ДЕЛО №2а-797/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 марта 2018 года город Сочи
Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе: председательствующий судья Сидоров В.Л.,
при секретаре Ягудиной С.О.,
с участием прокурора Легкоева М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседание административное дело по административному исковому заявлению административного истца Зимбачевского В.И. к административному ответчику Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 45-19 г. Сочи о признании незаконным решения об отказе во включении в список избирателей на выборах Президента Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Зимбачевский В.И. обратился в Хостинский районный суд города Сочи с административным исковым заявлением об оспаривании действий Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 45-19 г. Сочи о признании незаконным решения об отказе во включении в список избирателей на выборах Президента Российской Федерации, указывая, что он постоянно проживает в другом городе, однако приехал в <адрес> на временное жительство, он желает принять участие в голосовании по выборам Президента РФ, просит восстановить его права на участие в выборах и обязать комиссию включить его в списки для голосования. В судебном заседании административный истец свое требование поддержал.
Представитель участковой избирательной комиссии избирательного участка № 45-19 г. Сочи, в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом, его присутствие судом не признавалось обязательным, и в соответствии с положениями ч.3 ст.243 КАС РФ, суд считает возможным рассмотрение дела в его отсутствии.
Представитель Хостинской Территориальной избирательной комиссии города Сочи не возражал против удовлетворения административного искового заявления.
Суд, заслушав административного истца, представителя Территориальной избирательной комиссии, исследовав письменные доказательства, заслушав мнение прокурора, который полагает, что иск подлежит удовлетворению, приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно Конституции РФ высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3). Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в референдуме относятся к числу основных политических прав, признаваемых и гарантируемых Конституцией РФ и международным правом (в том числе Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г.; Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.; Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.; Конвенцией Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г.; Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г. и др.).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, при этом возлагая на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
В статье 239 КАС РФ указывается о том, что избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме. Согласно требованиям ст.240 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах.
При этом в силу требований статьи 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В силу ст. 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ / в редакции от 5 февраля 2018 года/ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
А согласно ст.4 указанного Федерального Закона гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению назначенного референдума. До назначения референдума в действиях по подготовке и проведению референдума имеет право принимать участие гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет.(в ред. Федеральных законов от 09.11.2009 N 250-ФЗ, от 02.05.2012 N 40-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ). Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В соответствии с п.4 ст. 17 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 4. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения места его жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт пребывания (временного пребывания, нахождения) гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме). Факт нахождения места жительства либо пребывания (временного пребывания) гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами. Включение гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума по месту его нахождения на территории определенного избирательного участка, участка референдума осуществляется в соответствии с пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона.
При этом в указанном п.16 статьи 64 Закона отмечается, что при проведении выборов Президента Российской Федерации, выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации избиратель, участник референдума, который будет находиться в день голосования вне места своего жительства, вправе подать в избирательную комиссию, комиссию референдума заявление о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения (далее в настоящем пункте - заявление) в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (далее в настоящем пункте - порядок). Заявление может быть подано избирателем, участником референдума только лично по предъявлении паспорта (в период замены паспорта - временного удостоверения личности). Избиратель, участник референдума, подавший заявление, может быть включен в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения только на одном избирательном участке, участке референдума. Избиратель, участник референдума, подавший заявление и явившийся в день голосования на избирательный участок, участок референдума по месту своего жительства, может быть включен в список избирателей, участников референдума только по решению участковой комиссии и только после установления факта, свидетельствующего о том, что он не проголосовал на избирательном участке, участке референдума по месту своего нахождения. В случае включения избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума по месту своего жительства он утрачивает право быть включенным в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения.
Судом из материалов дела установлено, что административный истец значится постоянно зарегистрированным в <адрес>, однако временно проживает в городе Сочи, по указанным уважительным причинам он не смог воспользоваться своим правом на подачу заявления о включении его, как избирателя, в список избирателей согласно п.1.2 Постановления ЦИК России от 1 ноября 2017 года № / ред. от 13 декабря 2017 года/ "О Порядке подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения на выборах Президента Российской Федерации", которым установлено, что заявления в соответствии с настоящим Порядком вправе подать избиратели, которые будут находиться в день голосования вне места своего жительства.
Согласно п.2.5 указанного Постановления избиратель, который не может по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) самостоятельно подать заявление в сроки, установленные пунктом 2.1 Порядка, может устно или письменно (в том числе при содействии социального работника или иных лиц) в те же сроки обратиться в ТИК либо УИК для предоставления ему возможности подать заявление вне ППЗ. УИК, в том числе по поручению вышестоящей ТИК, не позднее чем за пять дней до дня голосования (понедельник) обеспечивает посещение избирателя с целью предоставления ему такой возможности. В этом случае заявление избирателя регистрируется в Журнале регистрации заявлений с пометкой "вне ППЗ" в графе "Примечание", а согласно ст.2.14 избиратель, не имеющий возможности принять участие в голосовании по месту жительства и подать заявление в соответствии с пунктами 2.1, 2.5 Порядка, может не ранее чем за четыре дня до дня голосования (вторник) и не позднее 14 часов по местному времени в день, предшествующий дню голосования (суббота), оформить в УИК избирательного участка, где он включен или имеет право быть включенным в список избирателей (за исключением УИК избирательных участков, образованных за пределами территории Российской Федерации), заявление (форма заявления приведена в приложении N 4 к Порядку) (далее - специальное заявление), при предъявлении которого в день голосования избиратель включается в список избирателей на указанном в специальном заявлении избирательном участке.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения административного искового заявления и предоставления гражданину возможности принять участие в голосовании выборов Президента РФ 18 марта 2018 года.
Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
При этом суд учитывает, что указанный гражданин участия ранее в выборах Президента РФ от 18 марта 2018 года не принимал и доказательств, свидетельствующих о том, что данный гражданин уже принимал участие в досрочном голосовании в суд не предоставлено.
Согласно ст.188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению. Согласно ч.2 ст.188 КАС РФ в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что настоящее решение суда подлежит немедленному исполнению, так как замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб интересам гражданина, который будет лишен возможности принять участие в голосовании 18 марта 2018 года.
Руководствуясь ст.ст.175-180, ст.ст.226-227, ст.243,ст.244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить административное исковое заявление административного истца Зимбачевского В.И. к административному ответчику Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 45-19 г. Сочи о признании незаконным решения об отказе во включении в список избирателей на выборах Президента Российской Федерации.
Признать незаконным и необоснованным отказ Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 45-19 г. Сочи во включении в список избирателей на выборах Президента Российской Федерации Зимбачевского В.И. и обязать Участковую избирательную комиссию избирательного участка № 45-19 г. Сочи включить в списки избирателей гр-на Зимбачевского В.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Копию решения суда по административному делу о защите избирательных прав вручить под расписку лицам, участвующим в деле, в том числе лицу, давшему заключение по делу /прокурору/, а также представителю избирательной комиссии, организующей выборы, или направить им в течение трех дней со дня принятия такого решения в окончательной форме, а в период избирательной кампании, кампании референдума (до дня голосования) незамедлительно после изготовления решения суда с использованием способов, позволяющих обеспечить скорейшую доставку указанных копий. Копию вступившего в законную силу решения суда, которым удовлетворено заявленное требование, или решения, подлежащего немедленному исполнению, незамедлительно направить руководителю соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, председателю избирательной комиссии, комиссии референдума, должностному лицу. Суд также может направить копию вступившего в законную силу решения суда руководителю вышестоящего в порядке подчиненности органа, председателю вышестоящей в порядке подчиненности комиссии, вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу.
На основании части 2 ст.188 КАС РФ решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда через Хостинский районный суд города Сочи в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Полная форма решения суда изготовлена 18 марта 2018 года.
Судья В.Л.Сидоров
На момент публикации не вступило в законную силу
СОГЛАСОВАНО:
Судья Сидоров В.Л.