Судья Минбаева Р.И. гр. дело №33-7492/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 августа 2013 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам апелляционной инстанции Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Пискуновой М.В.,
судей: Бочкова Л.Б., Занкиной Е.П.,
с участием прокурора – Кушнирчук А.И.,
при секретаре – Овчинникове А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства строительства Самарской области в лице руководителя правового управления Бисяриной Н.И. на решение Исаклинского районного суда Самарской области от 10 июня 2013 года, которым постановлено:
«Обязать администрацию муниципального района Шенталинский Самарской области и Министерство строительства Самарской области предоставить Тумандеевой Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенное для проживания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, по месту жительства, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном районе Шенталинский Самарской области».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Бочкова Л.Б., заключение прокурора, полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Шенталинского района Самарской области обратился в суд в защиту интересов Тумандеевой Л.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., к администрации муниципального района Шенталинский Самарской области и Министерству строительства Самарской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенное для проживания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, по месту жительства, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в м.р. Шенталинский Самарской области.
В заявлении указывал, что прокуратурой района проведена проверка в сфере соблюдения законодательства о защите жилищных прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Шенталинском районе, по результатам которой было установлено, что Тумандеева Л.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Её отец - ФИО1 лишен родительских прав решением Шенталинского районного суда Самарской области от 16.11.2007г., мать - ФИО2 умерла 26.12.2003г. В настоящее время Тумандеева Л.А. обучается в ГАОУ СПО «<данные изъяты>».
Жилых помещений, пригодных для проживания, у Тумандеевой Л.А. в собственности не имеется, о чем свидетельствуют соответствующие справки Шенталинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.
После достижения Тумандеевой Л.А. совершеннолетия она не была обеспечена жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ввиду отсутствия надлежащего финансирования мер социальной поддержки по обеспечению жильем лиц указанной категории.
Договор найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда с ней до настоящего времени не заключался, чем нарушены её права, предусмотренные ФЗ РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Самарской области от 28.12.2012г. N 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области».
Не обеспечение Тумандеевой Л.А. жилой площадью не ниже установленных социальных норм нарушает её право, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ, ст. 8 Закона № 159, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, прокурор просил суд обязать администрацию м.р. Шенталинский Самарской области и Министерство строительства Самарской области предоставить Тумандеевой Л.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенное для проживания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, по месту жительства, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в м.р. Шенталинский Самарской области.
Судом постановлено указанное выше решение об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Министерство строительства Самарской области в лице руководителя правового управления Бисяриной Н.И. просит указанное решение суда в части возложения обязанности на Министерство строительства Самарской области отменить, считая его неправильным, ссылаясь на то, что обязанность по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда должна быть возложена на администрации соответствующих районов.
Участвующий по делу прокурор просила решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Тумандеева Л.А., а также представители администрации м.р. Шенталинский и Министерства строительства Самарской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены заблаговременно в надлежащий адрес. Об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, о причинах невозможности явки в судебное заседание не уведомили. При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает возможным на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в их отсутствии.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, основанием для которого послужило обращение к нему гражданина о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Из материалов дела следует, что по результатам проведенной прокуратурой проверки в сфере соблюдения законодательства о защите жилищных прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Шенталинском районе, было установлено, что Тумандеева Л.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Её отец - ФИО1 лишен родительских прав решением Шенталинского районного суда Самарской области от 16.11.2007г., её мать - ФИО2 умерла 26.12.2003г.
Согласно справке Шенталинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Тумандеева Л.А. не имеет в собственности жилого помещения, пригодного для проживания.
Тумандеева Л.А. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
В настоящее время Тумандеева Л.А. обучается в ГАОУ СПО «<данные изъяты>», которое не является федеральным государственным образовательным учреждением.
Согласно ст. 4 Федерального закона РФ от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
В соответствии со ст. 5 указанного ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 8 вышеуказанного ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Судом установлено, что после достижения Тумандеевой Л.А. совершеннолетия она не была обеспечена жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ввиду отсутствия надлежащего финансирования мер социальной поддержки по обеспечению жильем лиц указанной категории.
Кроме того, договор найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда с ней до настоящего времени не заключался.
На основании ч. 4 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012г. N 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», проживание детей-сирот признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях родителей, лишенных родительских прав, опекунов и попечителей, отстраненных в установленном порядке от выполнения своих обязанностей, бывших усыновителей, если усыновление отменено, лиц, не являющихся членами семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание с ними в одном жилом помещении; жилые помещения не пригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот.
Указанным Законом также установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 вышеуказанного Закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений.
Согласно ст. 2 Закона, органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
Органы местного самоуправления могут за счет собственных средств включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности.
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
На основании ст. 19 Федерального закона РФ от 06.10.2003г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно п. 3 ст. 20 указанного ФЗ, органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Кроме того, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Довод Министерства строительства Самарской области о том, что при обеспечении жильем Тумандееву Л.А. ранее граждан, состоящих на учёте с более раннего периода, будет нарушен принцип социальной справедливости, суд обоснованно не принял во внимание, поскольку он не имеет правового значения для разрешения данного спора, довод не основан на законе.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора и возложил на администрацию м.р. Шенталинский Самарской области и Министерство строительства Самарской области обязанность предоставить Тумандеевой Л.А. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенное для проживания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, по месту жительства, отвечающее установленные санитарным и техническим требованиям, расположенное в м.р. Шенталинский Самарской области.
Доводы апелляционной жалобы Министерства строительства Самарской области в лице руководителя правового управления Бисяриной Н.И о том, что обязанность по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда возложена на администрации соответствующих районов, в связи с чем, в удовлетворении требований к Министерству строительства Самаркой области следует отказать, являются несостоятельными.
Согласно ст. 11 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» контроль за осуществлением переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется Министерством строительства Самарской области.
Из вышеизложенной нормы закона следует, что надлежащими ответчиками по настоящему делу, на которых возлагаются обязанности по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, являются как администрация м.р. Шенталинский Самарской области, так и Министерство строительства Самарской области.
По смыслу ст. 210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение безотлагательно после вступления его в законную силу.
Порядок и сроки его исполнения определены Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В силу изложенного, Министерство строительства Самарской области не лишено права в рамках исполнительного производства обратиться с заявлением об изменении порядка исполнения решения суда.
Судебная коллегия полагает, что обстоятельствам, имеющим значение для дела, судом дана необходимая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Исаклинского районного суда Самарской области от 10 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства Самарской области в лице руководителя правового управления Бисяриной Н.И. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: