовыми нормами, для исключения Морозова Р.В. из Списка у ответчика не имелось.
В соответствии со ст. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> учет Граждан, указанных в част 1 настоящей статьи, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в порядке, предусмотренном <данные изъяты> <данные изъяты> "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", с предъявлением документа, подтверждающего право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
Признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий осуществлялось до 2005 г. на основании Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в <данные изъяты>, утвержденных решением Мособлисполкома и Президиума МОСПС от <данные изъяты> <данные изъяты>.
Пунктом 17 данных Правил установлено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.
Согласно ст.<данные изъяты> <данные изъяты> «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социальною найма» о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, органом местного самоуправления, на основании решения которого такие граждане были приняты на учет, принимает решение.
Как усматривается из письма Министерства строительного комплекса <данные изъяты> от <данные изъяты> Морозов Р.В. до настоящего времени состоит на учете граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях в администрации городскою поселения Луховицы Луховицкого муниципального района <данные изъяты> с <данные изъяты> По состоянию па <данные изъяты> номер его общей очереди – 261, льготной - 107.
Представитель ответчика в судебном заседании подтвердил тот факт, что Морозов Р.В. продолжает стоять на учете.
Решение о снятии Морозова Р.В. с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях администрацией городского поселения Луховицы не принималось. Постановление главы <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> о постановке Морозова Р.В. на очередь никем не отменялось и незаконным не признавалось.
Таким образом, до настоящего времени Морозов Р.В. сохраняет статус лица, нуждающегося в жилых помещениях, что является основанием для нахождения его в Списке.
Возражения представителя ответчика относительно отсутствия у истца права на постановку в очередь по тем основаниям, что у него отсутствовало удостоверение участника боевых действий установленного образца, суд обоснованно нашел несостоятельными, так как в силу действующих на тот момент Правил для признания лица нуждающимся в улучшении жилищных условий предоставление данного удостоверения не требовалось. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> и Закон Московской облаем и N 260 2005-03 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" приняты после 2000 года, в связи с чем, отсутствие у Морозов Р.В. удостоверения ветерана боевых действий на момент постановки его на очередь не могло являться основанием для исключения его из Списка.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному к выводу, что у ответчика отсутствовали установленные законом основания для исключения Морозова Р.В. из Списка граждан, у казанных в части 2 статьи <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до <данные изъяты> по Луховицкому муниципальному району <данные изъяты>.
Доводы представителя ответчика о пропуске срока исковой давности суд первой инстанции верно нашел необоснованными, так как данное заявление рассматривается в порядке искового производства и срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ не пропущен.
Судом правильно установлены все обстоятельства, имеющие значение для данного дела, правильно применены нормы права, регулирующие спорные отношения сторон, выводы суда соответствуют обстоятельствам настоящего дела.
Доводы апелляционной жалобы администрации Луховицкого муниципального района <данные изъяты> о том, что постановление от <данные изъяты> <данные изъяты> о постановке Морозова Р.В. на учет противоречит нормам жилищного законодательства, действовавшим на момент его издания, судебная коллегия не принимает, поскольку на момент вынесения решения данное постановление являлось действующим.
Доводы апелляционной жалобы Министерства строительного комплекса <данные изъяты> о незаконности постановки Морозова Р.В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с несоблюдением нормы обеспеченности жилой площадью, судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку обстоятельства неправомерности постановки на учет не предусмотрено действующим законодательством в качестве основания для снятия истца с такого учета, повторяют доводы возражений на иск, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку, не опровергают правильности выводов суда, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены вынесенного решения.
Остальные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с постановленным по делу решением и не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены правильного по существу судебного акта.
Руководствуясь ст., ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Луховицкого районного суда Московской области от 17 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации Луховицкого муниципального района Московской области, Министерства строительного комплекса Московской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи