Решение по делу № 2-76/2018 ~ М-32/2018 от 16.01.2018

                                № 2-76/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Юргинское                 28 февраля 2018 года

Омутинский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи - Оглоблиной Т.А.,

при секретаре - Ивановой И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу энергетики и электрификации «Тюменьэнерго» Южное территориальное производственное отделение филиала Тюменские распределительные сети, Администрации Юргинского муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности установить границы охраны зон в отношении объектов электросетевого хозяйства, переданных по договору аренды,

у с т а н о в и л:

Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Акционерному обществу энергетики и электрификации «Тюменьэнерго» Южное территориальное производственное отделение филиала Тюменские распределительные сети, Администрации Юргинского муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности установить границы охраны зон в отношении объектов электросетевого хозяйства, переданных по договору аренды.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> по заданию прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка.

На основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Юргинского муниципального района и акционерным обществом «Тюменьэнерго», последнему передан в аренду 131 объект электросетевого хозяйства в <адрес>.

В соответствии с актом приема-передачи имущества по договору, объекты электроэнергетики переданы в удовлетворительном техническом состоянии.

Согласно п.п.5,6 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства.

Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании.

При этом, на сетевую организацию возложена обязанность по обращению в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства.

Вместе с тем, в нарушение норм действующего законодательства, охранная зона для 131 объекта электросетевого хозяйства на момент проверки не установлена, обращение в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства не направлено.

По указанному факту прокурором района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона в адрес директора АО «Тюменьэнерго».

Из полученного ответа от ДД.ММ.ГГГГ из Южного территориального производственного отделения филиала Тюменские распределительные сети акционерного общества энергетики и электрификации «Тюменьэнерго» следует, что законом предусмотрена возможность установления границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства и подачи заявления о внесении изменений о данных зон в государственный кадастр недвижимости как собственниками таких объектов, так и лицами, владеющими ими на законном основании, в том числе на праве аренды.

Так как конкретное лицо, ответственное за исполнение указанных обязанностей в случае передачи объекта электросетевого хозяйства в аренду законодательно не определено, АО «Тюменьэнерго» считает, что данный вопрос может быть разрешен при заключении договора аренды или иного соглашения между собственником такого объекта и его арендатором.

Между тем, отсутствие юридического закрепления охранной зоны объектов электросетевого хозяйства может повлечь за собой определенные негативные последствия, в том числе создает угрозу жизни и здоровья граждан, проживающих на смежных земельных участках и может привести к осуществлению видов деятельности, запрещенных в охранных зонах.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

    Просит суд признать бездействие Акционерного общества энергетики и электрификации «Тюменьэнерго» Южное территориальное производственное отделение филиала Тюменские распределительные сети незаконным.

Обязать Акционерное общество энергетики и электрификации «Тюменьэнерго» Южное территориальное производственное отделение филиала Тюменские распределительные сети установить границы охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства, указанных в договоре аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Юргинского муниципального района и акционерным обществом «Тюменьэнерго» в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Признать бездействие Администрации Юргинского муниципального района незаконным.

Обязать Администрацию Юргинского муниципального района установить границы охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства, указанных в договоре аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Юргинского муниципального района и акционерным обществом «Тюменьэнерго» в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

    В судебном заседании прокурор <адрес> Овсянников И.А. исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика АО «Тюменьэнерго» Сидоров Г.Г., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании с иском не согласен, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Представитель ответчика администрации Юргинского муниципального района <адрес> Тулупова Т.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании с иском не согласна, указывая, что при подписании договора аренды и принятии имущества в аренду АО «Тюменьэнерго» возражений относительно недостатков имущества по мотиву отсутствия определенных охранных зон, не высказывал.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Пунктом 2 части 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно положениям пункта 9 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», которым установлены организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, к объектам топливно-энергетического комплекса относятся, в том числе, объекты электроэнергетики.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> по заданию прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка, по результатом которой установлено, что охранная зона для 131 объекта электросетевого хозяйства на момент проверки не установлена, обращение в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства не направлено.

Из имеющегося в деле договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ следует, что между администрацией Юргинского муниципального района и акционерным обществом «Тюменьэнерго», заключен договор аренды, согласно которого Балансодержатель передает Арендатору во временное владение и пользование на условиях аренды 131 объект электроснабжения, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования Юргинский муниципальный район, необходимые для обеспечения электроснабжения Юргинского муниципального района (п.1.1 Договора), а Арендатор обязуется уплачивать за арендуемое Имущество арендную плату в порядке и сроки, предусмотренные договором (л.д.6-11).

В соответствии с п. 1.2. договора, перечень, стоимостные и технические характеристики передаваемого в аренду Имущества, приведены в Приложении , являющегося неотъемлемой частью договора.

Согласно п.2.1. Договора представители Арендодателя либо Балансодержатель и Арендатора совместно обследуют и проверяют исправность Имущества с целью выяснения его состояния, обнаружения дефектов Имущества. Передача осуществляется путем подписания Сторонами акта приема-передачи (приложение к настоящему Договору) (л.д. 12).

Имущество, указанное в договорах аренды, передано ответчику по актам приема-передачи, являющимся Приложениями к договорам аренды (л.д. 12).

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьей 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК РФ.

Проанализировав договоры аренды муниципального электросетевого имущества, суд приходит к выводу о том, что между сторонами сложились отношения, регулируемые главой 34 ГК РФ (аренда).

В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Частью 1 статьи 615 ГК РФ установлено, что арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

Согласно п. 3.4.1 Договора арендатор обязуется использовать Имущество в соответствии с его назначением, обеспечивать сохранность Имущества, поддерживать Имущество в исправном состоянии, осуществлять обслуживание переданного Имущества в целях обеспечения его надежной работы, в том числе осуществлять оперативно-техническое обслуживание, текущий ремонт, аварийно-восстановительные работы, проверку и испытания имущества, приборов и системе учета, а также содержание в исправном состоянии переданного Имущества, руководствуясь действующими нормами, правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей, правилами пожарной безопасности, производственной санитарии, требовании Госгортехнадзора и Госстандарта России и экологическими нормативами (л.д.8).

Таким образом, системное толкование условий Договоров аренды позволяет сделать вывод о том, что на АО «Тюменьэнерго», как на арендатора соответствующих объектов муниципального электросетевого имущества, возложена обязанность соблюдать нормы и правила отраслевого действующего законодательства, регулирующего порядок осуществления соответствующего вида деятельности и использования соответствующего арендуемого имущества.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила, Правила установления охранных зон).

Как следует из раздела 1 Правил, такие Правила определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (далее - охранные зоны), а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон (далее - земельные участки), обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов. В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий. Границы охранных зон определяются в соответствии с Правилами. Земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются.

Пунктом 5 Правил (в редакции, действующей на момент заключения Договоров аренды) установлено, что охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению.

В соответствии с пунктами 6 - 7 Правил границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее - сетевая организация).

Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий технический контроль и надзор в электроэнергетике, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, которое должно быть рассмотрено в течение 15 дней с даты его поступления в соответствующий орган.

После согласования границ охранной зоны сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета), с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны.

Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах (пункт 6).

Охранные зоны подлежат маркировке путем установки за счет сетевых организаций предупреждающих знаков, содержащих указание на размер охранной зоны, информацию о соответствующей сетевой организации, а также необходимость соблюдения предусмотренных настоящими Правилами ограничений (пункт 7).

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, что на момент передачи арендатору имущества по договорам аренды охранные зоны в отношении такого имущества определены не были, Акционерное общество «Тюменьэнерго» фактически приняло на себя обязанность обеспечивать исполнение всех требований законодательства, установленных в отношении осуществляемого им вида деятельности (энергетика и электрификация).

Таким образом, обязанность по определению охранной зоны в отношении арендуемых по договорам аренды спорного имущества лежит именно на ответчике АО «Тюменьэнерго», как сетевой организации, использующей (эксплуатирующей) имущество на законных основаниях в целях организации электроснабжения в границах Юргинского муниципального района <адрес> в соответствии с принятыми нормами эксплуатации.

Требование по определению охранной зоны установлено именно нормативным правовым актом, регулирующим отношения по поводу использования объектов электросетевого хозяйства.

Довод представителя ответчика АО «Тюменьэнерго» о том, что в Договорах аренды (как и в аукционной документации, офертах договоров) прямо не указана обязанность арендатора оформить указанные выше охранные зоны в отношении объектов аренды, является несостоятельным, поскольку в соответствии с условиями Договоров аренды АО «Тюменьэнерго» фактически приняло на себя обязанность обеспечивать исполнение всех требований законодательства, установленных в отношении осуществляемого им вида деятельности (энергетика и электрификация), а обозначенное выше требование установлено именно нормативным правовым актом, регулирующим отношения по поводу использования объектов электросетевого хозяйства.

    Таким образом, иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к АО «Тюменьэнерго» подлежит частичному удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 333.19. Налогового Кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент предъявления иска в суд, по требованиям неимущественного характера подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Поскольку истец указанным выше нормативным актом освобожден от уплаты государственной пошлины, данная государственная пошлина в сумме 300 рублей подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу энергетики и электрификации «Тюменьэнерго» Южное территориальное производственное отделение филиала Тюменские распределительные сети, Администрации Юргинского муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности установить границы охраны зон в отношении объектов электросетевого хозяйства, переданных по договору аренды – удовлетворить частично.

Признать бездействие Акционерного общества энергетики и электрификации «Тюменьэнерго» Южное территориальное производственное отделение филиала Тюменские распределительные сети незаконным.

Обязать Акционерное общество энергетики и электрификации «Тюменьэнерго» Южное территориальное производственное отделение филиала Тюменские распределительные сети установить границы охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства, указанных в договоре аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Юргинского муниципального района и акционерным обществом «Тюменьэнерго» в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Взыскать с Акционерное общество энергетики и электрификации «Тюменьэнерго» Южное территориальное производственное отделение филиала Тюменские распределительные сети в бюджет Юргинского муниципального района <адрес> государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд через Омутинский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 01 марта 2018 года.

Судья     -                           Т.А.Оглоблина

2-76/2018 ~ М-32/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Юргинского района Тюменской области
Ответчики
АО энергетики и электрофикации " Тюменьэнерго" Южное территориальное производственное отделение филиала Тюменские распределительные сети
Администрация Юргинского муниципального района
Суд
Омутинский районный суд
Судья
Оглоблина Татьяна Анатольевна
16.01.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.01.2018[И] Передача материалов судье
16.01.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.01.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2018[И] Подготовка дела (собеседование)
01.02.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2018[И] Судебное заседание
28.02.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.03.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.06.2018[И] Дело оформлено
08.06.2018[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее