Решение по делу № 12-88/2018 от 24.10.2018

        №...

РЕШЕНИЕ

16 ноября 2018 г.                                      ...

Судья Сегежского городского суда Республики Карелия Ронгонен М.А., при секретаре Медведевой О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу акционерного общества «<...> ЦБК» на постановление мирового судьи судебного участка № ... Республики Карелия от 13 августа 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка № ... от 13 августа 2018 г. АО «<...> ЦБК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и юридическому лицу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 17000 руб.

АО «<...> ЦБК», не согласившись с вынесенным постановлением, обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения, поскольку требование, невыполнение которого вменяется юридическому лицу, не является предписанием, ответственность за невыполнение требований которого предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель АО «<...> ЦБК» Лашкина В.А., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала. Пояснила, что полученное АО «<...> ЦБК» требование от 25.06.2018 не содержит признаков предписания контролирующего органа, неисполнение которого может повлечь привлечение к административной ответственности. Требование является претензией в рамках заключенного договора аренды лесного участка. Выставленная неустойка была полностью оплачена юридическим лицом и предъявлена ко взысканию к подрядной организации в порядке регресса. Кроме того, АО «<...> ЦБК» было привлечено к административной ответственности по ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Представители ГКУ РК «<...> центральное лесничество» Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия Каминская Е.А., Матейко Е.П., действующие на основании доверенности, в судебном заседании против жалобы возражали, пояснив, что вина АО «<...> ЦБК» в совершении административного правонарушения доказана, до настоящего времени требование об устранении нарушений лесного законодательства не исполнено, обжаловано не было. На основании договора аренды №...-з от 19.12.2018 арендодатель имеет право предъявлять арендатору требования (предписания) об устранении нарушений в области состояния, использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов и условий договора. Арендатор обязан выполнять требования, предусмотренные лесным законодательством, обязан был принять у подрядной организации оконченную рубкой лесосеку без нарушений либо обязать организацию устранить нарушения до сдачи лесосеки арендодателю. Неисполнение требования подпадает под состав ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. В отзыве на жалобу Сегежское центральное лесничество также ссылается на ч. 2.1, п. 11 ч. 3 ст. 96 Лесного кодекса РФ, п. 6, п. 64.1 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению на землях фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), согласно положениям которых лесные инспекторы и лесничие вправе предъявлять требования об устранении нарушений лесного законодательства. Также указано на то, что ранее АО «<...> ЦБК» уже привлекалось к административной ответственности по данной статье и не возражало против принятия данного решения.

Изучив доводы жалобы, проверив дело, заслушав явившихся лиц, судья приходит к следующим выводам.

В силу требований ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.

Согласно ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушения законодательства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Объективная сторона состава данного административного правонарушения заключается в невыполнении виновным лицом в установленный законом срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

Из материалов дела следует, что 19.12.2008 между Министерством лесного комплекса РК (арендодатель) и ОАО «<...> ЦБК» (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка, в соответствии с которым Министерство передало юридическому лицу в аренду земельные участки на срок до 31.12.2053, в частности, территорию ... (... по л/у) участкового лесничества. В соответствии с условиями заключенного договора арендатор обязан соблюдать требования санитарной безопасности в лесах, осуществлять очистку лесов от захламления (п.4.4.13 договора). По окончанию деятельности по заготовке древесины на конкретной площади (лесосеке, делянке), обеспечивать за свой счет сдачу данных лесных участков арендодателю. При окончании работ (срока действия лесной декларации) в зимний период проводить сдачу лесосек, делянок в 3-месячный срок с наступления бесснежного периода (п. 4.4.18).

Согласно п.п. 4.1.3, 4.1.4 договора Министерство вправе предъявлять арендатору требования (предписания) об устранении нарушений в области охраны и защиты лесов, подавать иски в суд при невыполнении арендатором условий договора.

05.06.2018 лесничим ... участкового лесничества Матейко Е.П. в присутствии представителя арендатора АО «<...> ЦБК» при осмотре места осуществления лесосечных работ (осмотра лесосеки), выполненных на основании лесной декларации №... от 09.12.2016, договора аренды лесного участка от 19.12.2008 №...-з в квартале 68 выдел 38.2, 32.2, 32, 29,30 лесосеке № - трасса в ... лесничестве (по лесоустройству), была обнаружена невывезенная в установленный срок древесина в объеме 15,8 кв. м, о чем составлен акт осмотра лесосеки №... от 05.06.2018, начислена неустойка.

25.06.2018 на основании акта осмотра лесосеки по результатам мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках Республики Карелия ... участкового лесничества ГКУ РК «<...> центральное лесничество» Матейко Е.П. в адрес АО «<...> ЦБК» было направлено требование №... о необходимости вывезти оставленную древесину в объеме 15,5 кбм. В ... лесничестве (по лесоустройству) в кв. 68 выд. 38.2, 32.2, 32, 29,30 трасса в срок до 09.07.2018. В качестве основания вынесения требования указано нарушение пп. «з», «к» п. 12 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 №....

10.07.2018 с 13.00 до 16.00 при проведении проверки исполнения требования от 25.06.2018 лесничим, государственным инспектором ... участкового лесничества Матейко Е.П., государственным инспектором по охране и защите лесов Конон В.В. установлено, что АО «<...> ЦБК» не выполнило в установленный срок законное требование от 25.06.2018 об устранении нарушений лесного законодательства, в связи с чем в отношении АО «<...> ЦБК» 18.07.2018 составлен протокол об административном правонарушении №...-Выг., и постановлением мирового судьи судебного участка № ... Республики Карелия от 13.08.2018 АО «<...> ЦБК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, юридическому лицу назначено наказание в виде штрафа в размере 17000 руб.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Кроме того, при рассмотрении вопроса о наличии в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава административного правонарушения, предусмотренного отдельными частями статьи 19.5 КоАП РФ, суду необходимо установить факт выдачи и законность неисполненного предписания.

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.09.2017 № 326-П Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия преобразовано в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия и является исполнительным органом государственной власти, осуществляющим непосредственно или через подведомственные организации федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в частности, выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Предписание - это обязательный для исполнения документ, составленный и направленный (врученный) от имени уполномоченного по контролю органа юридическому лицу и содержащий требования по устранению выявленных нарушений.

В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, требования которого нарушены, законные и обоснованные меры для их устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.

Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Положениями Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению на землях фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного Указом Главы Республики Карелия от 28.01.2011 № 4, предусмотрено, что в случае выявления в результате проверки нарушений лесного законодательства Российской Федерации уполномоченные должностные лица выдают обязательные для исполнения предписания, которые прилагаются к акту проверки, и контролируют исполнение указанных предписаний в установленные сроки (п. 64).

В случае выявления нарушений лесного законодательства Российской Федерации при осуществлении государственной функции посредством проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах уполномоченные должностные лица предъявляют требования к установленным виновным лицам (п. 64.1).

В случае выявления при проведении проверки, мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах административного правонарушения в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, в том числе в части неисполнения в установленный срок предписаний, требований, уполномоченным должностным лицом, проводившим проверку, мероприятие по контролю (патрулированию) в лесах, возбуждаются дела об административных правонарушениях в отношении лиц, совершивших указанные правонарушения, а также проводятся иные мероприятия в порядке административного производства, установленном законодательством Российской Федерации, направленные на привлечение виновных лиц к административной ответственности (п. 65).

В Административном регламенте исполнения государственной функции по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного пожарного надзора в лесах, утвержденном Указом Главы Республики Карелия от 01.04.2011 № 28, предусмотрены аналогичные полномочия в случае выявления в результате проверки нарушений требований пожарной безопасности в лесах (п.п. 63, 63.1, 64).

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения АО «<...> ЦБК» к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и обжалуемом судебном акте выводы о невыполнении названным юридическим лицом требования №... от 25.06.2018.

При этом факта невыполнения в срок законного предписания (постановления, представления, решения) АО «<...> ЦБК» в рассматриваемом случае не вменялось.

Следовательно, вывод мирового судьи о совершении АО «<...> ЦБК» деяния, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, основан на расширительном толковании процитированной нормы, что является недопустимым при решении вопросов, связанных с привлечением к административной ответственности с точки зрения соблюдения баланса частных и публичных интересов, и противоречит положениям ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ о том, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу ч. 1 ст. 1.6 данного Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Привлекая АО «<...> ЦБК» к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, мировым судьей необоснованно дано расширительное толкование данных нормативных положений, позволяющее применить их к невыполнению в установленный срок любого акта органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль. Данный вывод не основан на нормах закона.

Мировым судьей не было учтено, что невыполнение АО «<...> ЦБК» выставленного требования об устранении нарушений Правил заготовки древесины в части невывоза древесины на лесосеке в установленный срок, административную ответственность на основании ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ не влечет. Несоблюдение данного требования влечет наступление иных правовых последствий.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи, вынесенное в отношении АО «<...> ЦБК» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, подлежит отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, поскольку в данном случае в деянии АО «<...> ЦБК» отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № ... Республики Карелия от 13 августа 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «<...> ЦБК» отменить, производство по делу прекратить на основании п.1 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях – в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Судья                М.А. Ронгонен

12-88/2018

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
АО "Сегежский ЦБК"
Суд
Сегежский городской суд
Судья
Ронгонен М.А.
Статьи

КоАП: ст. 19.5 ч.1

24.10.2018Материалы переданы в производство судье
07.11.2018Судебное заседание
08.11.2018Судебное заседание
16.11.2018Судебное заседание
16.11.2018Вступило в законную силу
29.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2018Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее