Дело № 2-3549/2019
УИД: 11RS0001-01-2019-003738-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Некрасовой О.С.,
при секретаре Сакеновой К.Ю.,
с участием И.о. Прокурора Коровина Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
29 апреля 2019 года гражданское дело по исковому заявлению Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО « ...» о возложении обязанности организовать места для накопления и передачу отходов ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства, бой стеклянный ртутных ламп и термометров с остатками ртути, разработать и утвердить паспорта отходов I-IV классов опасности, образующихся в процессе осуществления деятельности.
установил:
Сыктывкарский природоохранного межрайонного прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ООО «...» о возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда:
1. организовать для многоквартирных домов, расположенных в г. Сыктывкаре по следующим адресам: ... места для сбора и накопление отходов ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства, бой стеклянный ртутных ламп и термометров с остатками ртути в соответствии с требованиями федерального законодательства;
2. разработать и утвердить паспорта отходов I-IV классов опасности, образующихся в процессе осуществления деятельности.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой проверки на основании поступившей информации о нарушениях законодательства об отходах производства и потребления при осуществлении сбора и передачи для транспортировки и утилизации ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства, бой стеклянный ртутных ламп и термометров с остатками ртути в соответствии с требованиями федерального законодательства, организовать передачу отходов ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства выявились нарушения законодательства.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования, представитель третьего лица в суд не явился.
Ответчик надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, извещение получено 01.04.2019 г. о явке в судебное заседание к 10 час. 00 мин. 29.04.2019 г., возражений по существу заявленных истцом требований не представил, доказательств совершения действий по организации в МКД мест для сбора и накопления отходов, разработке и утверждению паспортов отходов не представил, не указал на невозможность представления доказательств в суд первой инстанции ( абз.. 2 ч. 2 ст. 322 ГПК РФ).
Представитель ответчика в суд не явился, направил ходатайство об отложении рассмотрения дела, в связи с невозможностью явки представителя ООО «...1» в судебное заседание 29.04.2019 г., при этом подтверждающих документов в обоснование заявленного довода не представлено.
С учетом мнения истца, а также заблаговременного извещения стороны ответчика о месте и времени рассмотрения настоящего дела судом, отсутствия доказательств уважительности неявки представителя ООО «...» в судебное заседание, суд оставляет без удовлетворения ходатайство стороны ответчика об отложении рассмотрения дела, полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Установлено, что в управлении ООО «...» находятся, в ом числе, многоквартирных жилых дома ...
Согласно государственному докладу «О состоянии окружающей среды Республики Коми в 2017 году» в 2017 году на территории Республики Коми образовано 0,384 тыс. тонн отходов I и II классов опасности, из которых предано на обработку и утилизацию 0,306 тыс. тонн отходов.
По сведениям ООО «...», ЗАО «...», ООО «...» на территории г. Сыктывкара за период с 2016 по 2018 год было реализовано около 50 тысяч ртутьсодержащих ламп.
В ходе проверки прокурора установлено, что ООО «...» места для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в обслуживаемых многоквартирных домах не организованы. Паспорта на отходы не утверждены,.
Указанные обстоятельства ответчиком не опровергнуты.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, а также обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, культивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которые должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
На основании ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Статьей 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ) отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов РККО), утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства имеют код ФККО 4 71 101 01 52 1; учитывая, что тринадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду (пункт 9 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792), соответственно указанный вид отходов относится к I классу опасности, т.е. к чрезвычайно опасным отходам.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I – V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
П. 3 вышеуказанной статьи определено, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.
Согласно п. 7 Правил проведения паспортизации отходов I – IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 (далее – Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности), на отходы I –IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной названным постановлением. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, утверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
В соответствии с пунктом 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее по тексту - Правила № 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, безопасность для жизни и здоровья граждан, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Согласно подп. «д(1)» п. 11 Правил № 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I- IV класса опасности. При этом в соответствии с п. 2 Правил в состав общего имущества заключаются, в том числе, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, а также детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Таким образом, в соответствии с нормами жилищного законодательства Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме по договору управления многоквартирным домом фактически передают права на твердые коммунальные (бытовые) отходы (подлежащие обезвреживанию, утилизации (использованию) или удалению посредством размещения отходы, образующиеся в многоквартирных и жилых домах в результате потребления товаров (продукции) гражданами, а также товары (продукция), использованные ими в указанных домах в целях удовлетворения личных потребностей и утратившие свои потребительские свойства), так и на отходы производства (подлежащие обезвреживанию, утилизации (использованию) или удалению посредством размещения остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства, проведения работ, оказания услуг).
В соответствии с п. 12 Правил № 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подп. «д(1)» п. 11 Правил № 491, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего существа с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
В минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, включены работы по организации накопления отходов I - IV * классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передаче в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде далее - Правила обращения с отходами), которые являются обязательными для юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальных предпринимателей, в том числе осуществляющих правление многоквартирными домами на основании заключенного договора или заключивших с собственниками помещений многоквартирного дома договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, а также физических лиц (п. 1 Правил обращения с отходами).
П. 3 Правил обращения с отходами установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
Согласно п. 5 Правил обращения с отходами установлено, что накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов. В соответствии с п. 7 Правил потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать тару.
П. 8 (1) Правил обращения с отходами установлено, что у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп обеспечивают лица, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенного с собственниками помещений многоквартирных домов договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов и содержащихся в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества.
При этом места для накопления ртутьсодержащих ламп должны создаваться в каждом многоквартирном доме, поскольку договоры управления многоквартирным домом заключаются с каждым домом в отдельности.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ отходы потребления подлежат в том числе, сбору, накоплению и транспортировке, размещению, способы и условия, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и нормами. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
Пунктами 3.5. и 3.6. СанПиН 2.1.7.1322-03 Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления, утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003, установлено, что ранение сыпучих и летучих отходов в помещениях в открытом виде не допускается. В закрытых складах, используемых для временного хранения отходов I-II классов опасности, должна быть предусмотрена пространственная изоляция и раздельное хранение веществ в отдельных отсеках (ларях) на поддонах. Накопление и временное хранение промотходов производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары. Исходя из требований указанного документа, отработанные ртутные лампы (отход «лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» (I класс опасности)) должны храниться исключительно в специальных герметичных контейнерах, т.к. в соответствии си. 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 хранение твердых промотходов I класса опасности разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны).
С учётом изложенного выше суд приходит к обоснованности заявленных требований.
Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает время, в течение которого решение должно быть исполнено.
С учётом характера спора и обстоятельств дела такой срок определяется судом как 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу. Доказательств недостаточности времени для исполнения принятого судом решения, не представлено.
Руководствуясь ст. 194-196 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Возложить на ООО «...» обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
- организовать для многоквартирных домов, расположенных в г. Сыктывкаре по следующим адресам: ... места для сбора и накопление отходов ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства, бой стеклянный ртутных ламп и термометров с остатками ртути в соответствии с требованиями федерального законодательства;
-разработать и утвердить паспорта отходов I-IV классов опасности, образующихся в процессе осуществления деятельности
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий О.С. Некрасова
Решение суда принято в окончательной форме 30 апреля 2019 года